Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича. История создания и первое исполнение в блокадном Ленинграде

Мироненкова Надежда Михайловна

Материал об истории создания седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича и ее исполнении в блокадном Ленинграде может быть использован на уроке музыки или воспитетельно-познавательном мероприятии, посвященном творчеству композитора, блокаде Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shostakovich._7_simfoniya.docx18.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича. История создания и первое исполнение в блокадном Ленинграде

Когда Всемирный Совет Мира присуждает человеку  Международную премию мира, значит, человек это – борец за счастье миллионов людей. Свою необъятную любовь к людям, тревогу за них, веру в добрую волю, всю ненависть к поджигателям войны открыл людям в страстной, беспокойной и удивительно молодой музыке замечательный советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз, и вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 872 дня и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи. В страшную зиму сорок первого года Дмитрий Шостакович жил в осажденном Ленинграде.  Претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, в часы, свободные от дежурства на крышах домов, Шостакович начал работу над своей знаменитой Седьмой симфонией. Языком музыки композитор рассказал миру о суровых событиях Великой Отечественной войны: о коварном нападении фашистов на Советскую страну, об их жестокости, о горе и страданиях миллионов людей, о мужестве своего родного города. Симфония рождала в сердцах гнев, укрепляла волю к победе. Светлые картины - воспоминания о мирной жизни, и рядом – дым пожарищ, суровый облик города-героя и смелый порыв к подвигу, к борьбе. Порыв все сильней, все громче мелодия победы, все уверенней пробивается она сквозь затихающую тему фашистского нашествия. На партитуре симфонии композитор сделал надпись: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою 7-ую симфонию».

Композитор закончил симфонию, но она не могла прозвучать в городе весной 1942 года. Нужен был оркестр не меньше чем в сто человек, нужны были сила и время, чтобы разучить симфонию. Для того чтобы премьера произведения состоялась, партитуру симфонии доставили в город на самолёте. Лейтенант B.C. Литвинов, двадцатилетний летчик 2 июля 1942 года под непрекращающимся огнем фашистских зениток, поднялся на семь тысяч метров и доставил в блокадный Ленинград медикаменты и четыре объемистые папки - партитуру Седьмой симфонии.

Когда Карл Ильич Элиасберг, главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, увидел первую из четырех тетрадей партитуры, его охватило волнение: инструментов вдвое больше и временная протяженность симфонии около 1,5 часов. Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр убавился от голода за время трагической первой блокадной зимы почти наполовину. Музыкантов искали по всему городу. Шатаясь от слабости, в поисках музыкантов Карл Элиасберг обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в "теме нашествия".

 Но набрать полноценный коллектив музыкантов-исполнителей всё равно не получалось.  Многие музыканты были на фронте - защищали город с оружием в руках. И тогда по распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта, генерал-майора Дмитрия Холостова, музыканты-исполнители, которые проходили службу в действующей армии, получили предписание прибыть в Ленинград. Они должны были иметь при себе музыкальные инструменты. Так сформировался в осажденном городе большой симфонический оркестр. Рвались бомбы, снаряды, рушились, горели  дома., люди еле передвигались, истощенные голодом… Но оркестр c воодушевлением разучивал симфонию Шостаковича.  9 августа 1942 года состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии в осажденном Ленинграде. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы Противовоздушной обороны, исхудавшие жители города. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Наша артиллерия вела ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам опомниться. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»