" Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора."
ЦЕЛЬ: Воспитание детей в традициях народной культуры. Формирование любви к родной земле, к родному краю. Уважение к традициям своего народа .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_istokam_narodnoy_kultury.docx | 25.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
" Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора."
ЦЕЛЬ: Воспитание детей в традициях народной культуры. Формирование любви к родной земле, к родному краю. Уважение к традициям своего народа . ЗАДАЧИ: Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора. Развивать специальные музыкальные способности( чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления). Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание с детьми русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек. Разучивание плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений. Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, с народными костюмами. " В каждом из нас есть частица РОССИИ - Где бы мы ни были, в сердце храним. Наши просторы родные, святые, Край благодатный и небо над ним."
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости,
системы духовно-нравственных ценностей. Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору. Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Хороводы, ярмарки, испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне, так и в городе. Еще в свое время К. Д. Ушинский отмечал, что "......Воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным." В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.
Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В то же время детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал.
Детский музыкальный фольклор.
В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Оно проявляется в сочинении считалок, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.
Актуальность данной темы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры, как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия и праздники в детском саду, на которых мы знакомим детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках .В русском фольклоре каким - то особенным образом сочетаются слово, ритм, напевность. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
В музыкальный фольклоре неразрывно связаны: слово,
музыка, пение, движение, игра на доступных народных
музыкальных инструментах.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора.
Их поет весь народ, от мала до велика.
Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в
ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение.
Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных
нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря
своей исключительной задушевности и искренности, народное
песенное творчество оказывает самое непосредственное и
глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.
С помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. Используется множество приемов: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя, и это положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.
Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.
При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же, в процессе слушания, необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они
сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из
поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игра доставляет детям радость. Народные игры оказывают большое влияние на
воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному
творчеству. Дети, подрастая, с удовольствием участвуют в играх и
хороводах сверстников, осваивают их и все, что с ними связано
(считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в
творческий процесс создания простейших попевок для игр,
считалок, дразнилок. Народные игры используются на занятиях, на
фольклорных праздниках, посиделках, тематических вечерах.
Народные игры так же способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры
«Определи инструмент по звучанию»,
«Музыкальное лото»,
«Убери лишний инструмент»,
«Собери картинку» («Разрезные картинки»).
Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:
- быть лёгкой для детей и педагога;
- быть интересной для них;
- быть систематической формой обучения;
Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, появляется чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
- наглядный материал;
- музыкально-дидактические игры;
- конспекты занятий;
- сценарии музыкально – фольклорных праздников;
- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);
- народные костюмы для взрослых и детей;
- фонотека произведений народной музыки.
Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия воспитателей и родителей, поэтому проводятся:·
- индивидуальные и групповые консультации,
-совместные праздники и развлечения,
-круглые столы;
Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
При использовании средств музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Русские народные сказки и былины увлекают детей
яркими поэтическими образами, вызывают у них положительные
эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни,
помогают понять, что хорошо и, что плохо. Особенный интерес у
детей вызывает театрализация народных сказок.
Занятия, которые проводятся с использованием
произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие
музыкальных и творческих способностей детей. Детский
музыкальный фольклор является ценным средством воспитания
ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам
родного, истинного русского народного творчества.
Таким образом, фольклорные произведения русского
народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру
духовных, нравственных ценностей, а с другой стороны - фольклорные
жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным
маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту мира.
Приобщение детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
" Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам." Д.С. Лихачев.
Используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь все это богатство русского народного творчества, его нравы и обычаи, его черты характера.