«Песенное творчество, как универсальный вид музыкальной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей» Юркова Л.И. (музыкальный руководитель МБДОУ №5)

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

«Песенное творчество, как универсальный вид музыкальной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pesennoe_tvorchestvo.docx28.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Ярцева Смоленской области

Доклад на тему

«Песенное творчество - как универсальный вид музыкальной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Подготовил:  музыкальный руководитель

Юркова Алла Ивановна

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка. Одна из важнейших задач художественно- эстетического воспитания и образования – это воспитание души ребенка средствами искусства. Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Музыкальная деятельность - этот тот вид деятельности, который является основой для развития творчества. В процессе общения ребёнка с миром музыки у него развивается воображение, которое как основа всякой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни человека. Песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Исследованиями песенного творчества детей посвящены работы Н.А.Ветлугиной, А.И.Ходьковой, Е.Я.Гембицкой, Л.Горюновой, И.А.Дзержинской и др.

Актуальность
В процессе песенного творчества ребенок полностью раскрепощается, самовыражается, познавая себя, свои индивидуальные возможности, активизируется его умственная деятельность, развивается творческое воображение.

 В детском творчестве кроются возможности развития не только социально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина.

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Приобщение  к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного   творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных

игр);устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с первой младшей группы на своих музыкальных занятиях   я обращаюсь к  «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, потешкам и прибауткам. Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства. В работе с детьми средней, старшей ,подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне.В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Задачи развития песенного творчества:
импровизировать, исходя из эмоционального восприятия текста;
использовать в импровизации знакомые ритмы и мелодические обороты;
отбирать наиболее подходящие средства для воплощения художественно-образного замысла;
развивать чистое интонирование;
совершенствовать свободное владение звуковым диапазоном детского голоса;
побуждать детей импровизировать голосом на предложенный ритм, творчески использовать четыре динамических оттенка.

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений

Методика развития певческого творчества строится поэтапно:

I этап: восприятие и подражание;

II этап: разработка образа;

III этап: самостоятельное творчество.

Начинаем с самых простых творческих заданий: научиться передавать голосом самые различные интонации (жалобы, просьбы, радости, вопросительные и утвердительные интонации). Формой для таких упражнений являются мотивы и короткие интонационные обороты, различные подражания.

Можно попросить ребенка показать, как жалобно мяукает котенок, как утвердительно кричит петушок, как уверенно шагают дети на зарядку: «раз-два, раз-два», используя при этом всего два звука разной высоты. При этом надо нацеливать детей на то, чтобы их музыкальные образы были эмоционально окрашены.

Развивая интонационную выразительность,  используем детские стихи, народные потешки, попевки, предложив ребенку произнести текст в разных регистрах, с разной динамикой, в разном характере.

Ежик

Бедный ежик, бедный ежик,-

По ночам не спит!

Весь в иголках, лечь не может,

Сядет и сидит. (грусть, сопереживание)

Барабанщик

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд! (уверенно)

В творческом задании «Лошадка» можно попросить ребенка спеть, как скачет лошадка.  Это побуждает к поиску собственных интонаций,

развивает ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру.

«Беззаботная песенка»

Предлагается импровизировать свой мотив, состоящий из нескольких звуков на слог «ля». Используется игровой прием «творческое соревнование».

Здесь развиваем интонационно-певческие навыки, упражняем детей в нахождении «позитивных», мажорных мелодических оборотов, создавая «копилку» для творческих проявлений детей.

«Заверши мелодию»

В этом творческом задании дети должны завершить мелодию, начатую педагогом, спеть ее окончание. Можно использовать звукоподражания, предложить детям придумать, как жужжит пчела.

Пчела жужжит, музыка Т. Ломовой.

У пчелы полно хлопот –

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (2 раза)

Обогащается вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. Формируются первоначальные навыки песенной импровизации.

«Сочини свою песенку» 

Детям предлагается текст для импровизации. Настроение, характер этого текста обязательно нужно с детьми обговорить, подумать, какие музыкально-выразительные средства можно использовать для данного текста (характер мелодии, темп, ритм).

«Весна-красна»

Весна-красна идет

И песенку поет!

(использовать радостные интонации)

«Снежинка»

Легкие пушинки –

Белые снежинки.

(использовать спокойные, нежные интонации)

«Дождик»

Ветер песню напевает,

Тучки на небе качает.

(использовать грустные, печальные интонации)

«Колыбельная»
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…

«Плясовая»

Я притопну каблучком,

Я махну платочком,

Полечу я ветерком,

Закружусь листочком.
«Осенью»
Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль.
«Весной»
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!
«Грустная песня»
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.
«Веселая песенка»
Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Весело на свете.

Задача данного творческого задания – расширять интонационно-вокальный диапазон, упражняя детей в поиске новых творческих интонаций. Совершенствовать интонационную выразительность в пении, используя мажорный и минорный лад.

«Музыкальные картинки»

Детям раздают картинки. На них могут быть изображены птичка, белочка, лошадка, машинка, картины природы и т д. Ребенок должен придумать песенку по содержанию картинки на заданный текст.

«Белочка»

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

«Лисичка»

Шла лиса по мостику

И виляла хвостиком.

«Петушок»

Петя, Петя, петушок

Целый день учил стишок.

Задача данного творческого задания – упражнять детей в импровизации мелодий на заданный текст, развивая навык песенной импровизации.

«Сочинение мелодий в определенном жанре»

В старшем возрасте дошкольники хорошо определяют жанры музыки по характеру мелодии и аккомпанемента. Но, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание, можно использовать не текст, а слоги.

В жанре польки

Улыбнись, дружочек мой,

Потанцуем мы с тобой!

В жанре марша

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим!

В жанре колыбельной песни

Баю, баю, баиньки,

Засыпайте, заиньки.

Здесь дети учится импровизировать мелодии в характере марша, польки, колыбельной песни, находить нужные интонации, использовать «музыкальный язык» для воплощения того или иного жанра.

«Музыкальный театр»

Для выполнения этого творческого задания подходят русские народные сказки. В сказке «Теремок» детям предлагается придумать мелодии вопросов и ответов для персонажей сказки.

Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ: Я, мышка-норушка…

Я, лягушка-квакушка…

Я, зайчик-побегайчик…

Задачи данного творческого задания- формировать навык самостоятельно находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа. Развивать творческую активность ребенка, его творческое мышление, воображение.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.