Аннотация к рабочей программе "Ансамбль". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения
Аннотация к рабочей программе "Ансамбль". Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения, для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiyafortepiano_2023_doop_4_goda_ansambl.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Ансамбль»
для обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок реализации программы 4 года
Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
ДАННАЯ ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета;
- учебно-тематический план;
- годовые требования по классам, примерные репертуарные списки музыкальных произведений;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы.
Пояснительная записка характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе, раскрывает целостность программы – согласованность цели, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения, методов обучения; материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета раскрывается через краткое описание учебного материала по годам обучения.
Учебно-тематический план включает распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся
Методическое обеспечение программы представлено в форме методических рекомендаций по работе с обучающимися.
Информационное обеспечение программы содержит список литературы для обучающихся и преподавателей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ:
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
Знакомство обучающихся с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного, 6-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Работа в классе ансамбля направлена на формирование умений и навыков совместного музицирования, выработку у партнеров единого творческого решения, которые способствуют развитию таких качеств, как внимательность, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность за результат коллективной творческой работы.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся: эмоциональности, памяти, мышления, воображения, творческой активности, артистизма и музыкальности на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие всех видов музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического, тембро-динамического);
∙ формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
∙ развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле): метрической пульсации; умение вести свою партию и слышать партнера; ритмической, темповой и интонационной слаженности; выработки единой манеры звукоизвлечения; стремления к единству образно-художественного восприятия исполняемого произведения;
∙ обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
∙ приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
∙ расширение музыкального кругозора обучающихся путем ознакомления с ансамблевым репертуаром.
ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Срок обучения/количество часов | 3-4 классы |
Количество часов (общее на 2 года) | |
Максимальная нагрузка | 102 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 34 часа |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 68 часов |
Аудиторная нагрузка (часов в неделю | 0,5 часа |
Самостоятельная работа (внеаудиторная) (часов в неделю) | 1 час |
Продолжительность учебного года | 39 недель |
Продолжительность учебных занятий | 34 недели |
Изучение учебного предмета осуществляются в индивидуальной форме
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету обязательной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями,
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ АНСАМБЛЬ:
Промежуточная аттестация:
5, 7 семестры – Контрольный урок.
Требования: исполнение одного произведения;
6 семестр – Дифференцированный зачёт
Требования: исполнение одного произведения.
Итоговая аттестация – 8 семестр. Дифференцированный зачёт.
Требование: исполнение одного произведения.
Контрольные уроки и дифференцированные зачёты предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, отчетных концертах могут освобождаться от контрольных уроков и зачетов.
Результатом освоения учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» является приобретение обучающимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков в области ансамблевого музицирования, таких как:
∙ наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
∙ сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
∙ знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
∙ знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
∙ знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов: народных, духовых, ударных), их особенностей и возможностей;
∙ знание профессиональной терминологии;
∙ наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
∙ навыки по воспитанию совместного для партнеров ритмической устойчивости; ансамблевой гибкости, взаимной координации, согласованности, динамическое равновесие, единство фразировки, что связано с основами совместного музицирования;
∙ навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
∙ навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
∙ наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
∙ наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
Полученные на занятиях знания, умения и навыки должны позволить
обучающимся по окончании школы продолжить общение с музыкой, став грамотными музыкантами-любителями.