Социальный проект уч-ся Мироновой Елизаветы " Музыкальная перемена как средство приобщения учащихся младшего школьного возраста к искусству" , руководитель работы Сабанова В.Ю.
научно-исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023g_nauchnyy_proekt_mironova_e._sabanova_v.docx | 37.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани
«Детская школа искусств»
« Музыкальная перемена как средство приобщения учащихся младшего школьного возраста к искусству»
Социальный проект
Автор:
Миронова Елизавета Александровна учащаяся 7 класса
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
МАОУК ДО города Нягани «Детская школа искусств»
Преподаватель высшей квалификационной категории
Сабанова Виктория Юрьевна.
2023 год
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть
2.1. Перемена: прошлое и настоящее………………………………………………………..5
2.2. Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися………7
2.3 Влияние музыки на школьников………………………………………………………...8
3. Практическая часть ……………………………………………………………………..9
4.Заключение………………………………………………………………………………...13
5.Список литературы………………………………………………………………………..14
Введение
Школа, это не только прописные истины, умения, открытия, оценки, но и основное место встреч детей. Здесь мы учимся жить в коллективе, разбираться в характере людей, находим друзей, соримся, миримся, становимся личностью.
Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время. Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумалась я, когда заметила, что всё больше учеников на перемене проводят время, играя в телефонные игры. Многие ребята, в основном младшие школьники, выходят в коридор и начинают бегать. Дежурные учителя пытаются их остановить, делают им замечания, но ненадолго. А отдохнуть, активно подвигаться на перемене просто необходимо для успешной учебы на следующем уроке
Проблема:
Неумение младших школьников правильно организовать своё свободное время на перемене, провести его с интересом и пользой.
Чтобы перемена прошла весело и с пользой, необходимо продумать и провести такие перемены, в которых будут задействованы учащиеся младших классов. Ребята оторвутся от своих гаджетов, весело, интересно, совместно проведут время. Было принято решение попробовать организовать такие перемены и те 10-20 минут, которые отводятся на перемену, пройдут с пользой для ребят.
Мы предположили, что наиболее эффективны перемены, в основу которых положена музыка, ведь одним из направлений воспитательной работы в школе является художественно – эстетическое. Также музыка обладает уникальным психотерапевтическим воздействием, которое должно использоваться.
Цель проекта:
Создание условий для активного, организованного и полезного отдыха младших школьников на перемене с помощью музыкального искусства.
Задачи проекта:
- организовать содержательный и подвижный отдых на перемене;
- улучшить дисциплину на переменах;
- способствовать отвлечению внимания младших школьников от гаджетов и эмоциональному расслаблению учащихся на переменах;
- повышать интерес к школе, к музыкальному искусству.
Этапы и сроки реализации проекта:
Подготовительный этап (октябрь 2022 – декабрь 2022г): наблюдение за поведением учащихся начального звена во время перемен, сбор информации об интересных и познавательных переменах, подбор музыкального материала, музыкальных игр, разработка плана проведения музыкальных перемен.
Основной этап - реализация проекта (январь 2023 – март 2024): проведение комплекса мероприятий по реализации проекта (музыкальные минутки, игры, флешмобы, викторины, конкурсные программы и т.д.)
Заключительный этап (апрель 2024 – май 2024): подведение итогов, выводы, перспективы.
2.Теоретическая часть
2.1. Перемена: прошлое и настоящее
В толковом словаре С.И.Ожегова указывается, что перемена — это перерыв между уроками.
Школьные перемены мы воспринимаем так, как будто они были всегда. А ведь около 400 лет назад их вообще не было, как школы, уроков, каникул. Раньше в одном помещении занимались дети разного возраста. При этом один мог учиться первый день, другой – пятый; один заниматься историей, другой – арифметикой. В комнате стоял монотонный гул: большинство заучивало материал вслух, ученики не слушали друг друга. Учитель сидел за столом, по очереди подзывая к себе детей, чтобы спросить урок и задать новый, или ходил по классу, с помощью палки наводя порядок. Ученики зубрили столько, сколько требовал преподаватель, и шли отдыхать, когда он разрешал. Обычно занятия длились без перерывов, пока не наступало время идти домой.
И тогда чешский педагог Ян Амос Коменский впервые предложил продуманную и обоснованную технологию обучения. Он утверждал, что учебный год следует начинать и заканчивать в определённое время года, создать классы из детей одного возраста, которые будут вместе проходить один и тот же материал. Продолжительность занятий необходимо строго ограничить. Эмпирическим путём была найдена оптимальная продолжительность урока (40-45 минут) и перемен (10-20 минут). Коменский разбил учебный год на четыре четверти; после каждой четверти детей стали отпускать на отдых – каникулы. Предложенная Я. А. Коменским в 17 веке классно-урочная система не только существенно изменила организацию школьной жизни, но и резко повысила эффективность обучения.
В России классно-урочная система стала широко применяться в последней четверти 18 века и сохранилась по сей день.
Изучая литературу по теме, меня очень заинтересовала информация о том, как проводят школьные перемены наши сверстники в других странах. Оказалось, что они активно отдыхают на переменах.
В Норвегии школьники отправляются во время перемен на прогулку, независимо от погоды. Японские дети в обязательном порядке делают дыхательную гимнастику и растягиваются во время перемены. В Швеции перемены по 10-20 минут. Ученики играют в футбол, баскетбол, прыгают на скакалках, играют в активные игры на открытом воздухе в любую погоду. В Китае выводят ребят во время всех перемен на свежий воздух, чтобы размяться и поиграть в мяч. В Финляндии по школьным правилам во время 15-ти минутных перемен дети обязаны выйти на улицу в любую погоду, чтобы подышать свежим воздухом и немного отдохнуть. Дети виснут на перекладинах, качаются на качелях, прыгают и гоняют мячи. Весной и осенью на площадках играют в волейбол и футбол, а зимой – катаются на коньках. В Испании и Австралии для учащихся начальных классов активная подвижная деятельность на воздухе обязательна.
Двигательная активность способствует физической разрядке, у школьников поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.
2.2 Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися
Школа закладывает глубокие и прочные знания основ наук, способствует выработке необходимых навыков и умений, обеспечивает всестороннее развитие личности. Для учащихся начальных классов учебная деятельность является ведущей.
Чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, общеобразовательное учреждение должно создать условия для того, чтобы учебный день младшего школьника был правильно организован.
Перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Чтобы учащиеся могли отдохнуть — не просто от учебы, а от трех конкретных вещей. Во-первых, сидя на одном месте ребенок получает серьезную нагрузку на позвоночник и ноги. Даже если он сидит за удобной партой на удобном стуле, ему нужно двигаться, чтобы разрядиться. Во-вторых, сила воли и внимание — исчерпаемые ресурсы. Чтобы не терять концентрацию, ученику нужно отдыхать и желательно не сидеть на месте, а двигаться. В-третьих, тема урока лучше усвоится, если дать мозгу на это время. Отдых после получения знаний помогает их усвоить, как отдых после еды помогает перевариванию.
Содержание и правильная организация школьных перемен поможет улучшить взаимоотношения между учащимися, повысит их интерес к школе, снизит утомляемость, повлияет на работоспособность детей на уроках и положительно скажется на их здоровье.
Как показывают опросы и практика, учащиеся считают школьные перемены, прежде всего, временем для отдыха. А отдых – это смена деятельности, либо времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Значит, и проводить это время нам нужно интересно и с пользой для здоровья.
Перемены в школе обязательны и нужны для отдыха, а занятия на перемене должны соответствовать правилам поведения и уставу учебного заведения.
Школа – это не только уроки, но и интересные переменки, которые помогают в усвоении нового материала на уроках, улучшают взаимоотношения в классе.
2.3 Влияние музыки на школьников
Младший школьный возраст считается самым достойным и подходящим временем для развития личности ребенка. В этом возрасте ребенок очень любознателен и готов к множеству открытий и реализации своего творческого потенциала.
Музыкальное воспитание — это формирование, прежде всего, эмоциональной сферы восприятия очевидной действительности, эстетического взгляда на окружающую действительность. Главным здесь является приобщение и воспитание к восприятию предлагаемого музыкального материала. Детям с раннего возраста присуще стремление ко всему красивому, доброму и прекрасному, и именно поэтому в эстетическом воспитании ребенка важно применять музыкальное искусство. Музыкальные произведения обладают огромным психологическим воздействием, что может пробуждать в человеке положительные эмоции, а в дальнейшем может сыграть роль в развитии творческого вкуса, понимания и восприятия культуры, формировании интеллекта и нравственности личности.
В центре внимания сегодня стоит личность, имеющая доступ к разным формам культуры, способная понимать и умеющая оценить творчество народа, охватывающая мировое искусство в целом. Воспитание такой личности является трудной задачей в сфере образования, и именно этому в наши дни уделяется огромное внимание.
Музыкальное воспитание имеет множество положительных качеств, которые помогают развиться не только индивидуальным творческим способностям, но и мировоззрению ребенка в целом, что в свою очередь учит умению правильно оценить и увидеть во всем духовно- нравственное начало. Учеными неоднократно доказано и положительное лечебное воздействие музыки на человека, на его эмоциональное состояние. Музыка многогранна. Она проникает во все сферы творческой деятельности человека и поэтому, предоставляя возможность младшим школьникам знакомиться и заниматься музыкальным искусством, мы даем возможность не только реализоваться творческим потребности ребенка, но, и активизируем его деятельность в целом, помогая формироваться собственным интересам. Погружаясь в познание музыкального искусства, ребенок способен широко и грамотно раскрыть свои способности, реализовать свои собственные идеи и творческие планы, раскрепостить себя.
3. Практическая часть
Проблема снижения работоспособности, напряжения, утомления актуальна для школы. Я считаю, что использование гаджетов во время перемен только усугубляет ситуацию и влияет на здоровье школьников.
Подвижная (динамическая) перемена в школе — это особый вид двигательной активности, который восполняет потребность в физическом движении. Содержание динамических перемен направлено снизить умственную усталость от информационных перегрузок на уроках, что является актуальной проблемой современного образования.
Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения – одна из важнейших потребностей детского организма. Чтобы восполнить потребность детского организма в движении необходимо вводить, на наш взгляд, музыкальные динамические перемены.
Практическая часть работы над проектом началась с наблюдений. Мы понаблюдали за тем, как проводят свои перемены младшие школьники нашей школы. И выявили, что большинство ребят не проводят время, отведенное на отдых между уроками, с пользой.
Далее мы провели анкетирование школьников 2 - 3 классов, поинтересовавшись у ребят “Как вы проводите время на перемене?». Всего в опросе приняли участие 136 учащихся.
По результатам анкетирования выявили, что 45% опрошенных предпочитают проводить время на переменах с гаджетом, 35% - бегать по коридорам школы с друзьями,11% проводят время с пользой и 9 % ответили, что они просто сидят.
Таким образом, проанализировав результаты наблюдений и результаты опроса, я убедились в том, что большинство младших школьников на переменах предпочитают заниматься не очень полезными делами.
Чтобы сделать перемены младших школьников интересными, активными, подвижными, познавательными и полезными мы решили организовать реализацию проекта «Перемена: весело и полезно».
Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переключения для младших школьников, которые испытывают органическую потребность в движениях и игре. А когда игра объединяется с музыкой – это здоровьесберегающий и духовно - нравственный аспект.
Красота музыкального движения под музыку – это искусство оздоровления не только тела, но и души ребёнка.
Мы подобрали разнообразные музыкальные перемены. Я выучила песни и игры, подготовила флешмобы и викторины. Все перемены проводились в школьных коридорах начального блока школы, иногда в кабинете музыки перед уроком.
Обратили внимание и на то, что стиль музыки не должен быть однообразным и тяжёлым. Организуя музыкальные динамические перемены, мы так же учили детей воспринимать разные жанры музыки. Услышанная на перемене музыка должна вселиться в нас и в учеников и тогда обязательно окажет положительное воздействие на детей.
Все мероприятия в проекте были подготовлены по разным видами музыкальной деятельности:
А. Слушанье музыки
Б. Пение и ритмические игры
В. Игра на музыкальных инструментах
Г. Движения под музыку
Далее был определены дни проведения «Музыкальных перемен» для 1 и 2 смены учащихся начально звена и разработан план и очередность таких перемен
План проведения музыкальных перемен в 2022 -2023 учебном году
№ | Вид музыкальной деятельности | Месяц | Название перемены |
1 | А | январь | Слушанье классической музыки в записи и музыкальные движения под музыку П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» «Вальс снежных хлопьев» «Вальс цветов» |
2 | А, Б | Викторина «Угадай мультфильм по мелодии» | |
3 | В | Игра «Оркестр народных инструментов» (игра на русских народных музыкальных инструментах) | |
4 | А | февраль | Слушанье произведений Э.Грига и Й.Гайдна в живом исполнении на синтезаторе |
5 | Б, Г | Музыкально- подвижная игра «Двигайся – замри» | |
6 | А | Игра «Назови инструмент» | |
7 | Б | Игра «Ритмическое эхо» | |
8 | Г | март | Флешмоб «Круче всех» |
9 | А | Викторина «Назови композитора» | |
10 | Г | Танец – игра «Мы пойдем направо» | |
11 | Г | апрель | Игра «Музыкальный ручеек» |
12 | В | Веселые музыканты (игра на шумовых и ударных инструментах под звучание «Польки» И. Штрауса | |
13 | Г | Хоровод «Капуста» | |
14 | Г | май | Игра – импровизация «Угадай, кто я» |
15 | Г | Хоровод дружбы | |
16 | Б | «Пой со мной» |
Мы посчитали целесообразным проведение музыкальных перемене после второго или третьего урока так как: после первого урока дети недавно пришли в школу и не успели устать. Перемена после второго урока самая продолжительная по времени. К концу третьего урока ученики устают больше всего и им необходима двигательная активность. Подстраивались мы и под график питания учащихся младших классов в нашей школе. Все программы перемен заканчивались за 3 минуты до окончания перемены, чтобы дать возможность учащимся организованно войти в класс и своевременно подготовиться к уроку. При организации подвижных музыкальных перемен, важны также доброжелательность, заинтересованность и желание детей принимать в них активное участие.
Результатом реализации проекта является фотоотчет проведённых перемен, разработанный план проведения веселых и полезных перемен в 2022-2023 учебном году. Мы начали и планируем завершить в этом учебном году работу над методической разработкой «Музыкальные и динамичные перемены для младших школьников». Данную разработку в своей работе смогут использовать классные руководители во время внеклассной работы с учащимися своего класса, учителя – воспитатели во время работы пришкольных лагерей, учителя 1 классов во время проведения динамических пауз. Некоторые подвижные музыкальные игры и флешмобы могут использовать в своей практике учителя - предметники во время уроков как физкультминутки. Мы рекомендуем школьному активу старшеклассников взять за основу разработку и в следующем учебном году совместно с нами организовать и продолжить реализацию проекта.
Была проделана очень масштабная, сложная, но интересная работа. К сожаленью, столкнулись мы и с трудностями и небольшими проблемами во время работы над реализацией проекта :
- попробовали и стало понятно, что проводить музыкальные перемены одному человеку сложно, в связи с двухсменным режимом работы школы, большим количеством учащихся начального звена и личной загруженностью ведущего перемен;
- длительность перемен. В нашей школе в этом учебном году только одна перемена длится 20 минут, а 10 минутной перемены не совсем достаточно для проведения хорошей музыкальной переменки;
- было сложно подстроиться под расписание уроков и режим питания всех участников проекта;
- на музыкальных переменах необходимо использовать радиомикрофон или громкоговоритель и мощную колонку для воспроизведения музыки.
Мы обязательно учтем и постараемся устранить эти трудности в последующей работе.
Но все же позитивных моментов было намного больше. Во время проведения музыкальных, веселых и подвижных перемен, я видела радость и интерес в глазах ребят и нежелание расходиться, когда время подходило к концу. Ребята хоть на короткие промежутки времени, но забывали о своих телефонах и с удовольствием наслаждались музыкой и разнообразными действиями под нее. Поэтому считаем, что с поставленной целью и задачами на промежуточном этапе реализации проекта, мы справились и останавливаться на достигнутом не собираемся!
Заключение
Перемена — это временной промежуток между уроками для отдыха и «лучшее время в каждом учебном дне», добавили бы многие школьники. На самом деле, школьная перемена как педагогическая категория является малоизученным феноменом и вопрос о том, каким быть ее содержанию, еще ждет своего разрешения со стороны психологов, физиологов, педагогов и, конечно, самих учеников. Ведь самые нехитрые подсчеты показывают, что в течение одного рабочего дня время перемен составляет чуть больше астрономического часа, за неделю — это один рабочий день, за учебный год — больше месяца, а за все годы школьного обучения суммарное время школьных перемен превышает один календарный год. Однако какие бы научные рекомендации относительно содержания перемен ни появились в будущем, уже сейчас очевидна их основная рекреационная (восстановительная) функция, без которой значительно снижается работоспособность ученика. Перемена, в известной степени, выступает антиподом урока, главное ее назначение — разрядить эмоциональное состояние школьников и зарядить их положительной энергией.
Значение музыкальных перемен в том, что они несут в себе духовно-нравственный аспект, они являются и отдыхом между уроками, и приобщением детей к разнообразию музыкальных жанров и, восполнением недостатка двигательной активности, и заботой об эмоциональном благополучии детей. Пусть созидательная музыка станет прекрасным собеседником каждому из нас, и вызовет восторг красотой мелодий, интонаций и ритмов! Любите музыку так, как люблю ее я!
Список литературы
- Алексеев А.А. Игры на школьных переменах. - Оса: Росстани, 1992
- Берестов В.Д. А в школе – перемена. - Владимир, 2008
- Коменский Я.А. Великая дидактика. - Педагогика, Москва,1989
- Кулиева Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства // Молодой ученый, № 47 (233), 2018.- с. 363-365.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - Москва, 1998
- Протопопова О.И., Даулетханулы Е., Отарчинов Д., Мухтарханова Г.Т. Мы выбираем музыку и движение (методические рекомендации) // Международный журнал экспериментального образования, № 5-2, 2015. – с. 208-209
- Райгородский Б.Д. Что может музыка? //Музыка в школе, №4, 2004. - с.27
- Степанова О.А. Игровая школа мышления. - Москва, 2003.