Статья-ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_i_razvitie_odarennosti.docx | 17.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Поэтому следует, внимательнейшим образом относиться к признакам одаренности у растущего человека. И если в системе основного образования не хватает учебного времени и возможности для развития одаренности каждого ребенка в отдельности, то в дополнительном образовании, как раз созданы все условия для этого.
В Центр детского творчества часто приходят дети, которые мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Каждый ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особых условий.
Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы выявления и развития одаренности у детей актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Для развития творческого потенциала одаренности обучающихся предполагается разработка и реализация специальных программ. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Эти материалы строятся на следующих психологических и дидактических принципах:
принцип проблемности;
принцип открытости;
принцип исторического реализма;
принцип индивидуальности;
принцип исследовательского подхода.
Программы дополнительного образования обязательно учитывают пять основных этапов творческого акта:
исследовательская активность;
постановка вопросов и начало личностного взаимодействия;
проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя);
реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации;
профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).
Целью работы в системе дополнительного образования с детьми – является развитие их творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели в системе дополнительного образования разработаны специальные методики решения следующих задач:
*знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);
*выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
* формирование банка данных «Развитие»;
* разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.
В системе дополнительного образования детей выделяются следующие взаимосвязанные направления работы:
проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;
укрепление здоровья;
коммуникативные и иные тренинги.
Разработаны специальные элементы педагогических технологий,
применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
формирование внутренней мотивации;
организация образовательного процесса при «субъект – субъектных отношениях»;
предоставление «веера выбора», что создает каждому обучающемуся возможности для полного развития.
рефлексия;
возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
интегративный подход.
В системе дополнительного образования созданы все условия для успешной работы по развитию одаренности у детей.
1. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
2. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, имеет характер помощи, поддержки, является недирективным;
3.Педагог уверен в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
4.Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. И в этом ему всегда рады помочь педагоги, работающие в системе дополнительного образования детей и подростков.
Составлено в 12.12.2023 года
Тарасовой Светланой Михайловной
Педагогом ДД(Ю)Т Московского района