Методическая статья. Методические рекомендации по подготовке к концертному выступлению в классе гитары
Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям ДШИ и ДМШ. Цель работы - формирование и совершенствование навыков подготовки к концертному выступлению в процессе обучения игре на гитаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации гитаристу | 28.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПОДГОТОВКЕ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В КЛАССЕ ГИТАРЫ»
Автор: Медведева Инна Борисовна,
преподаватель гитары СПб ГБУ ДО
«Санкт-Петербургская ДШИ им. Д.С. Бортнянского»
Санкт-Петербург
2024
Аннотация
Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям ДШИ и ДМШ. Цель работы - формирование и совершенствование навыков подготовки к концертному выступлению в процессе обучения игре на гитаре.
Ключевые слова
Концертное выступление, методические рекомендации, гитара.
Содержание
1.Вступление
Деятельность учащегося класса гитары в процессе обучения игре на инструменте многообразна. Одним из логических этапов музыкального образования является публичное исполнение программы. Концертное выступление - одна из вершин учебной деятельности музыканта. Успех исполнительской деятельности ученика во многом зависит от комплексного подхода подготовки к выступлению.
2.Подготовительный период
Значение публичных выступлений для развития юного гитариста известно. Частые выступления дают исполнительский опыт и профессиональный рост. Опыт существующих методик выводит правила успешного выступления: доскональное знание исполняемой музыки, физическое, психическое, духовное здоровье. Исполнение музыки – приобретенный навык. Чем больше репетируешь, тем меньше требуется усилие. Сознание управляет началом процесса. Далее управление большим количеством операций совершается подсознанием.
Тренировка полезных привычек должна стать Правилом №1;
- проигрывание подряд больших отрывков, затем целиком без нот
- работа с нотным текстом без инструмента
- воспроизведение музыки голосом и представление её зрительно
- контроль над мышечной свободой способствует психологической свободе
- игра с закрытыми глазами, в темноте, для внутренней свободы
- контроль и снятие напряжений мышц тела, лица, влияющих на скованность звука
- периодическая сверка с нотным текстом выученной пьесы
- запись программы на диктофон или на видео, сверка исполнения с нотным текстом, анализ своего исполнения со стороны
- играя, видеть конечную цель-интерпретацию произведения
- выработка умения начать играть с любой части произведения
- самообладание нужно искать в себе
- играя, держать в уме музыкальную форму произведения, опорные точки, от которых можно продолжить произведение при необходимости, чтобы не потерять концентрацию, не сбиться
- выработка привычки, после ошибки «перескакивать» на такт вперед
- не забывать о том, что динамический план произведения, логичность аппликатуры рук и техника взаимосвязаны
- на сцене реакцией на ошибку должна стать невозмутимость
- рассматривать выступление, как полезный опыт
- рассматривать выступление, как возможность открыть людям красоту музыки, как ты её понимаешь
- исполнять концертную программу не сбиваясь, в неподходящих условиях, для максимальной концентрации внимания
- как можно чаще играть слушателям концертную программу
- назначать себе срок, к которому должна быть выучена пьеса
- слушать произведения программы в интерпретации лучших исполнителей
- слушать переложения произведений в оригинале
- каждый раз ставить цель перед самостоятельной работой и добиваться её.
3.Концертное выступление
На пути к успеху стоит хорошая подготовка концертной программы, организация, самоконтроль, режим.
Обстоятельства, так или иначе влияющие на концертного исполнителя;
- точная настройка гитары
- точная высота подставки
- высота и устойчивость стула
- качественные новые разыгранные струны
- доскональное знание нотного текста
- удобный костюм(платье) и удобная обувь
- освещение и свежий воздух в аудитории
- акустика зала
- внимание и обратная связь слушателей
- тишина в зале
- одно проигрывание целиком программы в день выступления
- предконцертный режим, прогулки, гимнастика
- витамины и кальций для здоровья ногтей
- хорошая осанка
- здоровый и отдохнувший организм
- глубокое дыхание перед началом трудного фрагмента
- медленный темп первой пьесы освобождает от зажима
- внутреннее пение в соответствии с фразировкой
- умение слушать себя
- умение отбросить мысли о себе и погрузиться в музыку
- любить музыку сердцем, а исполнять головой
- медленное проигрывание перед концертом
- адреналин для творческого подъёма
У волнения всегда есть объяснение. Например, нерешительность приводит к «музыкальному заиканию». Поэтому так необходимы ежедневные тренировки, независимо от здоровья, настроения, времени и места. Внутренняя дисциплина, поиск времени, - для решения разных музыкальных задач. Внутренняя мотивация рождает самодисциплину, - та же приводит к воспитанию полезных привычек, к укреплению силы воли и к сильному характеру музыканта.
Приподнятое состояние возбуждения перед выступлением полезно. Оно мобилизирует артиста, активизирует его выносливость, обостряет чувства, возможность превзойти себя в исполнительстве.
Если же страх парализует творческие силы, - это приводит к неудаче исполнителя. Причины могут быть совершенно разными;
- холодные руки
- прогрессирующая опасная мысль, навязчивые разговоры о провале
- недобросовестные занятия
- положился на удачу
- отвлёкся от замысла композитора
- не всё сделал для чистой совести
- неуверенность от «сырой» программы
- чрезмерная работа перед выступлением
- сознательная работа над произведением закончена за неделю перед выступлением
- истощение нервной энергии перед выступлением
Приведу несколько рекомендаций, способствующих успешному выступлению из собственного опыта;
- правильно подточенные ногти
- волнение может быть только в образе
- следует быть самым строгим себе судьёй только до выхода на сцену
- во время концертного выступления игнорировать случайности, прощая ошибки ради сохранения формы и содержания музыки
- выстроить свою защиту от разрушительной критики
- использовать конструктивную критику себе во благо
- поддерживать в себе самообладание настроем на успех
- вспоминать удачные выступления перед выходом
- вести обычный образ жизни, не позволять себе плохих мыслей
- заниматься глубоким дыханием, насыщая кровь кислородом и успокаивая нервную систему
- подавлять волнение делом, захватывающим внимание целиком
- двигаться, делать гимнастику рук и пальцев, несложные упражнения до начала
- не отвлекаться на пустую болтовню перед выходом, сосредотачиваясь на уверенной мысли об успешном выступлении
- помнить, улыбка и маска уверенности и спокойствия становится частью характера
- легко перекусить за пару часов в приятной компании
- с нетерпением ждать выступления, как своего признания в любви к исполняемой музыке
- выйдя на сцену с настроенной гитарой, удобно сесть и настроиться на исполнение, внутренне просчитав такт в нужном темпе и в характере
- между произведениями выдерживать нужную паузу для осмысления и переключения внимания, настройки на следующую пьесу
- перед началом игры внутренне проговорить придуманное ключевое слово, мгновенно мобилизующее на воплощение замысла композитора
- все движения на сцене за несколько секунд до и после исполнения произведения должны работать на художественный образ пьесы
- потрясти может только потрясенный, взволновать - только взволнованный, вызвать «живые» эмоции может только «живая» игра
- играя, надо быть влюблённым в произведение, будто услышал его и полюбил впервые, как ребёнок, со всей непосредственностью чувств, но под чётким контролем разума
- несуетливо рассказывая, раскрывай содержание произведения, терпеливо доведи его до наивысшей точки развития, до логического конца.
- следует переживать за раскрытие замысла композитора, целиком сосредотачиваясь на нём.
- если программа выступления большая, следует разделить работу над ней на несколько дней, работая над частью пьес в один день, над остальными- в другой
А самое главное, - прислушаться к себе. Подготовка каждого исполнителя к концертному выступлению индивидуальна.
4.Период после выступления
- почувствовать и запомнить свои эмоции от концертного выступления
- почувствовать отклик слушателей
- поблагодарить всех людей, кто был причастен к этому выступлению
- подумать о планах на будущее
- вспомнить и взять на вооружение всё, что оказалось полезным во время подготовки
- припомнить ошибки во время исполнения, проанализировать, найти пути к их преодолению
- продолжить работу над ошибками перед следующим выступлением
- на основе полученного опыта, сделать выводы и продолжить концертную практику.
5.Заключение
Тренировка полезных привычек открывает возможности приспособить полученные знания и умения учащегося к концертному выступлению, а его накопленный концертный опыт способствует формированию и практическому закреплению индивидуальной манеры поведения в процессе реализации себя как концертного исполнителя.
В современном мире существуют широкие возможности для возможности выступлений гитариста, для развития и повышения самооценки; конкурсы, концерты, академические зачёты и экзамены, концерты учащихся класса и школы, выступления в детских садах, школах, домах творчества, социальных центрах, в больницах, детских домах, на выставках, фестивалях, участие в мастер-классах, курсах повышения квалификации, открытых уроках, выкладывание выступлений в сети интернет на своих страницах в группах, в блоге и т.д.
Успешная концертная жизнь исполнителя бесспорно повышает мотивацию к частым концертным выступлениям, способствует профессиональному росту, эффективности обучения, правильной самооценке гитариста.
6. Оглавление
- Вступление
- Подготовительный период
- Концертное выступление
- Период после выступления
- Заключение
- Оглавление
- Список литературы и интернет-ресурсов
7.Список литературы и интернет-ресурсов
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. «Музыка». –М.,1971
- Как научить играть на гитаре. Серия «Мастер-класс». Составление, вступительная статья - В. Кузнецов. – М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2006
- Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы Девятой международной научно - практической конференции 24 марта 2018/Редактор-составитель В.Р. Ганеев. - Саратов, Саратовская государственная консерватория им.Л.В. Собинова, 2018
- Маккинон Л. Игра наизусть. Изд. «Музыка». – М., 1967
- Нейгауз Г. Об исполнительстве. Изд. «Музыка». - М., 1975
- О цветовой методике обучения игре на гитаре, о подготовке к концертам, о битве гитаристов https://www.youtube.com/watch?v=aT90Fb42AZ8
- Как побороть волнение перед выступлением на сцене https://www.youtube.com/watch?v=JkFWrwqe1aM