«Героическая тема в музыке русских композиторов »
Воспитательная: Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_vokalu_geroicheskaya_tema_v_muzyke.docx | 22.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по вокалу
Тема: «Героическая тема в музыке русских композиторов »
Цели занятия:
Образовательная: Вспомнить произведения великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия.
Воспитательная: Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.
Развивающая:
-Научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
-Формировать основы музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности общения с классической музыкой для духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.
Используемые технологии: информационная технология, коммуникативная технология, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения.
Ресурсы урока: конспект занятия, мультимедийное сопровождение, компьютер, музыкальный и видеоматериал.
Ход урока
I Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам посмотреть на экран.
1.Посмотрите, пожалуйста, на картины и прослушайте музыкальный фрагмент. (Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»).
Вам знакома эта музыка?
Это картины известных русских художников:
Павла Корина «Александр Невский»,
костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь».
Педагог:Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет, и предположите тему сегодняшнего урока.
Ответы обучающихся.
Педагог:Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего занятия:
«Героическая тема в русской музыке»
цель сегодняшнего занятия: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке
Работа над темой.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины изучая героическую музыку?»
Большинство ребят думают, что героические произведения нужны и очень важны. В чем ценность героических произведений русских композиторов, и каким образом они влияют на наши эмоции и чувства.
В подтверждение ваших мыслей я хочу прочитать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие».
Педагог: Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Взгляните на портреты этих людей. Кто они?
(на экране портреты русских композиторов)
Великие композиторы М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Представьте себя русскими воинами, сильными, смелыми, решительными.
Итак, первый герой – Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки.
"Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений». (Б. Асафьев) Давайте вспомним, что такое «опера».
Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют.
М.И.Глинка определил основную идею оперы так: любовь к Отечеству.
Обучающиеся: Иван Сусанин - народный герой, отдавший свою жизнь во имя спасения Отечества. Был он простым крестьянином, жил в селе Домнино с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Поляки, задумав убить царя и захватить власть в свои руки, ворвались в дом Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он отвел их к царю и указал дорогу на Москву. Иван Сусанин притворно согласился, а про себя подумал: «Пойду, пойду. Заведу поляков в болото, в глушь, в трясину, в топь». Он тайком отправляет своего сына Ваню предупредить отряд ополченцев о грозящей опасности и ведет поляков в лесную глушь, в непроходимые болота. Когда поляки поняли, что Иван Сусанин их обманул, они жестоко расправились с ним, изрубили его до смерти саблями, но и сами не смогли выбраться из топких болот. Так героически погиб Иван Сусанин, спасая царя и родную землю от врагов.
В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?
Ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.
Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».
(Просмотр видеофрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»).
Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.
Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?
Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.
Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой - ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. Давайте посмотрим фрагмент из оперы.
(Просмотр видеофрагмента – гибель Ивана Сусанина).
.
В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества.
Обучающиеся слушают «Хор «Славься».
Еще один замечательный русский композитор - Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), был он не только композитором, но и талантливым ученым-химиком, совершил более 40 открытий в области химии. И это не помешало ему создать великие произведения, музыкальные шедевры - жемчужины мирового музыкального искусства. Опера «Князь Игорь», над которой композитор работал 18 лет – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки.
Педагог:По мнению музыкального критика В.Стасова опера является славой и гордостью русской музыки. В основе либретто лежат события времен борьбы Руси с половцами, описанные в поэме Древней Руси 12 века «Слово о полку Игореве». Ребята, скажите, что такое «либретто».
Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.
Обучающиеся:Князь Игорь – смелый, мужественный, отважный воин, всеми силами защищал русскую землю от ненавистных кочевников. В то время, как он со своей дружиной собирался выйти в поход против половцев, случилось солнечное затмение. Люди восприняли это как дурной знак и стали уговаривать Игоря отложить поход. Но мужественный отважный князь не испугался и сказал, что ему велят идти в поход долг и честь. В бою дружина князя была разбита, а сам он попал в плен. В плену князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины. Половецкий хан, восхищенный смелостью и отвагой князя, держит его в плену как дорогого гостя, пытается подкупить, предлагает свою дружбу. Но князь Игорь сохраняет честь и достоинство и думает только о спасении своего народа и родной земли. Совершив побег из плена, он возвращается в родной город и собирает новую дружину, готовясь к новому походу.
Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия.
(Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь» - ария Князя Игоря.)
О, если бы он был на свободе, он бы все исправил и спас Русь от врагов! Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы. Давайте, мы тоже проникнемся этими чувствами и исполним героическую тему арии. Обучающиеся слушают отрывок из арии князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»..
Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир.
И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?
Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.
Рассказ о полковдце Александре Невском, о его подвигах, воспетых С.С.Прокофьевым
Обучающиеся: Святой благоверный князь Александр Невский - великий полководец средневековой Руси. Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы в 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 г. произошла еще одна знаменитая битва - Ледовое побоище, в которой Александр Невский также одержал победу над немецкими рыцарями. За подвиги во имя родной земли, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. В 1713г. по указу Петра I на месте, где князь одержал победу над шведами в Невской битве, в Санкт-Петербурге был построен храм - «Александро-Невская лавра». Учреждены также награды Александра Невского, которыми награждались особо отличившиеся в бою воины.
Композитор С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» - это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины. Предлагаю послушать отрывок из хора «Вставайте, люди русские».
Итог занятия:
Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?
Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?
Обучающиеся: любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину
Педагог: Итак, сделаем вывод. Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев.Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Я вам желаю быть такими же смелыми и отважными, настоящими защитниками своего Отечества.
Всем большое спасибо!