Аннотация к рабочей программе "Специальность". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения

Сарачакова Валентина Викторовна

Аннотация к рабочей программе  "Специальность". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения, для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_fortepiano_2023_doop_4_goda_spetsialnost.docx29.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Нижнесортымская  ДШИ»

АННОТАЦИЯ  

к рабочей программе учебного предмета

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано»

Срок реализации программы 4 года 

Рабочая программа учебного предмета «Специальность» разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

Программа содержит следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • содержание учебного предмета;
  • учебно-тематический план;
  • годовые требования по классам, примерные репертуарные  списки музыкальных произведений;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;        
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • список литературы.

Пояснительная записка характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе, раскрывает целостность программы – согласованность цели, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения, методов обучения; материально-технических условий реализации учебного предмета.

Содержание учебного предмета раскрывается через краткое описание учебного материала по годам обучения.         

Учебно-тематический план включает распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся

Методическое обеспечение программы представлено в форме методических рекомендаций по работе с обучающимися.

Информационное обеспечение программы содержит список литературы для обучающихся и преподавателей.

Обучение детей игре на фортепиано - это средство развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей обучающихся, возможность активного общения, профессионального самоопределения обучающегося и создания социокультурной среды общения, что согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» является актуальным в современной педагогике.

При разработке данной программы, учитывался принцип последовательности и доступности в обучении; принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка; принцип вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей обучающегося, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» на обучение по предпрофессиональной программе в области данного вида искусства.

Характеристика предмета, его значимость

Уроки специальности предполагают индивидуальные занятия с обучающимися, на которых они приобретают:

- знания, умения и навыки игры на фортепиано, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.        

Значимость предмета заключается в возможности:

- художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей;

- выявления одарённых детей в раннем возрасте.

Обучение игре на фортепиано включает в себя:

- музыкальную грамотность,

- чтение с листа,

- навыки ансамблевой игры,

- знакомство с высшими достижениями мировой культуры.

 Выявление одарённости у ребёнка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, в то же время программа рассчитана на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.                 

Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на  фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального  кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • овладение  основами  музыкальной  грамоты,  необходимыми  для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано  с  учетом  возможностей  и  способностей  обучающегося;
  • развитие  музыкальных  способностей:  ритма,  слуха,  памяти, интонирования, музыкальности,  эмоциональности;
  • владение  средствами  музыкальной  выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • обучение  навыкам  самостоятельной  работы  с  музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
  • приобретение интереса к музицированию,  к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, воспитание активного слушателя, зрителя;
  • формирование у обучающегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Содержание

1 - 4 классы

Количество часов на аудиторные занятия

202,5

Общее количество часов на самостоятельные занятия

405

Максимальная учебная нагрузка в часах

607,5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН        

 Класс

Часы в неделю

Учебных недель  за год

Часы за год

1

1,5

33

49,5

2

1,5

34

51

3

1,5

34

51

4

1,5

34

51

         Результатом освоения программы «Фортепиано» по учебному предмету «Специальность» является приобретение обучающимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет основными аппликатурными приёмами;

- владеет навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;

- имеет опыт публичных выступлений.

Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Технические зачеты. Проверка технической подготовки обучающихся проводится 2 раза в год со II по IV классы.

В конце I четверти на техническом зачете обучающиеся исполняют этюд, диезные и бемольные мажорные гаммы по программе и все технические формулы к ним, сдают коллоквиум.

В конце III четверти на техническом зачете обучающиеся исполняют этюд, диезные и бемольные минорные гаммы по программе и все технические формулы к ним, сдают чтение с листа.

Промежуточная аттестация: 

1, 3, 5, 7 семестры – Контрольный урок.    

Требования:

1 класс: 2 разнохарактерных произведения;

2-4 классы: 2 пьесы, одна из которых с элементами полифонии.

2,4,6 семестры – Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.

Требования:

1 класс: этюд и пьеса по выбору

2-4 классы: произведение крупной формы, пьеса по выбору

Итоговая аттестация – 8 семестр. Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.

Требования: произведение крупной формы, пьеса.