Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЯГАНИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани «Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02. ФОРТЕПИАНО
г. Нягань
2023 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» Протокол от « » 2023г. № | «Утверждаю» Директор МАОУК ДО Г. Нягани «ДШИ» И.А. Бережная « » 2023г. |
Составитель:
В.Ю. Сабанова, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО г.Нягани
«ДШИ», преподаватель высшей категории.
Рецензент:
С.Ю.Курочкина, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, заведующая фортепианным отделом, преподаватель высшей категории.
Рецензия
на программу учебного предмета «Фортепиано» дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»
Программа учебного предмета ПО.01. УП.02. «ФОРТЕПИАНО» дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации от 12 марта 2012года №164.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации, перечень литературы.
Содержание программы учебной программы соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа тщательно продумана, профессионально выстроена, имеет логическую последовательность, грамотный язык изложения. В программе дан обширный репертуарный список, включающий стилистически разнообразные произведения, а также учитывающий варианты уровня профессиональной подготовки обучающихся.
Объём данной программы позволяет учащимся приобрести необходимые знания, умения, навыки для дальнейшего самостоятельного творческого развития.
В программе приведены примеры репертуаров по классам. Программа содержит требования по годам обучения, график контрольных уроков, зачетов, примеры экзаменационных программ, разделенные на уровни сложности в соответствии с уровнем развития и возможностями обучающихся.
Программа учебного предмета ПО.01. УП.02. «ФОРТЕПИАНО» дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» может быть рекомендовано для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.
Рецензент: Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры,
заведующая фортепианным отделом
Курочкина С.Ю.
07.12.2023г.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Распределение учебного материала по годам обучения;
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на выявление:
- одаренных детей в области музыкального искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно - нравственного развития детей;
- приобретение знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение учащимися навыков сольного и ансамблевого исполнительства, овладение основами аккомпанемента и необходимыми навыками самостоятельной работы.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на отделении хорового пения необходим курс ознакомления с этим инструментом.
Предмет «Фортепиано» играет важную образовательную, познавательную и воспитательную роль в музыкальном развитии ребенка.
Он помогает овладеть всеми необходимыми навыками исполнения различных видов полифонии и способствует развитию полифонического слуха.
На уроке «Фортепиано» формируются навыки прочтения простейших хоровых партитур, навыки аккомпанемента.
Программа определяет формы и способы проведение занятий, определяет количество произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развивать его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
В программе дается примерный список произведений различных по уровню трудности для исполнения на зачетах или концертах в течение года.
Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Хоровое пение» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается для учащихся отделения хорового пения - обязательная часть: 1 час аудиторных занятий с 1-6 класс, 2 часа аудиторных занятий отделения хорового пения с 7-8 класс.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На отделение «Хоровое пение» на самостоятельную работу отводится в 1 классе - 2 часа, с 2-4 класс -3 часа, 5-8 класс-4 часа.
Таблица 1
Срок обучения | Хоровое пение (8 лет) 8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах). (обязательная+вариативная часть) | 1218 (1218+0) |
Количество часов на аудиторные занятия (обязательная+вариативная часть) | 329 (329+0) |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (обязательная+вариативная часть) | 889 (889+0) |
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
- владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
- владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяются следующие методы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой метод (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений, художественных впечатлений);
- практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
«фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 8-летнее обучение (хоровое пение) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 8-летнее обучение (хоровое пение) Обязательная часть | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) | 8-летнее обучение (хоровое пение) | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Первый год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения для 8-летнего обучения.
Второй год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Третий год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Четвертый год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Пятый год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Шестой год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Седьмой год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
Восьмой год обучения соответствует:
- классу отделения хорового пения.
год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1
класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий «квинтовый круг», «лад»,
«тональность».
Гаммы До мажор, ля минор - каждой рукой отдельно в одну-две октавы.
Аккорд - тоническое трезвучие с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно.
В конце первого полугодия контрольный урок, на котором учащиеся могут исполнить две разнохарактерные пьесы на разные штрихи. А также могут выступить на родительском собрании или концерте.
В конце второго полугодия контрольный урок (зачет), где исполняются два разнохарактерных произведения.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Сперонтес | Менуэт Соль мажор |
Курочкин В. | Пьеса |
Тюрк Д.Г. | «Ариозо» |
Крутицкий М. | «Зима» |
Моцарт В. Абелев Ю. | Менуэт Фа мажор «В степи» |
Жилинский А. | «У речки» |
Этюды
Гнесина Е. | «Фортепианная азбука» «Маленькие этюды для начинающих» |
Ляховицкая С. | Этюды из сборника «Первые шаги начинающего пианиста» |
Музыка с радостью под общ. ред. Геталовой: этюды |
Пьесы
Лонгшамп-Друшкевичова К. Лонгшамп-Друшкевичова К. | «Из бабушкиных воспоминаний» «Полька». | ||
Кореневская И. | «Дождик» | ||
Любарский И. | «Курочка» | ||
Степаненко М. Филипп И. | «Обидели» «Колыбельная» | ||
Гречанинов А. Салютринская Т. | «В разлуке» «Пастух играет» | ||
Руббах А. | «Воробей» | ||
Жилинский А. | «У речки» | ||
Берлин П. | «Пони звездочка» | ||
Щуровский Ю. | «Серенькая кукушечка» | ||
Майкапар С. Абелев Ю. | «Раздумье» «Осеняя песенка» | ||
Любарский Н. Щуровский Ю. | «Курочка» «Мышонок» | ||
Степшина С. Ансамбли | «Игра в мяч»
| ||
Витлин В. | «Дед Мороз» | ||
Русская народная песня | «Ухти-тухти» | ||
Уотт Д. | «Три поросенка» (ансамбль в переложении Игнатьева В.) | ||
Чешская народная песня | «Ну-ка, кони» (ансамбль в переложении Игнатьева В.) | ||
Французская народная песня | «Большой олень» (ансамбль в переложении Игнатьева В.) | ||
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль – Уотт Д. «Три поросенка» (ансамбль в переложении Игнатьева В.) Тюрк Д.Г. «Ариозо»
Вариант 2
Гнесина Е. Этюд
Крутицкий М. «Зима»
год обучения
Продолжение работы над организацией игрового аппарата, совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением.
Чтение с листа, развитие самостоятельных навыков, освоение элементов терминологии, исполнение в ансамбле с педагогом, тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии. За год учащийся должен изучить:
1 полифоническое произведение,
1 произведение крупной формы,
4 разнохарактерные пьесы,
1-2 этюда,
1-2 ансамбля.
Работа над пальцевой техникой, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры упражнений.
Гаммы: До, Соль мажор в прямом движении двумя руками в 2 октавы, ля минор отдельными руками в 2 октавы, тоническое трезвучие, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И.С. | Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах (по выбору) | ||
Корелли А | Сарабанда ре минор | ||
Сен-Люк Я. | Бурре | ||
Моцарт Л. | Менуэт ре минор | ||
Перселл Г | Ария | ||
Скарлатти Д. | Ария | ||
Кригер И. | Менуэт |
Моцарт В. Менуэт До мажор
Крупная форма
Степаненко М. Сонатина №4
Беркович И. Вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» Сильванский Н. Вариации Литкова И. Вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка»
Этюды
Фортепиано под общ. ред. Б. Милич: этюды
Черни-Гермер А «Избранные этюды для начинающих» соч.65 Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А. Штейбельт Д. Майкапар С. Чайковский П. Кабалевский Д. Гречанинов А. Иордан И. Левитин Ю. Ботяров Е. Кореневская И. Любарский Н. Майкапар С. Ансамбли Гречанинов А. Кабалевский Д. Савельев Б. Глинка М. | Соч.98: «В разлуке», «Мазурка» «Адажио» «Сказочка», «Пастушок» «Болезнь куклы» «Клоуны» «В разлуке» «Охота за бабочкой» «Марш» «Танец» «Дождик» «Чешская песня» «Вальс» «На зеленом лугу» «Наш край» «Песенка кота Леопольда» «Ходит ветер у ворот» |
Моцарт В. Бетховен Л. Филипп И. Крылатов Е. Зив М.
Фрид Г. Баркаускас В. | «Отрывок из симфонии» « Марш» «Колыбельная» «Колыбельная медведицы» Весенние лужицы, Старинный танец. В поле колокольчик Маленькие гномики |
Примеры зачетных и переводных программ I полугодие
Моцарт В. Менуэт До мажор
Кореневская И. «Дождик»
II полугодие
1 вариант: Майкапар С. «Сказочка»
Шитте Л. «Этюд»
2 вариант: Бах И.С. «Ария»
Иордан И. | «Охота за бабочкой» | ||
год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях
проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.
За год учащийся должен изучить:
2 этюда,
4 разнохарактерные пьесы, из них 2 в порядке ознакомления,
1 полифоническое произведение,
1 произведение крупной формы,
2 ансамбля.
Гаммы Фа мажор двумя руками в прямом движении в 2 октавы, ре минор 3-х видов каждой рукой отдельно в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева): | |
Арман Ж. | Пьеса ля минор |
Циполи Д. Кригер И. | Менуэт Менуэт |
Бах И.С. | Ария |
Курочкин Д. | Пьеса |
Бем Г. | Менуэт |
Бах И.С. | Полонез соль минор; Бурре |
Моцарт Л. | Волынка; Бурре; Менуэт |
Гендель Г.Ф. | Менуэт ре минор |
Гедике А. | Ригодон |
Телеман Г.Ф. | Гавот |
Этюды
Гедике А. | 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч. |
Гнесина Е. | Фортепианная азбука |
Беркович И. | Этюд Фа мажор |
Гурлит М. | Этюд ля минор |
Майкапар А. | Этюд ля минор |
Лекуппэ Ф. | Этюд До мажор |
Черни К. – Гермер Т. | Этюды №№ 1-15 (1 тетр.) |
Шитте Л. | Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7 |
Крупная форма
Клементи М. Сонатина №1, 2 соч.36
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Некрасов Ю. Маленькая сонатина
Пьесы
Беркович И. | 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу» |
Толкачев Г. | « В лесу» |
Чайковский П. | «Камаринская» |
Парцехаладзе М. | «Проказница» |
Майкапар А. | «Пастушок», «В садике», соч. 28 |
Фрид Г. | «Грустно» |
Чайковский П. | «Мой Лизочек», «В церкви» |
Слонов Ю. | «Скерцино» |
Дварионас Б. Ходош В. | «Прелюдия» «Осень» |
Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л. | «Марш» |
Мак-Доуэл Э. | «К дикой розе»» |
Металлиди Ж. | «Дом с колокольчиком» |
Шаинский В. | «Песенка крокодилы Гены» |
Примеры зачетных и переводных программ I полугодие
Гедике А. Этюд ля минор Левидова Д. Пьеса
II полугодие
Бетховен Л. Рондо
Чайковский П. «В церкви»
4 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1 полифоническое произведение,
1 часть произведения крупной формы, 1-2 ансамбля,
Гаммы до 2- 3 знаков (с одинаковой аппликатурой) двумя руками в 2-4 октавы в прямом и противоположном движении, аккорды , арпеджио короткие, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Например: Гаммы Ре, Си бемоль мажор в прямом и противоположном движении в 2 октавы, ми, соль минор 3-видов двумя руками в 2 октавы.
Аккорды по 3 звука двумя руками, арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Павлюченко С. | Фугетта ля минор | ||
Бах Ф.Э. | Маленькая фантазия | ||
Бах И.С. | Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор | ||
Скарлатти Д. | Ария | ||
Гедике А. | Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор | ||
Гендель Г.Ф | Ария | ||
Пёрселл Г. | Сарабанда | ||
Моцарт Л. | 12 пьес под ред. Кувшинникова: Сарабанда ре мажор, Менуэты ре мажор, ре минор Сен-Люк Ж. Бурре | ||
Чюрленис М. | Фугетта |
Этюды
Бертини А. Бертини А. | Этюд Соль мажор Этюд Ре мажор | ||
Гедике А. | 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32 Соч. 58. «Ровность и беглость» | ||
Лешгорн А. | Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15 | ||
Лемуан А. | Этюды соч.37 №№ 1,2 | ||
Черни К. – Гермер Т. | 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 | ||
Шитте Л. | Соч. 108: №№ 14-19 |
Крупная форма
Диабелли А. | Сонатина |
Кулау Ф. | Сонатина До мажор |
Моцарт В. Хаслингер Т. Андре И. | Сонатина До мажор № 1, 1 ч. Сонатина Соль мажор Сонатина Соль мажор |
Пьесы
Ходош В. | «Догонялки» |
Гречанинов А. | «Грустная песенка» |
Чайковский П. Классен А. Жилинкис А. | «Песнь жаворонка» «Эскиз» «Мышки» |
Шитте Л. | «Танец гномов» |
Берлин Б. | «Обезьянки на дереве» |
Свиридов Г. Гречанинов А. | «Ласковая просьба» «Облака плывут», «На лужайке». |
Шуман Р. | «Первая утрата» |
Мак - Доуэлл Э. | «Шиповник» |
Косенко В. | «Пастораль» |
Щуровский Ю. | «Утро» |
Свиридов Г. | «Ласковая просьба» |
Шуман Р. | Соч.68. «Марш» |
Шуман Р. | «Смелый наездник» |
Гедике А. | «Маленькая пьеса» соч.6 № 20 |
Штогаренко А. | «Мотылек» |
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. | «Пастораль» |
Шуберт Ф. | «Немецкий танец» |
Вебер К. | «Хор охотников» |
Диабелли А. | «Романс» |
Моцарт В. | «Ария Папагено» |
Примеры зачетных и переводных программ I полугодие
Черни К. – Гермер Т. Этюд, 1 тетрадь, № 7
Гречанинов А. «Облака плывут»
II полугодие
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор
Такатакишвили Ш. «Вальс»
5 год обучения
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-3 пьесы,
1 полифоническое произведение, 1 часть крупной формы,
1-2 ансамбля,
Продолжение формирования навыков чтения с листа.
Гаммы до 2- 3 знаков (с одинаковой аппликатурой) двумя руками в 2-4 октавы в прямом и противоположном движении, аккорды , арпеджио короткие, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
И.С.Бах | Бурре |
Бах И.С. | Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах; Маленькие прелюдии до минор, ми минор |
Бах Ф.Э. | Фантазия |
Рамо Ж. | Менуэт в форме рондо |
Гендель Г. | Сарабанда с вариациями |
Мясковский М. | Двухголосная фуга соль минор соч.78 |
Корелли А. | Сарабанда |
Скарлатти Д. | Ария ре минор |
Циполи Д. | Фугетта |
Перселл Г. | Ария, Менуэт Соль мажор |
Гедике А. | Инвенция ре минор |
Этюды
Беренс Г. Соч.61 и 88 32 избранных этюда
Гурлит К. | Этюд Ля мажор |
Гедике А. | Этюд ми минор |
Гнесина Е. | Этюд «Волчок» |
Шитте Л. | Этюды соч.160: №10,14,15,18 |
Бертини А. | Соч.29 28 избранных этюдов |
Кабалевский Д. Гозенпуд М. | Этюд ля минор «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1, сост. Руббах) |
Лешгорн А. | Соч. 65 Этюды |
Лемуан А. | Соч. 37: №№ 10-13, 20 |
Черни К. - Гермер Т. | 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35 |
Крупная форма
Андрэ А. | Сонатина Соль мажор |
Бетховен Л. Бенда Я. | Вариации на швейцарскую тему Сонатина ля минор |
Вебер К. | Сонатина До мажор |
Бетховен Л. | Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч. |
Кулау А. | Сонатина До мажор соч.55 |
Клементи М. | Сонатины До мажор, Фа мажор |
Кабалевский Д. | Соч.51 Легкие вариации на тему словацкой народной песни |
Моцарт В. | Сонатина Ля мажор,Легкие вариации |
Плейель Р. | Сонатина |
Шуман Р. | Детская соната Соль мажор соч.118 |
Пьесы
Барток Б. | Сборник «Детям» по выбору |
Мясковский Н. | «Беззаботная песенка» |
Дварионас Б. | Прелюдия |
Гедике А. | Скерцо |
Гедике А. | Соч.8 Миниатюры (по выбору) |
Глиэр Р. | В полях, Ариэтта |
Кюи Ц. | «Испанские марионетки» |
Кабалевский Д. | Токкатина |
Майкапар С. Мак-Доуэлл Э. | «Маленькие новеллетты» соч.8 Соч.51. Пьеса ля минор |
Прокофьев С. | Соч.65 Детская музыка: Утро, Марш, Раскаяние. |
Чайковский П. Шостакович Д. | Соч.39 Детский альбом (по выбору) Танцы кукол(по выбору) |
Питерсон О. | «Зимний блюз» |
Раков Н. | Полька |
Чайковский П. | Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская полька |
Шуман Р. | Соч.68. Альбом для юношества (по выбору) |
Хачатурян А. | Андантино |
Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л. | Немецкие танцы (в 4 руки) |
Беркович И. | Соч. 90: фортепианные ансамбли |
Металлиди Ж. | Цикл пьес в 4 руки |
Ребиков В. | Соч.8 Грустная песенка, Мазурка |
Бургмюллер Ф. | Соч.100 Утешение, Баркарола. |
Примеры зачетных и переводных программ I полугодие
Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12 Глиэр Р. Ариэтта
II полугодие
Кабалевский Д. Сонатина
Черни К. Ред. Гермера Этюд №42
6 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения, 1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа,
мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. | Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор Менуэты Соль мажор, до минор | ||
Гедике А. | Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор | ||
Гольденвейзер А. | Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор | ||
Гендель Г. | Сарабанда с вариациями, Фугетта | ||
Кригер И. | Сарабанда (сб. «Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост. Кувшинников) | ||
Маттезон И. | Ария, Менуэт | ||
Моцарт В. | Контрданс | ||
Перселл Г. | Танец, Менуэт, Вольта | ||
Павлюченко С. | Фугетта ми минор | ||
Мясковский Н. | Соч.78 Фуга си минор №4 | ||
Рамо Ж.Ф. | Менуэт |
Этюды
Гедике А. Крамер И. | Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26 Соч.60 Этюды | ||
Беренс Г. | Соч.100 №4 | ||
Геллер С. | Соч.47 №12,13 | ||
Дювернуа Ж. | Соч.176 №43,44 | ||
Лак Т. | Соч. 172 №№ 5-8 | ||
Лемуан А. | Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39 | ||
Лешгорн А. | Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору) | ||
Черни К. -Гермер Т. | 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42 | ||
Шитте Л. | Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9 |
Крупная форма
Бетховен Л. | Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч. |
Гедике А. Глазунов А. | Тема с вариациями, соч. 46 Сонатина ля минор |
Диабелли А. | Сонатина № 1; Рондо, соч. 151 |
Кабалевский Д. | Сонатина ля минор, соч. 27 Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36 |
Моцарт В. | Сонатина Фа мажор, 1 ч. |
Мелартин Э. | Сонатина соль минор |
Шуман Р. | Детская сонатина |
Чимароза А. | Сонатины ре минор, ля минор |
Кулау Ф. | Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч. |
Пьесы
Бетховен Л. | Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор Тирольская песня, соч. 107 | ||
Гайдн Й. | Менуэт Соль мажор | ||
Григ Э. | Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа» | ||
Мендельсон Ф. | Песни без слов: № 7 | ||
Шопен Ф. | Кантабиле | ||
Шуман Р. | Альбом для юношества: Сицилийская песенка | ||
Чайковский П. | Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс | ||
Пахульский Г. | Соч. Прелюдия до минор | ||
Слонов Ю. | Скерцино | ||
Гречанинов А. | Соч. 123: «Грустная песенка» | ||
Косенко В. | Соч. 15: Вальс, Пастораль | ||
Майкапар А. | Соч. 8: Мелодия Соч. 28: Колыбельная | ||
Прокофьев С. Лядов А. Шостакович Д. | Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер» Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор Танцы кукол |
Ансамбли в 4 руки
Балакирев М. | 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой» |
Мартини Дж. | Гавот (перел. Гехтмана) |
Шуман Р. | «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах) |
Шуберт Ф. | Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4 руки) Лендлер |
Чайковский П. | «Не бушуйте, ветры буйные» |
Примеры зачетных и переводных программ I полугодие
Чайковский П. Вальс
Гендель Г. Сюита Соль мажор
II полугодие
Лешгорн А. Соч.66, этюд N 18
Бетховен Л. Соната Фа мажор, 2-я часть Рондо
7 год обучения
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-3 пьесы,
1-2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа,
мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. | Маленькие прелюдии, ч.2: До мажор, ре минор, Ре мажор, Французские сюиты: до минор (менуэт), си минор (менуэт) | ||
Майкапар А. | Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор | ||
Мясковский Н. | Соч. 43: «Элегическое настроение», канон «Маленький дуэт», 2-голосная фуга ре минор | ||
Люлли Ж.Б. Жига | («Библиотека юного пианиста, средние классы ДМШ», сост. Б.Милич) | ||
Лядов А. | Соч.34 Канон до минор №2 | ||
Мясковский Н. | Соч.78 Фуга си минор №4 | ||
Циполи Д. | Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1, сост. Самонов, Смоляков) | ||
Ипполитов-Иванов | Менуэт |
Этюды
Аренский А. Беренс Г. | Этюд си минор №1, соч.19 Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7 |
Бертини А. | 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9 |
Гедике А. | 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8 Соч. 47: №№ 20-26 |
Лешгорн А. | Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4 |
Черни К. – Гермер Т. | 2 тетрадь: №№ 6-12 |
Крупная форма
Бетховен Л. | Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор, 1 ч. |
Вебер К.М. | Сонатина До мажор |
Гайдн Й. Глинка М. | Соната Соль мажор № 11: 1 ч. Вариации на тему «Среди долины ровныя» |
Клементи М. | Сонатины Соль мажор, Фа мажор |
Кулау Ф. | Сонатины №№ 1,4, соч. 55 |
Чимароза Д. | Соната соль минор |
Кабалевский Д. Клементи М. | Вариации на русскую тему соч.51 №1 Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор |
Моцарт В. | Сонатина №5 фа мажор: 1 ч. |
Беркович И. | Вариации на украинские темы |
Пьесы
Бетховен Л. | 7 народных танцев: Алеманда Ля мажор, Багатель, соч.119 №1 |
Григ Э. | Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12 |
Глиэр Р. Глазунов А. | Колыбельная Юношеские пьесы |
Грибоедов А. | 2 Вальса |
Моцарт В. | Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор |
Косенко В. | Скерцино, соч. 15 |
Пахульский Г. | «В мечтах» |
Мендельсон Ф. | Соч.72 Детские пьесы (по выбору) |
Прокофьев С. | Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка» |
Чайковский П. | Соч. 39: «Утреннее размышление» Соч. 39: Мазурка, Русская песня |
Шуман Р. | Соч. 68: Маленький романс, Северная песня, «Песенка жнецов» Пьеса Фа мажор, «Всадник», Сицилийская песенка |
Ансамбли в 4 руки
Аренский А. | 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка», «Сказка» | ||
Бетховен Л. Гаврилин В. Глиэр Р. | «Афинские развалины» «Веселая прогулка» Менуэт, соч. 38 | ||
Глиэр Р. | Грустный вальс | ||
Гаврилин В. Гайдн И. | Вальс «Учитель и ученик» вариации для фортепиано в 4 руки | ||
Рахманинов С. | «Сирень» | ||
Шуберт Ф. | Экосезы в 4 руки, соч.33 | ||
Глиэр Р. | Мазурка, соч. 38 |
Примеры переводных программ I полугодие
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)
Григ Э. Поэтическая картинка №1
II полугодие
Ф.Кулау Сонатина До мажор
Р.Глиэр Пастораль
8 год обучения
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-3 пьесы,
1-2 полифонических произведения, 1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа,
закрепление мажорных и минорных гамм от белых и черных клавиш,
аккордов и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматических гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. | Двухголосные инвенции: до мажор, ре минор, фа мажор Французские сюиты: ре минор, до минор, си минор сарабанды | ||
Гендель Г.Ф. | Сюиты по выбору | ||
Гендель Г. Ф. | Маленькая фуга до мажор | ||
Лядов А. | Соч. 34: Канон соль мажор | ||
Майкапар С. | Соч. 37: Прелюдия и фугетта ля минор | ||
Павлюченко С. | Фугетта ми-бемоль мажор (сб. «Педагогический репертуар ДМШ, V класс», вып.1, сост. Соколов) | ||
Глинка М. Гедике А. Глинка М. | Фуга ля минор Трехголосная фуга Четыре двухголосные фуги | ||
Щедрин Р. | Полифоническая тетрадь | ||
Полторацкий В. | 24 прелюдии по выбору | ||
Щедрин Р. | Полифоническая тетрадь | ||
Маттесон И. | Ария до минор, менуэт до минор |
Этюды
Геллер С. | 25 мелодических этюдов, №№ 6-11 |
Гуммель И. | соч.125 Этюды |
Лак Т. | 20 избранных этюдов, соч. 75, 95, №№ 1-5, 11 |
Лешгорн А. | Соч. 66, №№ 6-9, 12,17,18 |
Черни К. - Гермер Т. | 2 тетрадь, №№ 9-12, 15-21, 24-32 |
Черни К. | Соч. 299, №№ 1-4 |
Шитте Л. | Соч. 68, №№ 18,19 |
Крупная форма
Бетховен Л. | Соч.5 Рондо До мажор |
Бенда Я. | Соната ля минор |
Бортнянский Н. | Соната до мажор |
Гайдн Й. | Соната соль мажор № 11, 1,2 чч. Соната ре мажор № 7, 3 ч. Соната до мажор № 15, 3 ч. Сонатина ре мажор, 1 ч. |
Грациоли | Соната соль мажор |
Кулау Ф. | Сонатина ля мажор, соч. 59 |
Моцарт В. | Сонатина до мажор № 1, 3,4 чч. Сонатина до мажор № 6, 1 ч. |
Чимароза Д. | Соната си-бемоль мажор |
Штейбельт Д. | Рондо до мажор |
Пьесы
Бородин А. | Маленькая сюита |
Гречанинов А. | «Пастели»: Осенняя песенка |
Григ Э. | Лирические тетради(по выбору) |
Глиэр Р. | Соч. 34: В полях, Русская песня |
Дакен Л. | «Кукушка» |
Мендельсон Ф. | Песня без слов ля мажор Соч. 72: Пьеса соль мажор |
Питерсон О. | «Ушедший мир» |
Чайковский П. | Детский альбом: «Сладкая греза», «Новая кукла» |
Шостакович Д. | Романс фа мажор, Прелюдия соль минор (соч. 34) |
Шуберт Ф. | Вальс си минор |
Пахульский Г. | Прелюдия |
Раков Н. | Скерцино соль мажор |
Кабалевский Д. | Танец Соч.27 №17 |
Шуман Р. | Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная,Вальс |
Ансамбли в 4 руки
Аренский А. | Вальс, соч. 34 |
Беркович И. | Прелюдии |
Шуберт Ф. | Экосезы в 4 руки, соч. 33 |
Рахманинов С. | Романс |
Шуберт Ф. | Полонез ре минор |
Джоплин С. | Регтайм |
Фадеев В. | Воспоминание |
Примеры программ итоговых зачетов I полугодие
Бах И.С. Двухголосная инвенция До мажор
Мендельсон Ф. Соч. 72: Пьеса соль мажор
II полугодие
Черни К. Соч. 299, №№ 1,2
Клементи М. Сонатина Соль мажор № 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- знания музыкальной терминологии;
- умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
- умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
- умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
- навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
- навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки.
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.
Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.
- Критерии оценок качества исполнения
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 («хорошо») | программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения |
3 («удовлетворительно») | программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
- решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,
- наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
- работа над приемами звукоизвлечения;
- тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
- формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
- разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.
Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися хорового отделения, отделения по предмету «фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций - в 1 классе - 2 часа, с 2-4 класс -3 часа, 5-8 класс-4 часа. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания – это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,
1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-
сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.
М.:Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. - СПб.: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып. 1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987 Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно- метод. пособие,
сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 Гаммы и
арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. /редакторы - составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие - СПб: Союз художников, 2008
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,
2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999 Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997 Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001 Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. - Н: Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах - М.,
1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова - М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.
Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А. Батаговой и Н. Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. - М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. - М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В. Дельновой
- М.,1974
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./М.,1974 Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.
Холопова. - М.,1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф. Розенблюм - М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.
«Музыка», 1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961
Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика XXI век» - М., 2002
Фортепиано 5 кл. ДМШ, чЛ: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.П: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972
Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. - М.: Музыка, 1988
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост.
М.Копчевский. - М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин.
- М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин.
- М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. - М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А. Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч. 108, 25 легких этюдов соч. 160 Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. - М.: Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1967
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.П.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1973
Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно- метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
М.-Л., 1965
Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2- е изд. Ленинград, 1979 Корто А. «О фортепианном искусстве». Москва, 1965
«Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве», Москва, 1966
Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва, 1961
Коган Г. «Работа пианиста». Москва, 1953
Маккинон Л. «Игра наизусть», Ленинград, 1967
Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», Москва, 1963
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. Москва, 1987 Петрушин В. «Музыкальная психология». Москва, 1997
Смирнова Т. «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом».
Москва, 1997
Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». Москва, 1974 Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Москва, 1973
Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта», Москва, 1959