Методическая разработка «Методы дистанционного обучения с начинающими в классе фортепиано»

Багаутдинова Алиса Талгатовна

Данная метолическая разработка - это результат соблтвенных исследовани, анализ новой педагогической работы с учащимися начальных классов в период дистанционногообучения. Обобщение моего педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_distantsionnogo.docx903.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическая разработка

«Методы дистанционного обучения с начинающими

в классе фортепиано»

                                                              Составитель:

                                                                 преподаватель

                                                                                  отделения специального

                                                            фортепиано

                                                                           Приданникова А.Т.

г. Нефтеюганск

2024г.

АННОТАЦИЯ

Автор-составитель:

Приданникова Алиса Талгатовна, преподаватель по классу фортепиано

Образовательное учреждение:

МБУ ДО «Детская школа искусств» г.Нефтеюганск,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Структурное подразделение:

Отделение специального и общего фортепиано

Вид методического материала:

Учебно-методическая разработка для преподавателей ДШИ и ДМШ

 в период карантина.

Возраст участников образовательного процесса:

6-8 лет (учащиеся первого класса)

Содержание

Пояснительная записка

Введение

  1. Дистанционная работа с учащимися первого года обучения в классе фортепиано.

Раздел 1.  Обучение учащихся первого года обучения самостоятельным занятиям.

  1. Посадка за инструментом.
  2. Работа над игровым аппаратом (постановка рук).
  3. Работа над пьесой.
  4. Слуховой анализ.
  5. Подбор о слуху.
  6. Домашнее задание.
  7. Вывод.
  1. Дистанционная работа с учащимися первого года обучения в классе фортепиано без наличия инструмента.

Раздел 2. Обучение учащихся общего фортепиано первого года обучения самостоятельным занятиям.

2.1.Примерный план урока.

          2.2.Домашнее задание.

          2.3. Вывод.

  1. Заключение.
  2. Приложения.
  3. Литература.

Пояснительная записка

   Данная методическая разработка – это результат собственных исследований, анализ новой педагогической работы с учащимися первого класса в период дистанционного обучения. Обобщение моего педагогического опыта.

Цель методической разработки – обобщение методических рекомендаций и систематизация накопленного педагогического опыта, адаптация к новым условиям в период дистанционного обучения.

Задачи методической разработки:

1. Оптимизация собственного педагогического опыта.

2. Результат работы в новых условиях дистанционного обучения.

Практическое значение методической разработки состоит в том, что данные рекомендации, методы и формы, могут быть применены в период дистанционного обучения (в период карантина),  не только в преподавании фортепиано, но и других специальностей связанных с исполнительской деятельностью, а также данная методическая разработка содержит необходимую информацию и методические рекомендации для родителей учащихся.

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что возникшие трудности при переходе на новый уровень в педагогической деятельности требуют перестройки учебного процесса, нахождения новых форм и методов,  адаптированных к вынужденным условиям в период дистанционного обучения.

Введение

   В нашей достаточно спокойной жизни, мы неожиданно столкнулись с необходимостью в переходе на совершенно новый дистанционный формат обучения. В учебном процессе, возникла необходимость в применении электронного и дистанционных образовательных технологий при помощи различных приложений: Skype, Zoom, Whats App, Viber и пр. Для всех преподавателей и для меня, в том числе это стало, неизведанной областью в  педагогической деятельности. Оказавшись в новых условиях, возникла необходимость по -  новому взглянуть на методику преподавания, перестроить свою работу, искать новые формы и методы работы с учениками. Это явилось причиной для создания методической разработки, где собраны актуальные рекомендации, необходимые для такого периода.

   Так как до этого времени мы не сталкивались с подобной ситуацией, и в педагогике нет методических рекомендаций я начала систематизировать методический материал, свой накопленный многолетний педагогический опыт. Каждый день дистанционной работы был связан с поиском нового репертуара, нового способа общения, нового творческого задания, с поиском новых форм построения урока. Но когда мы сталкиваемся с новым, мы сталкиваемся с возникшими трудностями. А именно:

  • У учащегося не получается выполнить какой – то прием без специального (тактильного) показа.
  • Учащийся, не имея достаточного навыка, не может самостоятельно найти нужный такт, ноту, знак в нотном тексте и пр.
  • Потеря внимания и живого эмоционального отклика ученика на вопрос и обращение преподавателя.
  • Быстрая утомляемость учащегося.
  • Снижение интереса и желания заниматься.  

     Очень важно было в сложившейся ситуации выстроить работу, так чтоб учащиеся не потеряли интерес, понимали преподавателя, формировали  полученные знания, навыки.

     Как сделать, чтоб дистанционные уроки были  интересными, яркими, результативными?

    Конечно же, необходимо учитывать индивидуальный подход, при выполнении  поставленных важных задач в дистанционной работе с учащимися:

  • Развитие навыков разбора и работы над музыкальной пьесой.
  • Развитие музыкальной грамотности (закрепление, повторение приобретенных знаний).
  • Развитие навыков чтения с листа.
  • Подбор по слуху и транспонирование.

     Из поставленных задач – главным является, научить ученика заниматься самостоятельно.

     Всегда передовая педагогика придавала огромное значение воспитанию навыков самостоятельной работы у учащихся. Научить разбирать  несложный музыкальный репертуар, знать стиль музыкального произведения, уметь предавать характер, свободно читать с листа.

   Главная цель дистанционных уроков со своими учениками, научить осмысленному выполнению самостоятельных домашних заданий.

  1. Дистанционная работа с учащимися первого года обучения в классе фортепиано.

Раздел 1. Обучение учащихся первого года обучения самостоятельным занятиям.

  Гений может положить начало: довершить дело

должен терпеливый труд

(Х.Манн)

1.1. Посадка за инструментом.

      Благодаря дистанционному формату обучения, в этом как оказалось большой положительный плюс, преподаватель через систему интернет-связи имеет возможность войти в дом каждого своего ученика, ближе познакомиться с родителями, посмотреть в какой обстановке проходят домашние обучение. К сожалению ни один из учеников не сидит дома правильно за инструментом. Необходимо сразу привлечь родителей, я высылаю рекомендации в виде наглядных иллюстрации с пояснением, как правильно сидеть за инструментом, высота стула, необходимость подставки для ног, положение корпуса, рук, ног. Опора на три точки: на подставку для ног, стул и клавиши инструмента. Посадка ученика за инструментом во время домашних занятий очень важна, т.к. небрежное отношение, может перечеркнуть все раннюю работу преподавателя в классе над постановкой игрового аппарата. Благодаря интернет-занятиям стало понятно, почему ученики  играют низкой кистью и постоянно приходиться поправлять, работать над этим, почему на первом экзамене в момент волнения и погружения в исполняемое произведение забывают о правильной посадке, подгибают ноги или садятся близко, не на край, а на всю банкету. Как оказалось, причина в неправильной посадке дома за инструментом.

  Далее очень важно, чтоб были видны руки ученика, следовательно, необходимо правильно разместить монитор компьютера.

 

1.2.Работа над игровым аппаратом (постановка рук).

   Каждый урок я начинаю с выполнения упражнений на non legato, legato, staccato. Эти упражнения мы выполняли с первых уроков в классе, поэтому ученикам они знакомы, они успели их полюбить и с удовольствием выполняют их, следя за работой пальцев (нельзя играть на конце клавиши, растопыривать пальцы, пальцы не торчат, а находятся в активном спокойствии и «смотрят вниз»).

 Упражнение на non legato:

  • «Погружение» в клавишу на 3 палец (правой и левой рукой)
  • «Радуга» - исполняя  в октаву «погружение» в клавишу на разные пальцы с описанием в воздухе дуги – радуги (правой и левой руками).

       Упражнение на legato:

  • Связное исполнение двух соседних нот 2-3 пальцами, 3-4, 1-2, 4-5 (правой и левой руками). Исполняя это упражнение, важно учиться слушать взятый звук, на потухание брать следующий, слушая «перетекание» одного звука в другой.
  • Связное исполнение двух, трех нот подряд, через одну, - все эти упражнения выполняются аналогично первому.

       Упражнение на staccato:

  • «Мячик» - каждый палец отталкивается от клавиатуры, свободно поднимаясь в воздух и возвращается на свою клавишу (правой и левой руками).

1.3.Работа над пьесой. 

    Далее идет работа над пьесой. Если пьеса новая, необходимо преподавателю сыграть ее, обсудить название, сколько голосов, какой темп, какой лад и пр. Далее переходить к разбору нотного текста,  определить размер, длительности, ключевые знаки, штрихи. Приступить к исполнению сначала правой рукой, затем левой при этом считая вслух, придерживаясь всех правил и рекомендаций грамотного, точного исполнения. Если пьесу следовало выучить наизусть. Преподаватель слушает исполнение, дает оценку, указывает на ошибки. Следует отметить, что в дистанционной работе ученик, самостоятельно делает пометки в нотах, если допущены ошибки при невнимательном исполнении (не правильно сыгранная нота, не выдержанная пауза, неверный палец, штрих или динамический нюанс и пр.), это помогает быстрей устранить ошибку, т.к. ученик сам сделал пометки в нотах. Еще в своей работе я оцениваю исполнение пьес, рисуя на листке животных, птиц и пр., в соответствии с названием. Например: ученик исполняет выученную пьесу Г.Галынин «Зайчик». Ученик, конечно же, старается, но еще текст «сырой» и в исполнении не достаточно хорошо и стабильно звучит форшлаг, нет убедительной динамики, темп переменный. И, конечно же, чтоб было понятно, что над пьесой необходимо работать, я нарисовала зайчика: одно ухо длиннее другого, лапки кривые, хвостик съехал, ну в общем как сыграл такой и наглядный результат. Показываю картинку и поясняю, как исполнение с ошибками отразилось на изображении. Такая творческая работа, наглядное изображение, не смущает ученика, а наоборот поддерживает интерес и желание исполнять без ошибок. Такая не стандартная моя реакция, вносит разнообразие на уроке, помогает ученику добиться правильное исполнение. Через некоторое время я снова рисую зайчика, как правило, он выглядит намного лучше первого.

1.4.Слуховой анализ.

   У многих учащихся, как правило, цифровой домашний инструмент, в котором есть записывающее устройство. Я рекомендую использовать это устройство активно в работе, причем учащиеся самостоятельно умеют им пользоваться. Поэтому я прошу учеников записывать свое исполнение, чтоб потом провести работу над ошибками. Не все учащиеся самокритичны к своему исполнению. Поэтому своих учащихся я учу быть честными музыкантами, которые требовательно и критично относятся к своему исполнению. Учащиеся следят по нотам, слушая собственную запись, и анализирует свое исполнение, что прозвучало хорошо, а что не получилось и как можно улучшить свое исполнение.

   Затем я играю хорошо знакомую пьесу, намеренно делая ошибки. Учащийся внимательно слушает исполнение, следя по нотам. Можно предложить учеником карандашом отметить замечание в нотах. Такой вид работы, помогает учащемуся приобрести навык чтения с листа.

1.5.Подбор по слуху.

    В классе фортепиано, подбор по слуху, как правило, ограничивается первыми уроками. А ведь этот метод очень важен в развитии слуха, внимания, памяти, свободы в исполнении. В дистанционной работе, следует подбирать очень легкие мелодии, чтоб у учащегося обязательно справился. Тогда окрыленный успехом, он с удовольствием будем заниматься этим самостоятельно, проявлять интерес.

1.6. Домашнее задание.

    В домашней работе я настраиваю учащегося на качественную самостоятельную работу.

  • Выполнение упражнений.
  • Работа над новым произведением (продолжить работу, закрепить начатую на онлайн-уроке)
  • Работа над выученной пьесой (характер, темп, четкий динамичный план, передача образа). Сделать видеозапись и прислать мне на проверку.
  • Подобрать по слуху мелодию (знакомую песенку), предложенную на уроке.
  • Творческое задание на закрепление знаний (длительности нот, пауз, знаки альтерации) раскрасить картинку в соответствии с правильно подобранными цветными карандашами (фломастерами) картинки – раскраски (Приложение №2,3,4,5,6,7)
  • Для расширения кругозора, интереса я предлагаю устраивать семейные просмотры мультфильмов со звучанием классической музыки, фильмы про музыкантов, музыкальные  инструменты и пр.

 1.7. Вывод:

      В результате дистанционных занятий учащиеся моего класса стали самостоятельными.

  • Научились правильно сидеть за инструментом, контролировать работу игрового аппарата.
  • Упражнения перед занятиями стали носить системный качественный характер.
  • Закрепили знания музыкальной грамоты, знаний и навыков приобретенные ранее, память.
  • Выученные пьесы стали звучать уверенно и убедительно.
  • Стали внимательней слушать и реагировать на замечания преподавателя, работать над исправлением ошибок.
  • Появился интерес и желание подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, песни и пр.
  • Расширяется музыкальный кругозор.

  1. Дистанционная работа с учащимися первого года обучения в классе фортепиано без наличия инструмента.

Раздел 2. Обучение учащихся общего фортепиано первого года обучения самостоятельным занятиям.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов»

 Г.Г. Нейгауз

           Многие учащиеся музыкальных отделений, которые имеют предмет «общее фортепиано»,  не имеют инструмент дома, как правило, случается это по разным причинам. Есть несколько категорий родителей, те которые находятся в процессе приобретения и покупки инструмента, которые еще не готовы приобрести инструмент по ряду причин, а есть родители, которые не знали о том, что нужно иметь инструмент и  находятся в размышлении покупать или можно обойтись. И тем не менее во время дистанционных занятий, нужно найти возможность заниматься с учащимися которые не имеют инструмент и продолжать учебный процесс, продумать проведение уроков.

2.1.Примерный план урока.

       Разрабатывая методику проведения уроков без наличия инструментов я не меня цель, она остается предыдущей, а именно, научить учащегося работать самостоятельно. Я советую родителям распечатать клавиатуру фортепиано в натуральную величину 3 октавы (первая, вторая и малая октавы) и прикрепить ее к краю стола. Урок начинается, так же как и с учащимися специального фортепиано, (пункты 1.1., 1.2.) правильная посадка за столом (за инструментом), работа игрового аппарата, штриховые упражнения. Далее идет работа над пьесами, здесь главная задача, научить ребенка внутренним слухом определять движение мелодии. На начальном этапе обучения пьесы не сложные, могут быть одноголосные со словами. Сначала я исполняю музыкальную пьесу, ученик в это время следит по нотам. Затем необходимо определить ключ, размер, ключевые знаки, штрихи, основные длительность, тональность. Переходим к следующему этапу разучивания,  необходимо считая вслух прохлопать ритм пьесы, далее хлопая называть ноты, если есть слова, можно хлопая ритм проговаривать слова. После этого ученик, на «немой клавиатуре считая вслух» исполняет пьесу со счетом вслух, затем исполняет пропевая ноты.

    Для занятий без инструмента необходимо чтоб у учащегося не терялась связь движений звуков их представление, учитывая, что слух юного музыканта только начинает развиваться. Поэтому представление звуков их звучание необходимо укреплять с помощью звучания инструмента. Преподаватель точно исполняет эту пьесу, помогая ученику точно сольфеджировать. Необходимо в записи отправлять ученику звучание пьес, чтоб в домашней работе он мог слушать и следить по нотам, слушать и одновременно с записью исполнять на «немой» бумажной клавиатуре.

      Далее необходимо закрепить навыки музыкальной грамоты (разгадать музыкальные ребусы, поработать с карточками, разделить на такты определенный ритм, в музыкальных примерах указать ритм и пр. Приложение №1).

  2.2.Домашнее задание.

      Выполняя домашнее задание, необходимо сориентировать ученика на закрепление той кропотливой работы, проделанной на уроке. В дополнение можно предложить выполнить творческую домашнюю работу для закрепления знаний  по музыкальной грамоте (Приложение №3,4,5,6,7). Рекомендовать просмотр мультфильмов и художественных фильмов со звучанием классической музыки и истории о музыкантах и пр.

 2.3.Вывод.

     В чем польза дистанционных занятий учащегося без инструмента:

  • осознанная работа над координацией движений;
  • сконцентрированное внимание в исполнении упражнений на столе;
  • развитие внутреннего слуха во всех видах работы;
  • закрепляются приобретенные навыки, мышление, память, знания полученные ранее;
  • расширяется музыкальный кругозор.

3.Заключение.

    Таким образом, в результате дистанционной работы, ежедневной подготовки к урокам:

  • учащиеся освоили музыкальную грамоту в полном объеме: уверено читают ноты с листа, определяют длительности, размер, знаки альтерации, тональность, динамические оттенки;
  • самостоятельно разбирают не сложные пьесы;
  • ориентируются в клавиатуре, с интересом подбирают на инструменте;
  • закрепился интерес, появилась любознательность, расширился кругозор.

          Я думаю, мой опыт будет интересен не только преподавателям фортепиано, но и всем инструменталистам. А также мои находки и разработки могут быть применимы и дополнены каждым преподавателем. Свою методическую разработку я также рекомендую молодым специалистам, которые только начинают свой педагогический путь

   4.Приложения

Приложение №1 (Ребусы)                          

C:\Users\123\Desktop\методика\IMG_20240118_084338_621.jpg                          C:\Users\123\Desktop\методика\IMG_20240118_090247_886.jpg

   

Приложение №3 (Расположение нот)

 

C:\Users\123\Desktop\методика\IMG_20240118_090343_041.jpg                                          C:\Users\123\Desktop\методика\4.jpg

Приложение №5 (расположение нот на клавиатуре, длительности нот)

C:\Users\123\Desktop\методика\5.jpg

 

Приложение №6                                 Приложение №7 (Творческие задания)

(Музыкальная грамота)

C:\Users\123\Desktop\методика\6.jpg            C:\Users\123\Desktop\методика\7.jpg

5. Литература

1.Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» - Издательство 2. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2010г.

2. Королькова И. «Я буду пианистом» часть 1. Феникс 2014г.

3. Королькова И. «Крохе-музыканту» часть 1. Феникс 2012г.

4. Лещинская И. «Развитие восприятия при обучении игре на фортеииано».- Москва. Музыка, 1995г.

5. Платонов К. Занимательная психология – Москва. Молодая гвардия 1986г.

6. Савшинский С. «Пианист и его работа» - Советский композитор. Л.1964г.

7.Цыпин Г. «Развитие учащегося – музыканта в процессе обучения игре на фортепиано». – Москва: Музыка 2001г.

8. Интернет-сайты