Семинар-практикум «Особенности работы концертмейстера в ДШИ»
Методический доклад на тему: «Работа концертмейстера в классе академического вокала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа концертмейстера в классе академического вокала | 18.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г. Струве»
Семинар-практикум «Особенности работы концертмейстера в ДШИ»
Методический доклад на тему: «Работа концертмейстера в классе академического вокала»
Зайцева Лариса Николаевна
Преподаватель, концертмейстер
г. Железногорск 2024
Я считаю, что работа концертмейстера удивительна и разнообразна. Она кажется понятной, но, вместе с тем, полна трудностей и во многом противоречива. А размышлять об этом просто необходимо, чтобы грамотно решать многочисленные профессиональные проблемы, оставаясь точными и безупречными. Чтобы, в конечном итоге, стать тем исполнителем, которого, как говорится «днём с огнём…» и расставание с которым будет если не трагедией, то бесценной потерей.
Ошибочно думать, что концертмейстером может быть любой пианист. Для данной деятельности мало обладать высокотехническими навыками игры на инструменте. Здесь необходим целый ряд качеств и умений как психологического, так и профессионального характера. Это музыкальность, артистизм, интуиция, умение слышать солиста, предчувствовать любые изменения в исполнении и способность незаметно преодолевать заминки и трудности. И это лишь часть среди важных составляющих исполнительской деятельности концертмейстера.
В этом сообщении я хотела бы коснуться некоторых проблем, с которыми так хорошо знакомы все концертмейстеры. На самом деле их гораздо больше: их море.
Начинающему вокалисту предстоит пройти долгий творческий путь, и насколько ему будет комфортно и радостно на этом пути зависит не только от профессионализма и грамотности педагога, но и от поддержки концертмейстера.
Концертмейстер в музыкальной школе активно учувствует в процессе обучения вокалиста. Исправление фальшивых нот не является главной задачей на уроке. Неточная интонация у певца может зависеть от многих причин, связанных не только со слухом, но и с отсутствием определенных вокальных навыков. Недостаточно высокая позиция звука, широкая гласная, ослабленное или форсированное дыхание, а иногда и физическое состояние певца в день урока – все это причины, наиболее часто приводящие к интонационной неточности. Опытный концертмейстер всегда сумеет распознать причины подобных ошибок и обратит на них внимание певца. В случаях, не зависящих от чисто технических причин, концертмейстеру приходится находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами и др. Таких способов много, в каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания мелодии. Подробно на способах разучивания концертмейстера с певцом интонационно и ритмически трудных мест мелодии останавливается известный педагог и концертмейстер Е. Шендерович.
Концертмейстер должен в любой момент быть готовым исполнить партию солиста вместе со своей, т.е. подыграть ученику, если возникает на то необходимость.
Но ещё раз подчеркну, что концертмейстер – проводник художественных замыслов педагога
Что же касается вопроса вмешательства концертмейстера в вокальную технологию исполнителя…
Большинство пианистов стараются не вмешиваться в вокальные тонкости и это правильно, поскольку даже сами педагоги – вокалисты иногда не соглашаются друг с другом в спорах о вокальной школе, ибо она очень сложна и своеобразна. Если в классе при работе у концертмейстера есть возможность остановить ученика, указать на его ошибки, исправить их, то на сцене концертмейстер обязан «ловить» вокалиста. Учащийся зачастую может путать слова, пропустить несколько тактов или целый куплет.
Видео: Сычева Вероника
В чем же заключается работа концертмейстера?
Концертмейстер приступает к учебному процессу после того как педагог с учеником овладевает и преодолевает первоначальные технические трудности, выучивает мелодию и слова в произведении. И когда ученик в первый раз поет с концертмейстером, то все звучит по-новому. Паузы заполняют, ученик слышит вступление, понимает характер произведения.
Концертмейстер должен знать часто встречающиеся термины, иногда указать на них. Транспонирование в современных условиях это устарелое понятие. Так как есть программы. Которые при нажатии одной кнопки делают любую тональность. Транспонирование, однако, имеет место быть у так как педагог по вокалу иногда просит сыграть вокальную строчку выше или ниже, но сейчас есть в интернете огромное количество произведений, что можно подобрать удобные для вокалиста ноты.
Гармоническое звучание всегда присутствует у хорошего концертмейстера, это когда звук фортепиано сочетается с голосом певца, когда дыхание фраз совместное, свободное и не напряжённое, динамика выверена, обдумана педагогом. Необходимо достичь такого легато, которое похоже на человеческий голос. А возможно концертмейстер- это и определенный тип характера, которому присущи такие качества личности как воля, такт, выдержка, находчивость, быстрота реакции в неожиданных ситуациях.
Что возникает в нашем понимании, когда мы слышим слово аккомпанемент? Сопровождать, помогать, но нельзя быть незаметным, больше всего мешают солисту «тихие» концертмейстеры, они как «чемодан без ручки». Как говорил профессор Ленинградской консерватории Евгений Михайлович Шандерович «Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер аккомпаниатор, обладающий ансамблевым опытом, это основное условие для работы с любым солистом». Предслышать, предчувствовать и предугадывать намерения солиста у хорошего концертмейстера выходит автоматически.
Итог работы - это выступление солиста и пианиста, целостный процесс и он неделим. Единство намерений и в то же время понимание каждым своей роли в воплощении интерпретации произведения.
Фортепианная партия состоит из компонентов:
1. Сольных эпизодов (проигрыш, вступление) - тут концертмейстер может проявить индивидуальность.
2. Непосредственное сопровождение – ритмическая и гармоническая поддержка ученика.
Таким образом концертмейстер солист, ансамблист, аккомпаниатор. Иногда в процессе обучения нужно уметь играть партию солиста и партию фортепиано (то есть три строчки), для этого необходимо уметь сокращать партию фортепиано для более простой, показать ученику логику развития и протяжность фразы.
Что фортепианная партия привносит в произведение? Ответ: все. Кажется, что аккомпанемент стоит на втором плане. Но вдумайтесь, может ли одна мелодия создать полноценный образ произведения. Нет. Именно фортепиано дает гармоническую окраску, задает темп, пульсацию, движение. Характер, заполняет паузы, в мелодии продолжая развитие музыки. Яркое, развернутое вступление залог хорошего выступления. Если длинное вступление сыграно бледно - это убьет все дальнейшее исполнение. Ведь всем станет скучно. Но бывает, что вступление очень короткое. И нужно все свое умение вложить в несколько нот.
И в заключение речь пойдет о чтении с листа. Какой же концертмейстер без этих навыков? А кто хорошо читает с листа? Тот, кто часто делает это. А ещё пианист должен быть хорошо образованным музыкантом, который чувствует и понимает язык музыки. Концертмейстер, который знает гармонию, достаточно быстро осознаёт законы внутренней логики, а именно умение предугадывать то, что произойдёт дальше, и является основой беглого чтения с листа. Знание фактурных особенностей композитора настраивает мышечные ощущения в руках для дальнейшей работы, а, доведённые до автоматизма аппликатурные рефлексы (за что поблагодарим технические зачёты) способствуют беспрепятственному исполнению гамм и арпеджио. Понятно, что редкий исполнитель отважится читать с листа прямо во время концерта и должен будет вместе с солистом донести до слушателя высокий художественный смысл исполняемого произведения. Все остальные, в рядовой обстановке работы в классе, тоже должны стремиться к художественной выразительности. Это обязательно!
И после разбора технологических вопросов, я снова хотела бы вернуться к коммуникативным. Я хочу повториться, что эмоциональный аспект далеко не последняя вещь. Концертмейстер должен вызывать полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что пианист правильно ведёт его. Любит, ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, слабости и достоинства. Все певцы, а особенно юные, ждут от своих концертмейстеров не только мастерства, но и человеческой чуткости. Плюс к этому стресс из-за волнения перед выступлением, неизбежные срывы и остановки на сцене. И здесь необходимой чертой характера выступает чувство юмора, он отлично помогает сгладить неприятные моменты в жизни.
(и снова, что нам советуют в памятке…)
Если солист на месте, обязательно дождитесь легкой улыбки, затравленного взгляда, угрюмого кивка — любого доказательства, что вас заметили.
Если солист в невменяемом состоянии, помогите ему, тактично напомнив о себе легкой возней за роялем, в особо серьезных случаях можно ненавязчиво уронить подставку или крышку рояля.