Исполнение мелодий посредством связной игры - legato и исполнение мелодий на stakkato
Выполнила Манина А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolnenie_melodiy_posredstvom_svyaznoy_igry.docx | 122.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исполнение мелодий посредством связной игры - legato
и исполнение мелодий на stakkato
Дети без труда усваивают способ связного звучания – legato, если переходят к нему от non legato, которым они пользуются на первых занятиях, подбирая мелодии. Связная игра требует от ребенка обостренного слухового восприятия – умения прислушаться к моменту перехода одного звука в другой. Схема исполнения легато примерно следующая: рука так же мягко, как и при нон легато опускается на клавиатуру, палец погружается в клавишу. В момент звукоизвлечения те пальцы, которым предстоит брать следующие звуки, не лежат на клавишах, а еле заметно приподняты (без напряжения), слегка согнуты и спокойно, без лишних движений опускаются поочередно на «свои» клавиши. Кисть и запястье должны быть устойчиво-гибкими, позволяющими хорошо ощущать общую направленность звуковой линии.
Обычно, мы начинаем освоение этого приема артикуляции с 2-х клавиш (3-2 пальчиков).
Затем, прибавляем еще 1 клавишу и играем: 4-3-2 пальчиками.
С 4-х клавиш: 5-4-3-2 пальчиками.
С 5-ти клавиш: 5-4-3-2-1 пальчиками.
И затем группируя:5
И затем группируя : 5ть + 3и пальчика ( 5-4-3-2-1 3-2-1) приходим к игре гаммы До мажор в нисходящем движении.
Артикуляционный прием Legato сверху. Благодаря этому приему, вырабатывается: цепкость и активизация всех пальцев, кисти, руки, вырабатывается хороший контакт с клавиатурой. Этот прием вырабатывает податливость суставов кисти. Начинаем упражнение с тех же 2х клавиш ( 3-2 пальчиками), что и при игре legato нажатием, но при игре - захвате 3 го пальчика, соседний 2ой , активно, крючкообразно поднимается и плавно опускается, погружаясь в дно клавиши.
Существует мнение, что при показе детям legato пальцевые движения педагога должны быть большими, чем обычно. Дело в том, что дети не могут извлекать звук такими же движениями, какими извлекают его взрослые.
При исполнении группы звуков движения запястья соответствуют отдельным фразам, соединяясь естественным образом в одно гибкое ведение кисти и руки. Эти движения применял Ф. Шопен, Т. Лешетицкий и его школа, В.А. Моцарт и Б.Сметана.
Одна из величайших ошибок педагогов состоит в том, что когда хотят научить играть legato заставляют передерживать предыдущие звуки – это верное средство, чтобы человек никогда не научился играть legato. Процесс снятия звука должен совершаться быстро как в медленном темпе, так и в подвижном.
Наилучшим средством освоения выразительного певучего звукоизвлечения служат упражнения в очень медленном темпе. Из-за краткой продолжительности звуков, ученик добивается более долгого звучания, что помогает контролировать качество звука. Детей очень занимает следующий способ умения «петь» на рояле. Ученик извлекает какой-нибудь звук, педагог засекает время его взятия и вместе с учеником внимательно прислушивается к нему. Если продолжительность звучания достигает минуты или более, ученик приходит в восторг. Вместе с тем, он убеждается, что, играя на рояле, нужно не ударять по клавишам, а «петь», что протяженность каждого звука рояля при игре legato дает возможность создавать иллюзию певучей игры смычковых инструментов.
При исполнении первых детских песенок необходимо добиваться равноценного звучания в правой и левой руке.
Постепенно non legato может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, но и значительно позже не следует допускать излишне острого stakkato резкое отрывистое движение от клавиши легко приведет к скованности кисти и предплечья. Ф. Шопен, на основании своей позиционной формулы, рекомендовал ученикам начинать упражнения с легкого stakkato оберегающего все части рук и прежде всего запястье от зажатости. Затем его ученики переходили к игре portato неполному legato и, наконец, к legatissimo выполняемым в разных темпах и динамических пределах.
Обычно краткость и легкость звучания достигаются легким и упругим движением кисти и руки к клавише и затем мягким снятием руки, тут же сменяющимся опусканием на следующую клавишу. Й. Гат подчеркивает, что звуки stakkato, которые встречаются в начале обучения, должны извлекаться всегда всей рукой. Игру от предплечья – быстрое stakkato – в первый год давать не следует, так как ее правильное осуществление требует уже совершенного владения объединяющим движением верхней части руки.
Усвоение приема игры stakkato будет интересней на примере нравящейся музыкальной пьесы. Музыкальный образ будет помогать правильно извлекать звуки.
Необходимо подвести ученика к осознанию важности различных штрихов. Без них невозможно раскрыть содержание пьесы.
Пьеска “Мячик” А. Исакова поможет юному пианисту освоить прием звукоизвлечения stakkato
Особенность движений и мышечное ощущение при игре stakkato ребенок легко воспримет, так как ему, конечно же, знакомо движение руки при игре в мяч. Упругость и эластичность звучания при игре на фортепиано получится не оттого, что ученик будет отдергивать палец и руку от клавиши, а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от нее, чтобы упасть на следующую.
Важность штрихов до ребенка можно донести, играя эту пьеску с другими штрихами. Например: первый раз сыграть медленно nonlegato. Характер пьесы резко поменяется: это уже не похоже на резвый мячик, отскакивающий от асфальта. Второй раз сыграть с нужными штрихами.
Ученик должен сам выбрать из двух вариантов исполнения верный и определить, почему же первый вариант так искажал смысл пьесы. Он приходит к выводу, что штрихи, оттенки динамики помогают раскрыть содержание, создать правильный образ.
Овладение начальными навыками игры сначала non legato, а потом legato и stakkato позволяет расширить круг изучаемых мелодий, песенок и пьес. Они должны быть простыми и выразительными по музыкальному материалу, различными по характеру, доступными по трудности, легко запоминающимися. Выбор пьес должен быть не случайным, а методически продуманным.
1. Условия достижения полного звука
При связной игре звук извлекается с помощью активного опускания пальца. Необходимо отметить, что «изолированный» палец может извлечь слабый и короткий звук, особенно если это касается ребенка. Поэтому для достижения полного звука нужно стремиться сочетать активность пальцев с гибкими вспомогательными движениями кисти и всей руки, переносящей опору с пальца на палец. Нельзя забывать о том, что форсированность звука у ребенка приводит к скованности, появлению вертикальных движений на каждый звук – толчков. Непрерывные линии легато вводятся постепенно, сначала от двух, трех, затем от пяти звуков. Группы связанных звуков отделяются друг от друга снятием руки – «дыханием».
2. Работа над фразировкой в пьесах песенного характера
«Белорусская народная песня» не представляет особых текстовых трудностей. Задача перед учеником – достижение ровности мелодической линии. Нужно обратить внимание ребенка на тяготение мелодии в каждой фразе к долгим звукам. Ноты большей длительности должны быть сыграны более глубоко. Указать на обязательность вслушивания в переход длинного и затухающего звука в последующий, который нужно брать более осторожно. Ведение мелодии к длинным звукам сопровождается небольшим крещендо, это не должно сопровождаться ускорением темпа и толчками на каждом звуке.
Большой популярностью в педагогической практике пользуется изучение украинской народной песни «Ой ты, девица зарученая».
Исполняется она как можно более связно, мягким звуком, очень выразительно, но без ярких динамических оттенков. Основная трудность исполнения — объединение ряда коротких мотивов в плавную и непрерывную линию. С этой целью можно посоветовать ученику во время пауз не поднимать высоко руки над клавиатурой; пальцы спокойно и глубоко погружаются в клавиши. Объединяющая фразу лига на четыре такта поможет ученику уяснить себе фразировку и избежать неуместных ударений на сильные доли. Начало второго предложения - отклонение в мажор - желательно оттенить более сильным и светлым звуком. В конце песни естественно не только затихание, но и замедление.
Жизнерадостная песня «Ой за гаем, гаем»
требует иных средств исполнения: четкого звука, оживленного движения, заметных метроритмических акцентов. Чередование рук помогает выделить центральные звуки первых фраз, устраняет трудность репетиций. Объединение первых двухтактовых фраз несложно выполнить, если ученик приготовит заранее обе руки над клавиатурой. Восьмые ноты берутся активными движениями пальцев, а усиление звука достигается с помощью продвижения руки. Вступающая на первую долю правая рука продолжает линию нарастания путем прочной опоры на первый звук в такте. Второй звук берется облегченно, практически на снятии руки. Следующие однотактовые построения необходимо объединить лигой на четыре такта. В первой лиге центром нарастания звука будет четвертная нота ре в левой руке. Вторая лига является завершением пьесы и будет естественным затихание мелодии.