Аннотация к рабочей программе "Специальность". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения
Аннотация к рабочей программе "Специальность". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения, для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_fortepiano_2023_doop_4_goda_spetsialnost.docx | 29.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок реализации программы 4 года
Рабочая программа учебного предмета «Специальность» разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета;
- учебно-тематический план;
- годовые требования по классам, примерные репертуарные списки музыкальных произведений;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы.
Пояснительная записка характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе, раскрывает целостность программы – согласованность цели, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения, методов обучения; материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета раскрывается через краткое описание учебного материала по годам обучения.
Учебно-тематический план включает распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся
Методическое обеспечение программы представлено в форме методических рекомендаций по работе с обучающимися.
Информационное обеспечение программы содержит список литературы для обучающихся и преподавателей.
Обучение детей игре на фортепиано - это средство развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей обучающихся, возможность активного общения, профессионального самоопределения обучающегося и создания социокультурной среды общения, что согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» является актуальным в современной педагогике.
При разработке данной программы, учитывался принцип последовательности и доступности в обучении; принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка; принцип вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей обучающегося, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» на обучение по предпрофессиональной программе в области данного вида искусства.
Характеристика предмета, его значимость
Уроки специальности предполагают индивидуальные занятия с обучающимися, на которых они приобретают:
- знания, умения и навыки игры на фортепиано, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Значимость предмета заключается в возможности:
- художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей;
- выявления одарённых детей в раннем возрасте.
Обучение игре на фортепиано включает в себя:
- музыкальную грамотность,
- чтение с листа,
- навыки ансамблевой игры,
- знакомство с высшими достижениями мировой культуры.
Выявление одарённости у ребёнка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, в то же время программа рассчитана на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, интонирования, музыкальности, эмоциональности;
- владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
- приобретение интереса к музицированию, к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, воспитание активного слушателя, зрителя;
- формирование у обучающегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Содержание | 1 - 4 классы |
Количество часов на аудиторные занятия | 202,5 |
Общее количество часов на самостоятельные занятия | 405 |
Максимальная учебная нагрузка в часах | 607,5 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Класс | Часы в неделю | Учебных недель за год | Часы за год |
1 | 1,5 | 33 | 49,5 |
2 | 1,5 | 34 | 51 |
3 | 1,5 | 34 | 51 |
4 | 1,5 | 34 | 51 |
Результатом освоения программы «Фортепиано» по учебному предмету «Специальность» является приобретение обучающимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет основными аппликатурными приёмами;
- владеет навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;
- имеет опыт публичных выступлений.
Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Технические зачеты. Проверка технической подготовки обучающихся проводится 2 раза в год со II по IV классы.
В конце I четверти на техническом зачете обучающиеся исполняют этюд, диезные и бемольные мажорные гаммы по программе и все технические формулы к ним, сдают коллоквиум.
В конце III четверти на техническом зачете обучающиеся исполняют этюд, диезные и бемольные минорные гаммы по программе и все технические формулы к ним, сдают чтение с листа.
Промежуточная аттестация:
1, 3, 5, 7 семестры – Контрольный урок.
Требования:
1 класс: 2 разнохарактерных произведения;
2-4 классы: 2 пьесы, одна из которых с элементами полифонии.
2,4,6 семестры – Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.
Требования:
1 класс: этюд и пьеса по выбору
2-4 классы: произведение крупной формы, пьеса по выбору
Итоговая аттестация – 8 семестр. Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.
Требования: произведение крупной формы, пьеса.