Пояснительная записка к "Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения
Пояснительная записка к "Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения, для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_fortepiano_2023_doop_4_goda.docx | 464.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» ____________О.А. Ересько Приказ от 31.08.2023г. №162. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ФОРТЕПИАНО»
ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСТУПИВШИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
В ВОЗРАСТЕ С 6,6 ДО 9 ЛЕТ
Срок освоения программы - 4 года
с. п. Нижнесортымский
2023
Образовательная программа включает:
- Пояснительную записку;
- Планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
- Учебный план;
- График образовательного процесса;
- Программы учебных предметов;
- Систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
- Программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа (далее – Образовательная Программа, сокращенно ОП) МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» (далее – Образовательная Организация, сокращенно ОО) по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
- иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.
ОП «Фортепиано» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
при наличии достаточного уровня развития творческих способностей обучающихся, возможности их перевода с данной ОП на обучение по предпрофессиональной программе в области музыкального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение детей к искусству, развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
- формирование начальных навыков игры на фортепиано в доступной художественно-увлекательной форме, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- формирование начальных навыков восприятия музыки на доступных по возрасту образцах музыкального искусства.
Воспитательные задачи:
- воспитание творческого мышления в процессе обучения;
- воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических, эстетических потребностей.
Развивающие задачи:
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству.
Здоровьесберегающие задачи:
- активизация эмоциональной активности обучающихся;
- при наличии снятие раздражительности, гиперактивности, апатии.
СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ для детей:
поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года
Прием детей осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) и вступительных испытаний, в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, интонирования.
Зачисление детей осуществляется по результатам их отбора.
ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание комфортной развивающей образовательной среды с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
Обеспечить возможность для:
-выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
-организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
-организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
-организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
-эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
-построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также с учётом особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
-эффективного управления Образовательной организацией.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ обеспечивается:
-доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки;
-аудио- и видеозаписями, формируемыми по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд укомплектовывается:
-печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам,
-изданиями музыкальных произведений,
-специальными хрестоматийными изданиями,
-партитурами,
-клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
-основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся;
-официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Материально-техническая база Образовательной организации соответствует:
-санитарным нормам,
-противопожарным нормам,
-нормам охраны труда.
Образовательная организация соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
-концертный зал с роялем, звукотехническим оборудованием,
-библиотеку,
-читальный зал,
-помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
-учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
-учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Специальность» оснащаются пианино.
Учебные аудитории для занятий по учебным предметам:
«Специальность» имеют площадь от 15 кв.м. до 17,9 кв.м.,
«Ансамбль» имеют площадь от 15 кв.м. до 17,9 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В каждом классе имеются пианино, банкетки и подставки (для детей разного возраста).
При реализации ОП «Фортепиано» созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, а так же обеспечение выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых) в сценических костюмах.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ обеспечивается:
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу.
Образовательная организация создала условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью:
-обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов;
-ведения постоянной методической работы;
-получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано»;
-использования передовых педагогических технологий.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП
РЕЗУЛЬТАТОМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное и ансамблевое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умении самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать
Специальность:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию простых музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Хоровой класс:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература:
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебному предмету вариативной части
Ансамбль:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план разрабатывается Образовательной организацией самостоятельно, с учётом графиков образовательного процесса и сроков обучения.
Учебный план ОП «Фортепиано» предусматривает следующие предметные области:
учебные предметы исполнительской подготовки:
Специальность
Хоровое пение
учебные предметы историко-теоретической подготовки:
Сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература
учебные предметы по выбору:
Ансамбль
и раздел:
аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
Учебные предметы учебного плана осуществляются в форме:
индивидуальных занятий – по учебным предметам «Специальность» и «Ансамбль»;
мелкогрупповых занятий: численностью от 4 до 10 человек;
В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса, школа, в пределах имеющихся средств, может уменьшать или увеличивать количественный состав групп.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной и вариативной частей составляет 692,5 часов, в том числе:
Специальность – 202,5 часа,
Хоровой класс – 135 часов;
Сольфеджио – 186 часов,
Слушание музыки – 101 час,
Музыкальная литература – 34 часа.
Ансамбль – 132 часов,
В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Финансовые условия реализации программы обеспечивают исполнение нормативных затрат и устанавливаются учредителем.
Концертмейстерские часы по учебному предмету «Хоровой класс» составляют 100 процентов от аудиторного учебного времени.
Учебные предметы вариативной части определяются Образовательной организацией самостоятельно.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем на весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объёма активного времени суток, сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности и планируется следующим образом:
«Специальность» - 1-4 классы – по 3 часа в неделю;
«Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю;
«Сольфеджио» - 1 час в неделю;
«Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю;
«Музыкальная литература» - 1 час в неделю;
«Ансамбль» - 1 час в неделю.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю.
IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
классы | недели | |
Продолжительность учебного года: | в I по IV классы | 39 недель |
Продолжительность учебных занятий: | в I классе | 33 недели |
со II по IV классы | 34 недели | |
Каникулы в учебном году: | в I классе | 4 недели и дополнительные каникулы – 1 неделя |
со II по IV классы | 4 недели | |
Летние каникулы: | с I по VII классы | 13 недель |
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на 10 календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 33 недели, со 2 класса по 4 класс – 34 недели.
С первого по выпускные классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4-х недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные Образовательной организацией.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых:
33-34 недели – реализация аудиторных занятий
В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на: методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, освоение дополнительных профессиональных ОП.
V. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Учебные предметы обязательной части учебного плана:
1. Исполнительская подготовка:
1.1. Специальность
1.2. Хоровой класс
2. Историко-теоретическая подготовка:
2.1. Сольфеджио
2.2. Слушание музыки
2.3. Музыкальная литература
Учебные предметы вариативной части учебного плана:
1. Ансамбль
Все учебные предметы оснащены рабочими образовательными программами, разрабатываемыми Образовательной организацией самостоятельно.
Устанавливаются следующие виды аудиторных учебных занятий:
урок (контрольный урок); прослушивание; зачёт (технический зачёт); репетиция; академический концерт; мастер-класс; лекция; семинар; контрольная работа; практическое занятие.
Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры, (филармоний, театров, концертных залов, музеев и т.д.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Образовательной организации, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительской деятельности.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателями и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОП ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Оценка качества реализации ОП включает в себя:
-текущий контроль успеваемости,
-промежуточную аттестацию обучающихся;
-итоговую аттестацию обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с локально-нормативными актами, принятыми в ОО.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться: контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме: контрольных уроков, дифференцированных зачётов.
Контрольные уроки и зачёты могут проходить в виде:
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ, устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в справку об окончании Образовательной организации.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются Образовательной организацией самостоятельно.
Образовательной организацией разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие:
типовые задания,
контрольные работы,
тесты,
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Образовательной организацией самостоятельно и соответствуют целям и задачам ОП «Фортепиано» и учебному плану.
Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений в области музыкального искусства.
По окончании четверти учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому предмету.
Возможен перевод обучающегося с одной ОП в области искусств на другую. Порядок перевода обучающихся с одной ОП в области искусств на другую определяется внутренним локальным актом, принимаемым Педагогическим советом и утверждаемым директором Образовательной организации.
Перевод обучающегося из класса в класс по итогам весенне-летней промежуточной аттестации осуществляется на основании решения Педагогического совета о возможности дальнейшего освоения обучающимся ОП с учётом его творческого развития и, в случае необходимости, его физических данных. Принятое решение оформляется соответствующим приказом директора Образовательной организации.
Итоговая аттестация обучающихся проходит по окончании освоения образовательной программы в 8 семестре (4 класс) и проводится:
по предметам: «Специальность», «Сольфеджио», «Ансамбль» в форме дифференцированных зачетов;
по предметам: «Хоровой класс», «Музыкальная литература» - в форме контрольных уроков.
Содержание промежуточной и итоговой аттестации и условия их проведения разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основании данной ОП.
По результатам итоговой аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства;
знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
- ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При освоении ОП «Фортепиано» творческая и культурно-просветительская деятельность направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоёв населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, приобщение к духовным ценностям.
С этой целью созданы творческие коллективы (хоры, ансамбли и т.д.). Деятельность творческих коллективов регулируется внутренним локальным нормативным актом и осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).
Программа творческой и культурно-просветительской деятельности разрабатывается ежегодно, обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается директором Образовательной организации.
Образовательная организация обладает правом использования творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения ОП, в методической деятельности. Данное использование допускается только в научных, учебных или культурных целях, не связанных с извлечением прибыли, при обязательном указании имени автора (авторов).
ОП «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-., видео-материалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых должен содержаться в программах учебных предметов.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Образовательной организации.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.