методическое сообщение "Клиповое мышление учащихся поколения Z"
Сообщение посвящено актуальной проблеме клипового мышления поколения Z. Цель работы – определить наиболее эффективные методики работы с клиповым мышлением с учетом особенностей восприятия информации современными учащимися. Рассматривается феномен клипового мышления, его характеристики, истоки возникновения. Выделены позитивные и негативные черты данного явления, представлены эффективные методики построения учебного процесса, в частности, в дополнительном образовании с учетом тенденции к клиповому потреблению информации учащимися. Сделан вывод о том, что клиповое мышление – закономерный процесс и необходимо уметь грамотно работать с данным феноменом, присущим поколению Z.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 36.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическое сообщение
на тему:
«Клиповое мышление учащихся
поколения Z»
Подготовила преподаватель
Батюта Елена Алексеевна
г. Сафоново
январь 2024г.
Цель:
познакомить слушателей с таким явлением современной жизни, как «клиповое мышление» у подрастающего поколения, так называемого «поколения Z».
Задачи:
- изучить феномен «клипового мышления»;
- анализ влияния клипового мышления на социальную жизнь поколения Z;
- выявление положительных и отрицательных сторон феномена «клипового мышления» с целью эффективного контакта с учащимися и управления новыми способностями и навыками для достижения поставленных целей прежде всего в области музыки.
Аннотация.
Данное сообщение посвящено актуальной проблеме клипового мышления поколения Z. Цель работы – определить наиболее эффективные методики работы с клиповым мышлением с учетом особенностей восприятия информации современными учащимися. Рассматривается феномен клипового мышления, его характеристики и истоки возникновения. Выделены позитивные и негативные черты данного явления, представлены эффективные методики построения учебного процесса, в частности, в дополнительном образовании с учетом тенденции к клиповому потреблению информации учащимися. Сделан вывод о том, что клиповое мышление – закономерный процесс и необходимо уметь грамотно работать с данным феноменом, присущим поколению Z. Показано, что обширный выбор диджитал-инструментов меняет образ жизни молодого поколения, а еще их мышление характеризует многозадачность, быстрота реакции, высокая степень адаптивности. Соответственно сделан вывод о том, что необходимо формировать у учащихся аналитическое и понятийное мышление в сочетании с клиповым. При этом не следует пытаться переделать учащихся или бороться с «клиповостью», т.к. работа по традиционным методикам не эффективна в современном учебном процессе. Предложено практиковать требующие активных действий вовлекающие методы, которые ориентированы на оперативность мышления, мультизадачность. В процессе обучения предложено практиковать учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частую смену деятельности, многозадачность. Клиповым мышлением следует грамотно управлять, используя его положительные стороны.
Работая с детьми на протяжении нескольких десятилетий, я, как и вы, стала замечать изменения, происходящие с поколением, родившимся в 21 веке. Эти изменения в поведении, общении и манере накапливать и усваивать информацию невозможно не заметить. Этот вопрос исследовался и даже получил на Западе название «клиповое мышление поколения Z». Об этом мы сегодня и поговорим.
Ряд исследователей считает, что клиповое мышление детей 21 века – явление закономерное и не является чем-то неестественным.
Итак, что же такое «клиповое мышление? Попробуем разобраться.
Слово «клип» происходит от английского clip – вырезка, отсечение, нарезка, то есть кусочки чего-то цельного, возможно связанного или разрозненного, но в то же время несущего в себе определенный смысл и информацию. Понятие «клиповое мышление» появилось в 1990-е годы прошлого века, оно характеризует способность человека воспринимать окружающую реальность в виде коротких и ярких образов, соединяя их в один видеоклип. Другими словами, видеть мир фрагментарно, мозаично.
Одним из первых начал исследовать феномен клипового мышления французский социолог А.Моль, выделив характерные черты «мозаичной культуры». В своей работе «Социодинамика культуры» он писал: «Череда эмоционально насыщенных образов не дает возможности составить цельную картину мира. Таким образом, современная культура постмодерна формирует индивидов с расщепленным сознанием, не способных к системному мышлению». Термин «клиповое мышление» (или клиповая культура) применил американский культуролог Э.Тоффлер еще в 1980 году, определяя его как «принципиально новое явление, которое рассматривается в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума».
В 2010 году культуролог К.Фрумкин выделил следующие предпосылки для формирования у молодого поколения фрагментарного мышления:
-массовость информации, приходящей извне;
-потребность в актуализации поступающей с огромной скоростью информации;
- разноплановость данных;
- необходимость совершать одновременно множество действий;
- рост возможностей для общения в социуме;
Все это в совокупности приводит к отсутствию у человека целостного восприятия получаемой и поглощаемой информации.
Подавляющая часть исследователей сходятся во мнении, что клиповое мышление – это абсолютно новая форма сознания хомо сапиенс. Ее появление обусловлено стремительными темпами развития науки и технологий.
Клиповое мышление – закономерная тенденция в восприятии информации, характерная, прежде всего, для молодого поколения. Все педагоги и психологи это уже давно заметили. Эту особенность необходимо учитывать преподавателям при работе с подрастающим поколением. Традиционные презентационные методы по модели «субъект-объект» уже не получают нужной отдачи. Для усвоения учебных программ необходимы новые эффективные подходы. Действенное решение данной проблемы, по мнению авторов, пришедших в преподавание из медийной практики, - применение кейсового подхода в учебном процессе. Такой метод, как показывает опыт, находит отклик у молодежи и эффективен при обучении любого уровня.
Клиповое мышление обусловлено ускорением ритма жизни и возрастающим информационным потоком, буквально обрушивающимся на людей. Клиповой подаче информации свойственна яркая визуализация, краткие речевые и текстовые послания, преобладание видео и фотоконтента. Однако минусами этого явления может быть рост интеллектуально-психической зависимости от компьютерных гаджетов, где стираются границы между реальным и виртуальным миром, быстрая утомляемость, трудности с концентрацией внимания. Но есть и ряд существенных плюсов, о чем будет сказано далее. Отсюда задача преподавателя – учитывать и использовать достоинства и недостатки клипового мышления для повышения эффективности учебного процесса.
Давайте поподробнее посмотрим на характерные черты представителей «поколения Z»:
Прежде всего – что такое поколение?
Поколение – группа людей, рожденных в определенный временной период, объединенных одних и тех же событий, с похожими ценностями. Классификация поколений:
Поколение GI(1900-1923г.р.); Революционные события. Коллективизация, электрификация. Ценности: трудолюбие, ответственность, семья.
Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.); Сталинские репрессии, Вторая мировая война. Открытие антибиотиков. Ценности: соблюдение законов, уважение к должности, терпение.
Поколение беби-бумеров (1943-1963 г.р.); Советская «оттепель», покорение космоса, СССР- супердержава, «холодная война», единые стандарты обучения в школе, гарантированность медицинского обслуживания. Психология победителей. Ценности: оптимизм, командный дух.
Поколение Х(1963-1984 г.р.); Продолжение «холодной войны», СПИД, наркотики, перестройка, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Миллениум, или (1984-2000 г.р.); События: распад СССР, локальные военные конфликты, мобильные телефоны и интернет, эпоха брендов. Ценности: гражданский долг, мораль.
Поколение Z (примерно 2000-2023 г.р.). Internet Generation. Это поколение нулевых, условно говоря, и это переходное поколение из ХХ века в век XXI.
Отличие Z от предыдущих поколений:
Это дети мультимедийных технологий.
Образ мыслей отличается фрагментарностью, поверхностностью.
Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений.
Дети Z более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Не склонны становиться частью определенных групп. Не заинтересованы работать в команде.
Почти всю информацию они получают из Сети. Неограниченный доступ к ней придает уверенность в своих взглядах, которые, в прочем, не всегда правильны.
Приоритет отдается общению в виртуальном пространстве. Они сутками могут сидеть в социальных сетях, играть в онлайн-игры, рассказывая о своей жизни в блогах.
Эти дети ценят честность и откровенность, Они очень открыты, и это часто шокирует людей старшего возраста.
Дети Z быстро взрослеют. Средний возраст детей, играющих с куклой Барби, упал с 10 до 3 лет.
Им свойственно меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. В отличие от старшего поколения, они менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. В технике разбираются лучше, чем в человеческих эмоциях и поведении.
Они плохо запоминают – снижена долговременная память. Они запоминают не саму информацию, а место, где она хранится. Привычка скачивать готовую информацию из интернета отбивает интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся все более эрудированными, но все менее знающими.
Если раньше школьники писали большие сочинения, то теперь минимальный объем текстов – всего 250 слов. Из-за этого часто бывает трудно получить от ученика полный развернутый ответ. Он просто не понимает – зачем долго говорить, если можно произнести пару ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро.
Для этого поколения взрослые теряют авторитет. Они умеют высказывать свою точку зрения и не будут молча слушать несправедливые, по их мнению, замечания только потому, что их высказал взрослый человек.
Какими они будут, когда вырастут?
Гиперактивность. Дети Индиго. Синдром Дефицита внимания. Им сложно сидеть на одном месте и долго оставаться сосредоточенным на чем-то одном. Они неусидчивы, нетерпеливы.
Мышление ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями – клиповое мышление. Это означает поверхностный подход к анализу информации.
Склонны к аутизации. Аутизм – не как психическое заболевание, а способ взаимодействия с миром людей, с детства, погруженных в себя.
Психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.
Большая часть нового поколения будет становиться «рабами общественного мнения» (рабами Интернета). Из Сети они будут черпать образцы, как одеваться, как жить правильно. А правильно – как все.
Еще больше обострится конфликт отцов и детей, мировоззренческий конфликт. Для них взгляды родителей устарели, но в тоже время, они ждут, что родители будут решать их проблемы.
Под угрозой традиционная семья. Даже не гражданский брак, семья выходного дня, когда люди встречаются на выходных или серийный брак. В таком браке молодые люди заранее знают, что это ненадолго (1-2 года.). Семейные встречи будут виртуальными, по скайпу.
Какие ценности будут у представителей поколения Z?
Здоровье.
Карьера и благосостояние.
Семья и духовные ценности (образование, культура) – будут обесцениваться.
Как поколение Z будет проявлять себя на работе?
Инфантилизация. Взрослые люди сохраняют детские черты.
Как работники – менее ответственны и исполнительны, но будут ожидать от руководства положительной оценки.
Интернет – революция.
Виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной.
Люди могут начать воспринимать жизнь как игру, развлечение.
Главное – потребление (информации, товаров, услуг). Западные стандарты потребительского общества.
Как обучать поколение Z?
Адекватный стиль обучения.
Необходимо структурировать учебный процесс.
Обеспечивайте обратную связь. Ученики всегда хотят знать, верно, ли они понимают материал.
Сделайте учебный материал ярким и зримым, так как поколение Z лучше воспринимает визуальную информацию (используйте видео-ряд).
Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, а ключевые моменты выделены визуально.
Руководите мудро. Учащиеся не заклеймят вас презрением, если почувствуют, что их знания более глубоки, чем ваши.
Помните о важности устной коммуникации, Вербализированная информация лучше сохраняется в памяти.
Подавайте материал в оптимистичном тоне.
Ваши требования должны быть ясны, а информация точна. Это поколение должно точно знать, зачем им нужна эта информация, как ей можно будет воспользоваться.
Используйте время эффективно. Поколение Z не способны удерживать внимание на чем-то одном более 15-20 минут, меняйте вид деятельности.
Информация не должна быть избыточной. Им нужны «концентрированные» знания.
Очень важна устная речь. Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли, а это та область, которая ответственна за принятие сложных решений.
Уроки музыкальной литературы и теории музыки.
На уроках для передачи нового учебного материала, использовать презентации, так как именно форма презентации отвечают современным требованиям преподавания. В презентациях материал яркий, простой для восприятия, без избыточной информации. Для ответа домашнего задания, например творчество какого-нибудь композитора, презентация повторяется. Опираясь на основные факты, данные в презентации, учащиеся рассказывают про жизнь и творчество композитора. В данной форме работы активно применяется устная речь. Это важно, так как в общеобразовательной школе устный ответ используется учащимися все реже и реже, чаще пишутся тэсты.
Уроки по инструменту.
В процесс разучивания на уроке специальности целесообразно вкроплять краткие видео-ролики с выступлениями прославленных пианистов, исполняющих изучаемое произведение. Монотонные периоды разучивания сменять паузами с беседами с учеником об истории создания произведения, о его строении, форме. Вести диалог с учащимся, как он понимает это произведение. Малышей можно попросить нарисовать то, что они играют.
Плюсы и минусы явления и его практическая составляющая
Некоторые исследователи считают данное явление вполне нормальным возвратом к естественным процессам мозга, связанным еще с доисторической эпохой. На первых стадиях формирования сознания древние люди обладали именно фрагментарным мышлением. Видеоклипы, большое количество оффлайн- и онлайн-рекламы, масс-медиа, социальные сети и мессенджеры как раз и формируют клиповое мышление. При этом слишком обширный выбор коммуникационных каналов затрудняет работу с информацией, не давая времени на их понимание и осмысление.
С.Кара-Мурза отмечает, что чем большее давление на человека оказывает мозаичная культура, тем меньшую роль играет логика и тем более восприимчивым к манипуляциям оказывается сознание.
Сама проблема клипового мышления у молодого поколения давно приобрела реальные очертания, а сформированная под влиянием инновационных технологий личность не может изменить этот тип мышления, поэтому необходимо научиться работать с этой особенностью. Учитывая медицинские исследования, доказавшие, что левое полушарие мозга отвечает за логику, анализ и упорядоченность, а правое – за фантазию, пространственное соотношение и образность, современный развитый человек одновременно в достаточно полной мере задействует оба полушария. Таким образом, правильнее формировать у учащихся аналитическое и понятийное мышление в сочетании с клиповым. У клипового мышления позитивные черты заключаются в способности быстро переключаться с одной информации на другую, что позволяет строить учебные и рабочие процессы в условиях многозадачности, отсюда и быстрота реакции молодого поколения на любые перемены, высокая степень адаптивности и быстрое принятие инноваций в области информационных технологий.
С учетом развития диджита-технологий молодежь потребляет большое количество контента, информационный поток обширен и трудно поддается контролю, становится сложно отбирать информацию и формировать критическое отношение к ней. Поколение Z сознательно блокирует информационные потоки, абстрагируясь, будто не замечая их, учится избирательно их потреблять, им свойственно поверхностное считывание контента (информации) ввиду экономии времени, внимание фокусируется на ярких, порой кричащих заголовках и визуальных образах. Отметим, что часто поколение Z рассматривается в качестве синонима понятия цифровой человек, это люди, родившиеся в 1996(западная классификация) году и позже. Их отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют прекрасно работать.
Общаясь с учащимися лучше показывать, а не рассказывать, чтобы удержать их внимание. Наиболее эффективный способ взаимодействия – убеждать, объяснять, показывать яркие презентации, обсуждать и приводить аргументы, не перегружая большими объемами информации (информация должна быть сразу понятной и «цепляющей»), подавать информацию в доступном виде (предпочтительно визуальном), вовлекать в активное взаимодействие.
Исходя из собственного опыта работы с детьми отмечу, что при поиске информации молодое поколение чаще ограничивается Википедией и на основе вики-статей формирует свои знания. Говоря современным языком, знания студентов «википедийны», «инстаграмны» (равно фрагментарны) по своей сути. Опрос студентов-бакалавров проведенный еще в 2018 году выявил, что при поиске информации у 80% студентов приоритетным источником является именно Википедия. Значительная часть молодежи до 21 года читает краткое содержание литературных произведений, не успевая заглянуть в саму книгу, изучает сжатые отзывы блогеров, статьи модных журналистов, формируя таким образом свою фрагментарную картину мира. При этом они способны делать параллельно множество дел, а именно: вести блоги, выкладывать посты в социальных сетях, писать тексты по учебе, слушать или смотреть видеоролики, делать домашние дела.
Но есть и обратная сторона медали. Такая информационная нагрузка при доступности информационно-коммуникативных технологий и многозадачность психологически давят на поколение Z, не оставляя времени и сил на полноценную учебу. Учащиеся не читают дополнительную литературу, ограничиваясь конспектами лекций и краткими презентациями преподавателей. Максимум они «гуглят» интере-сующую их тему, пытаясь узнать подробности. Лишь небольшая часть учащихся умеет грамотно искать информацию и правильно с ней общаться.
Из этого можно сделать вывод, что основные плюсы клипового мышления – умение быстро переключаться, многозадачность, приспосабливаемость к быстрым изменениям информационного пространства. Минусы – отсутствие глубины знаний, быстрая утомляемость, поверхостность, низкие аналитические и критические навыки при работе с информацией, проблемы с концентрацией внимания.
Таким образом, в процессе преподавания важно учитывать особенности учащихся, уметь использовать положительные стороны клипового мышления и верно использовать его минусы, обращая их в плюсы. Не следует пытаться переделать учащихся или бороться с «клиповостью», как и работать по старой методологии в учебном процессе. Современным учащимся необходимо давать интересные задания на оперативность мышления, мульт-задачность, требующие активных действий.
Вышеизложенный материал позволяет нам сделать следующие выводы о том, как лучше следует работать с современными детьми:
- привычный нам коллективный дух не совсем понятен современным детям, поэтому не стоит наказывать весь класс за промах одного ребенка;
- современные дети уже не могут сидеть за книжками так, как сидели мы. Им необходимо постоянное движение, постоянный интерактив;
- у современных школьников очень развито целеполагание. Многие не хотят учить то, что им кажется ненужным;
- не стоит их сравнивать с собой, говоря: «А вот в наше время…» Не сработает. Тем более, это нормально, когда поколение отличается от поколения;
- сейчас школьникам нужен азарт, драйв, дух соревнования;
- от них не стоит требовать строгого оформления по шаблонам. Могие Z-школьники не понимают – зачем это нужно;
- эти дети привыкли использовать технологии с рождения и на уроках хотят иметь быстрый доступ к нужной информации. Поддержите эти их стремления;
- учитывая клиповое мышление поколения Z, делите и структурируйте длинный материал. Сделайте его ярким и зримым;
- всегда давайте обратную связь. Вовлекайте в диалог. Поощряйте учеников. Аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета;
- всегда четко сообщайте детям, что и в какие сроки от них требуется.
И тогда у вас обязательно произойдет коннект с детьми поколения Z!
Список используемой литературы:
1.)Арабулин Г. 9 простых советов педагога, как учить поколение Z – URL:
https://mel.fm/vospitaniye/sovety/1953480-kak-ucnit-pokoleniye-z
2.)Клиповое мышление, как проблема школьника, учителя, родителей – URL:
https://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-mushlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditekej/
3.) Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление, как феномен современного общества// Бизнес-образование в экономике знаний.-2019.-№3.-С.66-71.
4.) Пестерева О.А. Особенности обучения поколения Z. Проблемы и пути решения – URL: https://www.bsu.ru/content/page/21087/4-osobennosti-obucheniya-«pokoleniya-Z» - problem-i-puti-resheniya.PDF
5.) Поколение Z –URL:nttps://ru.wikipedia.org/wiki/ Поколение Z
6.) Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.406 с.
7.)Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.557 с.
8.) Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос.2010. URL: https.//www.topos.ru article/7371 (дата обращения: 15.08.2020).
9.) Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005.832 с.
10.) Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС// Инновационные проекты и программы в образовании. 2014.№2.С.24-30