Буклет Устное народное творчество
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_na_zanyatiyah_i_v_povsednevnoy_zhizni.docx | 254.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.
ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие.
Пестушки– не большие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения.
Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Прибаутки–рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи,для того,чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников.
Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения.
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой.
В русских загадках богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума.
Пословицы и поговорки–лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества.
В русских народных подвижных играх проявляется любовь к веселью, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью.
Считалкатесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры.
Хороводы. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение.
Русская народная песня. Являются основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического.
Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.
1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем, а также и с культурой других народов.
2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи).
Методика ознакомления с устным народным творчеством.
1. Чтение и рассказывание на занятиях:
- одного произведения;
- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);
- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);
- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.
2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).
Значение устного народного творчества.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада.
Для воспитания детей фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте, происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.
Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Составитель: Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Смирнова М.А
ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
« Устное народное творчество»
2023 год