Психологическая подготовка учащегося класса вокала к публичным выступлениям
В статье рассматривается проблема сценического волнения. Предлагаются приемы и методы его преодоления в том числе из собственного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_k_vystupleniyu.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Психологическая подготовка учащегося класса вокала к публичным выступлениям.
Автор: Селезнёва Светлана Александровна
Педагог класса академического вокала
Педагогическая работа в сфере искусства в большей мере сложный процесс, чем в других областях обучения, так как задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно много, эти задачи весьма глубоки и многообразны. Одна из них – подготовка ученика к выступлению на сцене.
На протяжении всех лет обучения в музыкальной школе ребёнок – ученик вокального класса обязательно исполняет произведения на концертах разного уровня, сдаёт экзамены и зачёты, участвует в конкурсах. Все эти вы-ступления как правило происходят на публике. Ребёнок должен приобрести опыт публичных выступлений ведь публичность – это основная составляю-щая профессии музыкант.
Выступая на публике, ребёнок почти всегда испытывает сценическое волнение. Но у каждого оно проявляется по-своему. Одарённый ученик мо-жет неосознанно «сыграть» на волнении превратив его в часть эмоциональ-ного состояния артистичного выступления. Но чаще дети на сцене теряются. Это проявляется то в «развязности» нарочито приподнятом характере испол-нения, то в скованности и сухом формализме. От сильного волнения у ребён-ка могут трястись руки и ноги, пересыхать во рту, он может потерять конт-роль над ситуацией и начать сбиваться.
Сила волнения ученика на сцене зависит от многих факторов: типа нер-вной системы, характера, воли, самочуствия и настроения в данный конкрет-ный день, ситуации в семье. Конечно, полностью избежать волнения на сцене не удастся. Более того, это было бы даже вредно и привело бы к безэмоцио-нальному исполнению. Но научится управлять собой, своими чувствами на-ходясь на сцене перед публикой необходимо. И это не происходит в один миг. Успешное концертное выступление является следствием системы в за-нятиях, обязательно включающих в себя и воспитательную составляющую и психологический треннинг.
Прежде всего необходимо сформировать у ученика правильное отно-шение к процессу подготовки и исполнению музыкальных произведений. Ученику необходимо внушать понятие об огромной ответственности перед слушателями. Даже в самом начальном периоде обучения в детской музы-кальной школе ученику надо разъяснять общественное значение исполни-тельской деятельности. Пусть учащийся с детских лет привыкает к тому, что выступление—это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом; что, вместе с тем, выступление—это праздник и лучшие минуты его жизни.
Обычно дети боятся на сцене забыть текст. Причём, чем больше боятся, тем чаще забывают. На своих занятиях я прежде всего прошу ребёнка как следует выучить начальные строчки каждого куплета песни и на уроке произнести их без запинки. В стрессовой ситуации ему достаточно хорошо помнить первую строчку, чтобы дальше включился «автомат».
Необходимо объяснить ребёнку, что запинка – это не ошибка. В музыке нельзя останавливаться, прерывать движение музыкального времени. Если, репетируя в классе, ребёнок запнулся, я прошу его постараться выпутаться из положения, подставив слова из другого куплета или находу досочинив. Неко-торые мои ученики так привыкают это делать, что очень ловко, а главное, спокойно применяют этот приём на практике.
Специфика вокального выступления в том, что исполнитель должен смотреть в зал на публику. Это может отвлечь его от процесса пения. Я при-зываю своих учеников постараться абстрагироваться от зрительного зала. Соблюдать принцип «публичного одиночества». Если это пока сложно, мы находим для себя «точку», смотрим обязательно поверх голов зрителей, и договариваемся, что во время пения ребёнок будет смотреть именно туда.
Чтобы ребёнок знал как вести себя, весь ритуал выхода на сцену: выход и поклон, взаимодействие с концертмейстером, эмоциональный на-строй на исполнение произведений, поклон и уход со сцены необходимо от-репетировать в классе. Кроме этого все движения необходимо тщательно продумывать. Они не должны казаться лишними, надуманными. Должны соответствовать характеру и стилю произведения.
Всё нужно репетировать в классе. Но если ученик на сцене вдруг про-явил инициативу и сделал что-то незапланированно не нужно его ругать. Возможно, накопленный на уроках опыт трансформировался в нужный момент в творческую инициативу.
Педагог не должен подавлять ученика постоянными указаниями на его несовершенства и недочёты. А наоборот, видеть его сильные стороны и отме-чать достижения, вселяя в него уверенность,но при этом не перехваливать. Педагог должен создать на занятии благожелательную атмосферу, поощрять и поддерживать ученика, укреплять веру в свои силы и готовность добивать-ся того, чего ему не хватает.
Способы и методы организации предконцертной подготовки учащихся
Музыкальная педагогика, опыт многих выдающихся педагогов-музыкантов подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны сценического волнения и тем лучше подготовить учащегося к концертному исполнению, что грамотная предконцертная работа создаёт устойчивый барьер стрессовым ситуациям, являясь основным методом их преодоления.
Обобщая высказывания выдающихся музыкантов-исполнителей и пре-подавателей, можно разделить процесс предконцертной подготовки на три основных периода:
I – длительный период предконцертной подготовки;
II – период, охватывающий последние дни перед выступлением;
III – самый короткий период – непосредственно день концерта.
I – длительный период предконцертной подготовки
Основная задача – подготовка произведения к исполнению.
А. Щапов выделил несколько этапов в процессе подготовки музыкаль-ного произведения к исполнению:
1. Этап предварительного ознакомления
2. Этап работы «по кускам»
3. Этап целостного оформления
4. Этап достижения эстрадной готовности
Где последний является как бы заключительной стадией предыдущего, третьего этапа. Для него характерны: пропевание в том порядке и с теми про-межутками, которые должны быть на концерте; исполнение, носящее харак-тер не пробы, а репетиции перед воображаемой аудиторией – с полной моби-лизацией душевных сил; репетиции перед специально приглашёнными или случайными слушателями.
Немаловажно для педагога определить сроки каждого из этапов, а так-же разъяснить их значение ребёнку. Часто наибольший промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвёртый этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная психо-логическая подготовка к предстоящему выступлению.
II – период, охватывающий последние дни перед выступлением
Основная задача – достижение психофизиологической готовности.
В течение этого периода происходит завершение этапа достижения концертной готовности, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций.
В процессе работы непосредственно над произведением желательно до-минирование тенденции к единичности исполнения, что требует концентра-ции. Не рекомендуется работать над произведением по частям.
Степень нагрузки в данный период регулируется педагогом в зависимо-сти от индивидуальных психофизиологических особенностей ученика. Неже-лательны физические, умственные и эмоциональные перегрузки.
Можно рекомендовать несколько приёмов и методов работы в этот пе-риод, помогающие учащимся психологически адаптироваться к предстояще-му ответственному выступлению:
1. За несколько дней до выступления помочь юному музыканту представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть к нему в своём воображении.
2. Исполнение произведений перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы исполняя произведение целиком полезно представить, что в классе сидит взыскательная комиссия. Это добавит ученику волнения и поможет выявить слабые места.
3. Погружение в звуковую материю. Необходимо приучать ученика мысленно быть чуть-чуть впереди музыки. Предвидеть технические сложности и заранее к ним готовится. То же можно сказать о форме произведения. Ребёнок должен очень чётко понимать его драматургию для того, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
4. Прежде чем ребёнок будет исполнять произведения на ответственном концерте или конкурсе необходимо организовать для него небольшие выступления перед знакомой аудиторией: родными и друзьями или перед случайно зашедшими в класс людьми. Можно пригласить в класс ещё одного педагога. Такие мини-выступления надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы, говоря словами К. Станиславского, «трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным».
III период – день концерта.
Основные задачи педагога – правильный психоэмоциональный наст-рой, оптимальное распределение энергии. Этот период делится на два этапа: подготовку в течение дня и подготовку непосредственно перед выходом на сцену.
Подготовка в течение дня – на данном этапе должна преобладать рабо-та с нотами. Проверка нот и указаний от автора способствует освежению во-сприятия в течение дня и, по словам профессора В. Х. Разумовской, «успо-каивает подобно старым друзьям».
Имея дело с таким живым инструментом как человеческий голос вока-лист обязан о нём заботится: соблюдать режим дня, остерегаться простуды, не перенапрягать голосовой аппарат. За несколько дней до концерта необхо-димо ограничить потребление продуктов негативно сказывающихся на каче-стве звучания голоса: орехов, семечек, газировки и т.п. Чтобы голос был све-жим, отдохнувшим в день концерта нужно обязательно выспаться. Также в течение дня нельзя много петь, необходимо беречь голос. Кроме этого нужно беречь и психо-эмоциональные силы ребёнка. Не переутомляться. Накануне не совершать никакой утомительной работы, поменьше читать и смотреть те-левизор.
Подготовка перед выходом на сцену – до начала концерта необходимо распеться, ознакомиться с акустикой в зале, найти наилучшую точку на сце-не. Самый плохой способ провождения времени перед концертом это пустой разговор, рассеивающий внимание, приводящий к ненужной растрате нерв-ной энергии. Перед выходом на сцену лучше всего находиться в одиночестве и спокойно обдумывать программу. Не следует также слушать предыдущих исполнителей.
Последние наставления перед выступлением ученика ему необходимы. Особенно его нужно отвлечь от всяких страхов, направляя его внимание на правильное исполнение произведения. Важно объяснить, что интенсивность волнения не стоит ни в какой прямой связи с качеством выступления: можно очень сильно волноваться и выступить очень хорошо; можно, наоборот чув-ствовать себя довольно спокойно и выступить неважно. Нельзя, чтобы уче-ник настраивал себя так: «я буду доволен, если хоть как нибудь спою». Не-обходима установка педагога спеть лучше, чем на последней репетиции. Не-которые ученики, выходя на сцену, думают лишь о том, чтобы поскорее вы-ступить, правильно же, наоборот, сказать себе при выходе на сцену: «Я здесь надолго» Можно рассказать ребёнку о том, в чём заключается разница между дилетантом и артистом: дилетант исполняет музыку только тогда, когда ему хочется, то, что ему хочется и так как ему хочется; артист же играет или поёт тогда, когда нужно, то, что нужно и так, как нужно. Мобилизация воли необ-ходима ученику, чтобы донести до слушателя исполнительский замысел и своё собственное «я».
Важен, наконец и сам процесс общения педагога с юным музыкантом в преддверии выступления. Перед выходом на сцену не нужно спрашивать ученика волнуется ли он и подвергать его мелочной опеке. Нужно внушить ему уверенность в собственных силах. В. В. Кастельский говорил своим студентам перед выступлением: « У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». То же самое можно сказать и начинающему певцу.
Концертное выступление – это итог работы педагога, концертмейстера и ученика. Вся работа, которая велась над музыкальным произведением в классе и дома проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и сте-пень одарённости исполнителя, и его психологическую устойчивость. Кроме того, для ребёнка выступление на сцене, возможность почувствовать себя ар-тистом – это событие. Это возможность проявить себя, самоутвердиться, про-демонстрировать успехи и услышать похвалу. Успешное выступление и пуб-личное признание его успехов даёт ребёнку стимул для дальнейшего профес-сионального роста и развития. Вот почему психологическая подготовка уча-щегося к выступлению имеет не меньшее значение, чем профессионально-исполнительская. И в этой позиции сходится подавляющая часть педагогов
Список литературы:
1. Петрушин В. И. «Музыкальная психология» Учебное пособие для ВУЗов Москва, «Академический проект», 2008г
2. Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» Методическое пособие. Изд-во Классика XXI век, 2002
3. Бейлина С. З. «В классе профессора В. Х. Разумовской» Л. «Музыка» 1982 г.
4. Станиславский К. С. «Работа актёра над собой» М. 1951 г
5. Шаляпин Ф. И. «Маска и душа». В/О «Союзтеатр» СТД СССР Главная редакция театральной литературы М. 1990 г.