Уроки сольфеджио для подготовительных групп.
В данном материале излагается подробное поурочное планирование уроков сольфеджио в подготовительных классах Детской музыкально-хоровой школы. Планирование расчитано на один учебный год по образовательной общеразвивающей программе"Сольфеджио"для подготовительных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поурочное планирование | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Уроки сольфеджио для подготовительной группы.
Разноцветные кружочки из картона-ноты, на картоне нотный стан, скрипичный ключ. С другой стороны картона –клавиатура.
Урок 1.
Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах (пианино). Клавиши-клавиатура.Сказка: две черные клавиши-это две черные высокие горы, между ними течет Река Дружба-нота «ре». На левом берегу реки
живет добрый Доктор Цезарь, который, выйдя на пенсию, выращивал репу на берегу речки (нота «до»). Как-то раз доктор вырастил большой урожай репы и не знал, куда ему эту репу определить. В гости к доктору приехал его друг, Мишка Егорка, который жил на правом берегу реки (нота «ми») и посоветовал ему отвезти репу на Фабрику, где делают консервы, которую построили рядом с домиком Мишки-нота»фа». Рядом с Фабрикой насыпали большую Гору Соли, которую охранял Сольдат Гаврила ( соль нужна для консервной Фабрики). Но не так просто было пробраться на Фабрику, ее охранял Трехглавый Дракон Сидор. На помощь Доктору и Мишке прищла волшебная птичка Лясточка Алиса-нотка «ля», она свила себе гнездышко рядом с Горой Соли. Лясточка взяла щепотку соли и бросила в глаза злому Дракону, свесившему свой Синий хвост на ноту «си». Дракон ослеп и не увидел, как Доктор и Мишка пробрались на Фабрику и сдали свой большой урожай репы.
Ноты-знаки, с помощью которых записывают музыку. Нотки живут в домике под названием нотный стан или нотоносец. Открывают домик , где живут высокие и средние звуки скрипичным ключом( ключ соль). Домик для низких звуков-басовым ключом (ключ фа). В домике 5 этажей, их считают снизу вверх. Ноты живут на этажах, между этажами, в подвале-под этажами и на чердаке, над этажами.
« А теперь дружок извль, познакомься с нотой «соль», точный адрес ноты той, нотный стан,этаж второй. Стишок петь песенкой на ноте «соль».
Дома считалочку любую распевать на ноте «соль».
« Здравствуй нота Соль!»
Понятие регистров: звуки бывают высокие, средние и низкие, ими управляют господа Регистры.
А еще звуки бывают длинные и короткие.
Цапля длинноногая, живет на болоте и ходит медленно-та-та, а у больших ежиков лапки короткие и пока цапля делает шаг, они в это время-два-тик-тик.
Играть ноту «соль» на инструменте.
Щи да каша, пища наша-длинные звуки.
После щей,да после каши, дети просят простокваши.-короткие звуки. Левая нога на счет раз, правая-два. Хлопать в ладоши длинные и короткие звуки. «Петушок, петушок, золотой гребешок». Выучить считалку на длинных и коротких звуках.
Урок 2: Знакомство с нотой «фа». «Между первой и второй , фа глядит в окошко, между первой и второй тесно ей немножко.» Петь на ноте «Фа».
«На второй линейке «соль» с нотой «фа» встречается. Если скажем «фа» и «соль» -слово получается. «Соль» выше «фа»(показать рукой). «Фа» «соль». Фа соль , вот и выросла фасоль. Деревянными ложками выстукивают ритмическую столовую, любимый фрукт или овощ ( длинные и короткие звуки, их сочетание). На ноте»соль» считалочка про скворцов: « К нам летят со всех концов, стаи радостных скворцов, раз,два,три, четыре, пять , будем мы скворцов считать.» Песенка про солнышко. «Приди, приди солнышко, под мое оконышко, будем греться вволю, как цветики в поле». Поется на нотах «соль» и «фа» словами и нотами.
Восьмиметровая красавица жирафа, к тому же не очень умна, поет свою песенку на двух нотах «до»-«Я восьмиметровая, Дуня бестолковая!». А зовут ее Октава и дружит она с Птичкой Примой, которая клюет на одной нотке, а жирафа на двух. Длинные звуки-шаги цапли-та, а короткие-шаги ежиков. Цапля живет на болоте, любит лягушек и ходит на тонких ножках, та-та. А у ежиков ножки короткие , цапля делает шаг-та, а они два –тик-тик. Подобрать слова на короткие и длинные слоги: апельсин- тик-тик- та, виш-ня-та-та.
С помощью ног изображать шаги цапли, с помощью ру-шажки ежиков ( один шаг-два хлопка.)
Урок 3: Нотка «ля». « Между второй и третьей, пою я песни детям, ля-ля,ля-ля, ля-ля!» Самая высокая-Ля, низкая-фа, а между ними-соль. Посчитать нотки с помощью руки ( раз, два, три). Песенка про колышки на трех нотках.
« уж я колышки тешу, огород я горожу». Петь словами и нотами: « Фа соль ля ля ля соль фа, фа соль ля ля соль фа.»
Кто создает музыке настроение? Это два сеньора: сеньор Мажор и сеньор Минор. Мажор-это улыбка, радость. Смех, а Минор-грусть, печаль, слезы.
«В гости к нам пришел Мажор, здравствуй радостный сеньор!», « В гости к нам пришел Минор, погрустить зовет сеньор!».
Урок 4: Закреплять нотки по сказке на клавиатуре, на нотном стане, петь песенки и играть на инструменте: « про солнышко», « Фа соль», «Колышки». Песенка «про зайку», начинать с высокой нотки: «В огороде заинька, В ОГОРОДЕ БЕЛЕНЬКИй, ОН КАПУСТУ ГРЫЗЕТ, ОН МОРКОВКУ БЕРЕТ», « Ля-ля-ля-ля соль соль-соль,-2 раза, ля-ля соль, ля-ля-соль. Ля-ля-соль. ля-ля-соль», « Тик-тик-тик –тик та-тик-тик-2 раза, тик-тик-та, тик-тик-та, тик-тик-та, тик-тик-та.»
Урок 5: Знакомство с нотой «ми». « Смотри, запомни и пойми, пропела нота «ми», я не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь». Петь эту песенку на ноте «ми», петь считалку про скворцов, ее же слога ми та и тик, Песни про солнышко и про заиньку петь нотами, слогами и словами, играть на своих клавиатурах и инструменте. Показывать высоту звука рукой.
Крысы секунды, большие и маленькие. Найти их на клавиатуре на белых клавишах; у худой крысы рот зашит, она на диете, весит пол тонны и тонет наполовину. Толстая крыса с мухой во рту( муха-это черная клавиша), весит целую тонну и сразу тонет. Занимают два этажа. Песенки крыс на двух клавишах: «Крыса секунда, весит полтонны, а большая крыса, целую тонну».
Урок 6: Понятия форте и пиано, мажор и минор, приветствовать нотки на форте и пиано. На разных нотках петь считалку про скворцов.
Нота «Си», «А на линейке третьей Си, на самой серединке, спою , когда не попроси так звонко, без запинки.»
Понятие темп, что такое темп? Какие бывают темпы? (Машина, велосипед).
Словосочетания белый снег, длинный стол, дед Мороз, Новый год превратить в ритмослоги: тик-тик-та. Отрабатывать песню про заиньку, показывая высоту звука рукой. Отрабатывать шаги цапли и ежиков ногами и руками.
Урок 7: Знакомство с нотами «до» и «ре». Нотке «до» не хватило линеек и она поселилась на добавочной внизу, в подвале: « Есть у каждой нотки дом, где живешь ты нотка «до», здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке». « Нотка «ре», где живешь, где ты песенки поешь, отгадать сумей-ка-под первою линейкой!» Нота «до» второй октавы: «Под четвертой, выше третьей, ноту «до» мы снова встретим».
Зайки Терции: ми-соль, фа-ля, Большие терции-«Дили –дон, дили-дон, колокольчики кругом.»: ля-ля фа,ля-ля фа-___сеньор Мажор. Малые терции-« На полянку¸на лужок, выпал беленький снежок.»: соль-соль-ми-ми , соль-соль ми, соль-соль-ми-ми, соль-соль ми.»-сеньор Минор. Зайки Терции
занимают три этажа и прыгают через этаж.У больших Терций два ушка –две
черные клавиши между белыми, у маленьких-одно ушко и нет морковки. Они интервалы настроения. Учить песню «Два веселых гуся»
Урок 8: Звукоряд. «Звукоряд, звукоряд, встали ноты на парад, их скрипичный ключ ведет, в звукоряде восемь нот». Маленькая лесенка из пяти ступенек: « Я шагаю вверх, я шагаю вниз». Читать ноты вверх и вниз в быстром темпе. Длинная лесенка: «Мы по ступенькам вверх спешим, назад скорее поспешим». Песню про звукоряд играть и петь нотами, слогами и словами.
Закреплять терции, выучить песню: « Птичка польку танцевала , на полянке в ранний час, хвост налево, нос направо, это полька Карабас.»(Ми –соль-соль-соль, фа-ля-ля-ля, соль-си-си-си, до-до-до.»)
Урок 9: Соотношение нот и ступеней: раз-до, два-ре, три-ми, и т д . Королева Тоника-управляет музыкальным королевством; она занимает два этажа: первый и восьмой. Королевство стоит на устойчивых столбах( 1-3-5-8 этажи).Это ее трезвучие. У веселой королевы и трезвучие веселое, его сочинил сеньор Мажор. Нужно двух Зайчиков ТЕРЦИЙ вместе сложить: веселый и грустный - получиться мажорное трезвучие, грустный и веселый- минорное трезвучие. Мажорный аккорд –отличник, минорный-двоечник. Дома вырезать цветные кубики: синий кубик-грустный зайка-песня « зайку бросила хозяйка», красный кубик-веселый Зайка-песня « Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости».
Урок 10. Трезвучие. Кубики красный и синий. Красный-большая терция, синий –малая терция. В гости к нам пришел Мажор, здравствуй радостный сеньор! В гости к нам пришел Минор, погрустить пришел сеньор!
Песенки на терции: «Наша Таня», «Зайку бросила ходяйка»-малая терция; «Лошадка»-большая.
Кубики красный плюс синий-Мажор, синий плюс красный-Минор. Определять по слуху трезвучия, показывая кубики.
Урок 11 «Песенка Ежики»: раз, два, три-2 раза, ко мне ежики пришли, а я ежиков люблю, молочка я им налью.до,ре.ми-2 раза, до ре ми ми ре ре до.
Тик-тик-та, тик-тик-та, тик-тик-тик-тик-тик-тик-та.От до до соль пять ступенек, петь « Я шагаю вверх, я шагаю вниз». « Козочку свою на лужок
гоню». Дворец Королевы Тоники стоит на устойчивых столбах: раз-три-пять-
три –раз.-Это трезвучие Королевы. У веселой Королевы кубики красный плюс синий, у минорной –синий плюс красный.
Знаки бемоль , диез. « Знак диез, знак диез, вверх по лесенке полез.»
« Знак бемоль ложится спать, повалился на кровать».
Урок 12. Песня «Кот и мыши»: « Знает мышка не спроста, мягки лапки у кота, мышка, мышка не зевай, кот к тебе крадется, Ай!» На мажорое трезвучие . До ми соль соль соль ми до, до ми соль соль соль ми до, соль соль соль соль соль ми до, соль соль соль соль соль соль до. До вверх.
Загадать загадки их песенок, которые выучили.
Бекар-стирает диез и бемоль. Соль#=ля ь- сольдилябушка,
Ля#=cи ь-лядисибушка и т д .запомнить.
Урок13.
Длительности. Шаг четверть=хлопки восьмыми. Сильная доля- шаг вместе с хлопком. « Доля сильная вступает вместе с кратким словом «раз», остальные все слабее- меньше значимы для нас.»Сильная доля громче(1 шаг), вторая тише(2 шаг). « Жили у бабуси, два веселых гуся», акценетируя сильные доли с хлопком.
Урок14. Размер.Двухдольный, трехдольный, четырехдольный. Играть произведения с разным размером. Дети по слуху их различают. Такты-квартиры, где живут дольки. « Жили у бабуси»-двухдольная песенка.
На доске записать песенку штилями, расставить такты, отмечая сильные доли.
Урок 15. Министр королевы Тоники-Доминант. Живет на 5 этаже и ходит к Тонике вниз по устойчивым столбам: I-III-V-III-I. Попевка Доминанта –До-ми-соль-ми(2 раза), соль, фа, ми, ре, до, до. А может пойти наверх: до-ми-соль-ми(2раза), соль,соль, ля,си. до, до. Песенка про ежиков: « раз-два-три, раз-два-три, ко мне ежики пришли, а я ежиков люблю, молочка я им налью». Петь словами, нотами и слогами та и тик, показывая рукой высоту звука. Также петь песенки: «Кот и мыши».
Урок 16. Песня на устойчивых столбах: « Скачет зайка, беленький по снегу, а лиса за ним ползет по следу»: до-ми-соль-ми, до-до-ми-ми-соль-ми, до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до-до. Медуза квинта-до-соль, чистая, живет в воде, пустая и легкомысленная, думает о шляпках и сумочках, все время их теряет
и плывет покупать новые.-Ее песенка: « По морям, по волнам, плавает
медуза»: До-до-соль, до-до-соль, до,ре,ми.фа. соль.соль. « Наступили холода, птичкам маленьким беда»-песенка на квинту.
Урок 17. Нота половинная, тоже очень длинная, «сонная», тянется-та-а( укладываем нотку спать).Песенка с « сонной» ноткой : « козочку свою, на лужок гоню, козочка моя, ты любимая. Песенка « Маленькой елочке холодно зимой».
Под нотным станом –ступени, обозначенные римскими цифрами.
Далее подписать ноты и шаги( цапли и ежики. «сонная»). Петь сольфеджио, слогами и словами. Вспомнить песенки на устойчивых столбах: « Знает мышка, неспроста, мягки лапки у кота, мышка, мышка, не зевай, кот к тебе крадется-ай!», «Скачет зайка»,
Урок18. нужен ли помощник министру Доминанту? Нужен! Это министр Субдоминант, живет он под (суб) Доминантом и варит суп и кормит все королевство. Песенка « Скок-скок поскок, молодой дроздок, по водичку пошел. молодичку нашел»-от «фа» вниз. Тетрахорд-лесенка из четырех ступеней. Лягушка Квакуша- так мечтала путешевствовать, что стала Кваркуша, превратилась в ворону и полетела. Зовут ее Кварта: « Вот лягушка, по дорожке, скачет, вытянувши ножки, ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква!»-до-фа.
Урок 19. 1 тетрахорд-нижний(низкий), 2тетрахорд-верхний(высокий). Песню « Как под горкой, под горой, торговал старик золой», петь по тетрахордам.
Шестнадцатые –четыре под одним ребром- тири-тири, маленькие ежики, цапля делает один шаг, а они четыре. « Ели, ели, две недели, не полнели, не худели, ели, ели, пили, пили, две недели сыты были» -выучить.
Урок 20.
Трезвучие-это три звука, расположенные по зайкам терциям. Красный кубик+синий- мажорное трезвучие, веселое, зайчик первый веселый; синий кубик+красный-минорное трезвучие, первый зайка грустный.
Консонанс и Диссонанс. Консонанс-поэт, певец, романтик и мечтатель, у него много друзей, среди которых благозвучно звучащие интервалы мажорное и минорное трезвучия. Диссонанс-его зловредный брат, с ним никто не хочет дружить и у него есть только слуги: секунды и септимы, трезвучия Дракон и Змея. Мажор и Минор-друзья Консонанса и его
помощники. Трезвучие Дракон- красный+красный кубики-трехглавое чудище, звучит напряженно и угрожающе-это увеличенное трезвучие. Трезвучие Змея-синий+синий кубики-таинственное и ползущее звучание. Определять по слуху все четыре аккорда и показывать жестами и кубиками то, что звучит. Песенка « Паровоз»: учебник Барабошкиной 1 класс.
Урок 21. Повторение: ноты, ступени, знаки альтерации. Устойчивые столбы. На которых стоит королевство Тоники. II И VII ступени-слуги королевы
Тоники, это вводный тон и вводный полутон, они водят свою королеву, Тон
кланяется ей, а Полутон заглядывает на нее.II- ступень- большая Крыса Секунда, весит целую тонну и сразу тонет. Толстая, жирная, во рту с мухой. VII- маленькая Крыса Секунда, сидит на диете, рот себе зашила и весит полтонны и утонет наполовину. О них попевка: вводный тон, вводный тон, вводный полутон. Ре-ре-до, ре-ре-до, си-си-си-си –до.
Песенки « Золотой петушок» и « Скок, скок, поскок»-петь на верхнем и нижнем тетрахордах. Хоровод лягушек Кварт-квартовая цепочка от «си» до «сиb».
Урок 22. Попевки вводных звуков. Песенка «Перепляс»: « Поплясать становись и друг другу поклонись.(2 раза): Ми-до-до, ми-до-до, ре-си-ре-си, ре-до-до.
Вспомнить ритмические рисунки: та, тик, тири-тири.
Ритм тири-тик- девочки-воображалочки______и тик-тири________-дед –ворчун. Выучить песню « Мишка с куклой бойко топают», разобрать римические фигуры, петь нотами, слогами, словами.
Урок 23. Медианта-III этаж-дочь Доминанта, Медианта шагает к Тонике -3.2.1.Субмедианта-VI этаж, дочь Субдоминанта, она варит зелье и хочет отравить Королеву и занять ее трон, ходит к Тонике 6,7,8.
Пение цепочки ступеней полностью, учитель поет номер ступени-раз-ра-раз, ученик название ноты-до-до-до. Игра «Терцию найди»: от любой ноты –до-ре-ми, терцию найди. Терции –интервалы настроения, они дружат тоже с интервалами настроения Оленями Секста: большой олень Секста-живет в лесу, 6 этажей занимает, очень смелый( песня «в лесу живет большой олень»), маленький олененок Секста-Бемби, очень пугливый и всех боится.(песенка « Олененок Бемби».
Урок 24. Закрепление всех пройденных песенок, угадай-ка по ним.
Урок 25. Лесенка от I до V ступени, устойчивые « столбы».
Песенки « Знает мышка», «Скачет заика», « Едет паровоз», -от до до соль. Затем от ре до ля.-это медуза Квинта. Квинтовая цепочка от «фа» до «си»-стишком. Затем заполнить квинту средним звуком и получится трезвучие Мажора и Минора. Петь трезвучия в квинтовой цепочке, превращая малые терции в большие с помощью диезов, и наоборот большие терции в малые с помощью бемолей. На любом минорном трезвучии сочинить грустную песенку. Песенку « Плачет киска в коридоре, у нее большое горе: злые люди бедной киске, не дают украсть сосиски» ( до-ми-соль-соль, до-ми-соль-соль, до-ми-соль-соль , ми-ми-до-до. До-до-ми-ми, до-до-ми-ми, до-до-ми-ми-соль-соль-до-до.) Играть от до, ре, ми.
Урок 26. Распевка терциями от « до» до «до».
« Маленьким козляткам, весело в саду, ведь они играют, дружно в чехарду».
Соль-соль-соль-соль-соль –соль, соль-фа-ми-ре-до, соль-соль-соль-соль –соль-соль, соль-соль-ля-си-до.
Солдат на посту туру-ру-М6, охраняет Тонику, солдат уснул на посту и крепко сплю-Б6, интервальный состав в виде кубиков: красный+жетый и синий +желтый. Играть и петь песенками и определять на слух.
Урок 27.
Повторить домашнее задание , «Ковры самолеты»: веселый Ковер, на нем Тоника летает, желтый +кранный кубики, он мажорный , « Я ковер, самолет, я возьму тебя в поле». Грустный ковер самолет-старый, дырявый, стоит в сарае и никто на нем не летает,минорный, желтый +синий кубики. « Я ковер самолет, не возьму тебя в полет». Выучить песенки и по слуху их различать.
Стишок кварт от «си» в быстром темпе и квинт от»фа».
Урок 28. Песенки « Скок –скок поскок» и « Едет паровоз». Квинтовые цепочки от «Фа», каждая квинта запоминается поступенным движением звуков. Петь песенку про паровоз от любых звуков с любой квинтой. Узнавать на слух все пройденные аккорды.Песенки « Поплясать становись»-на тецовых ходах( ми до, ре-си). Песня « Птичка польку танцевала на полянке в ранний час. Нос налево, хвост направо –это полька Карабас»: ми-соль-соль-соль, фа-ля-ля-ля, соль-си-си-си,до-до-до-2раза.
« Скачет зайка», « Знает мышка , неспроста» играть и петь от «до».
Урок 29. Опевание устойчивых ступеней. Опевание-хоровод вокруг устойчивых ступеней в восходящем и нисходящем движении. Ходить по
соседям устойчиых ступеней. I-III-V-VIII. Поем звукоряд терцовыми ходами:
до-ми, ре-фа, ми-соль. ля-фа и т д. Песенка «Скок-скок» от «фа».Трихорд от «до»-до,ре,ми,ми,ре,фа. Спеть словами: « Конь катался на коньках, с длинной трубкою в зубах». Сочинить свою песенку-лесенку, остальные угадывают , на скольки ступеньках она. Песенка на квинте: « Зайчик-зайчик, что ты грустный, не найду кочан капусты, а какой? Вот такой! Круглый , белый и большой!» Кулачками показывать высоту звуков., петь словами и нотами, слогами.
Ритм-«хромой пунктир»,тим-ри_____
Урок 30. Песенка про кошку: « Я купила кошке, к празднику сапожки, причесала ей усы, сшила новые трусы, только как их надевать?Хвостик некуда девать!»
Придумать на эти стихи свою мелодию с использованием лесенок и устойчиых ступеней.
Бегемоты Септимы-два бегемота: маленький-« я играю на балалайке»:- до-до-сибемоль-сибемоль,ля-фа-фа-фа-фа; и большой бегемот-«я есть хочу, всех проглочу!»
Тритоны Харитоны, злые псы, Сифа и ФаСи, превращаются в зайчика Терцию и Оленя Сексту.