Музыкальная гостиная на тему: «Музыкальные краски народов России»
Формирование интереса к другим национальным культурам, чувства общности, дружбы и единства с людьми разных национальностей, живущих в России.
Ссылка на видео:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальные краски народов России | 30.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная на тему:
«Музыкальные краски народов России»
Шевцова Ольга Викторовна,
Зайцева Лариса Николаевна
преподаватели областного
бюджетного образовательного
учреждение дополнительного образования
“Детская школа искусств им. Г. Струве”
г. Железногорск, Курская область
октябрь 2023г.
Пояснительная записка
Целевая аудитория: учащиеся начальных и средних классов ДШИ и ДМШ.
Место проведения мероприятия: музыкальный зал.
Цель: Формирование интереса к другим национальным культурам, чувства общности, дружбы и единства с людьми разных национальностей, живущих в России.
Задачи:
- расширить кругозор учащегося, его представление об окружающем мире;
- закреплять знания о разновидностях народных инструментов;
- воспитывать уважение к национальным культурам разных народов России;
- развить интерес к музыкальному творчеству русского народа.
Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран.
1 слайд
Множество народов издавна населяет нашу страну, каждый из них внес свои традиции в общее культурное наследие России. Это касается и музыки. Музыка является самым доступным и понятным способом общения. Нашу страну по праву можно назвать «многомузыкальной».
В России музыкальная культура народов имеет богатую историю. Многочисленные исторические памятники, разнообразные музыкальные инструменты, наскальные рисунки, найденные при раскопках, все это говорит о том, что музыка была неотъемлемой частью жизни народов России еще в глубокой древности. Создателем и внимательным хранителем музыкальных ценностей был народ, который донес до наших дней древнейшие образы песен, танцев и инструментальных пьес. В жанрах народной музыки изображена история народа, его индивидуальный характер, впечатления от окружающей природы, а так же особенности быта.
2 слайд. Россия - удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. При этом большинство из них сохранило свой национальный язык, свои обычаи и культуру. (Разное вероисповедание: православие, мусульманство)
На Крайнем Севере проживают народы: ненцы, чукчи, эвенки.
Народы Сибири и Дальнего Востока: ханты, буряты, якуты.
На Северном Кавказе живут кабардинцы, черкесы, буряты, чеченцы.
В европейской части России проживают: русские, удмурты, коми, карелы, чуваши, башкиры, калмыки. Самый многочисленный народ РОСИИ-РУССКИЙ. Русские живут на всей территории страны. Родной язык русский. Каждый из этих народов оставил большое культурное наследие! Теперь мы с вами поговорим о каждом из этих народов, начнем с русской национальности.
3 слайд. Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, чем инструментальной, и на то есть свои причины. В храмах запрещалось приносить музыкальные инструменты. Строгие религиозные каноны не допускали и развлекательных песенок, исполняемых на улице скоморохами. В русской народной музыке можно выделить некоторые основные жанры: детские песни-предающиеся от поколения в поколение, которые пелись над колыбелью, чтобы защитить от злых духов и помолиться о счастье и здравии,
обрядовые песни- песни, сопровождающие календарные праздники славян (на Ивана Купалу, на Масленицу) Также эти песни смешиваются и с песни христианскими, например – Колядки,
песни-плачи - особая часть русской культуры, создаваемая специалистами специальной профессии - плакальщицами. Воинские плачи, на похороны, выдавая невесту замуж.
4 слайд. Музыкальные инструменты, которые принято считать исконно русскими, те, которые использовались пастухами и прочими жителями деревень - это гудки, дудки, рожки, гусли, а так же военными, это трубы, бубны. А инструменты гармонь, балалайка, гитара, они пришли к нам из западной культуры уже в 19 веке.
5 слайд. Коренные народы Европейского Севера и Северо-Запада России относятся к финно-угорской (саамы, карелы, вепсы, водь, ижора, финны-ингерманландцы, эстонцы - сету, коми и коми-пермяки) и самодийской (ненцы) группам.
К древнейшим фольклорным жанрам прибалтийских финнов относятся карельские импровизации йойку и одноголосные рунические песни (эпические, свадебные, лирические); наиболее архаичны водские руны. Основные жанры фольклора саамов – лирические и шуточно-сатирические песни-импровизации (ёйги), личные песни, песни-легенды, колыбельные. Особые песни поются пастухами оленей, охотниками, рыбаками.
Наиболее устойчивая часть фольклора народов коми и коми-пермяков включает причитания. Архаический пласт представляют редкие образцы заклинаний (зырянские «Изгнание репейника-татарника с поля», «Изгнание Клопа Клоповича из избы»), скотоводческих заговоров.
ТРЕК 1
6 слайд. Коренное население Поволжья и Приуралья составляют народы финно-угорской (мордва, марийцы, удмурты, бесермяне) и тюркской (чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры) групп; позднее тут появились русские и говорящие на одном из монгольских языков калмыки.
Творчество сохраняет связь с календарной и семейной обрядностью. Приуроченные жанры составляют ядро вокальной традиции удмуртов (песни молений, проводов талой воды, проводов льна. Гостевые и застольные песни широко распространены у чувашей, и удмуртов. Разнообразны трудовые песни чувашей (песни валяльщиков сукна, песни при тканье рогожи). У удмуртов сохранились песни-импровизации на случай (охотничьи, бортничьи, заклинания пчёл, личные песни).
Характерные музыкальные инструменты: продольная флейта курай у башкир и татар; инструмент типа гуслей – крезь у удмуртов; щипковые домбра у калмыков и думбыра у башкир; различные ударные, трещотки. С кон. 19 в. бытует завезённая русскими гармоника.
ТРЕК 2
7 слайд. Народы Западной Сибири.
Коренные народы Западной Сибири говорят на языках уральской (к финно-угорской группе относятся обские угры – ханты и манси, к самодийской – ненцы, энцы, нганасаны и селькупы) и енисейской (кеты и юги) семей; сибирские татары и чулымцы относятся к тюркской группе алтайской семьи.
В фольклоре народов Западной Сибири прослеживаются взаимовлияния и связи как друг с другом (между кетами и селькупами; хантами и манси; ненцами, энцами и нганасанами), так и с народами др. регионов (саамы, эвенки, долганы, юкагиры); южное происхождение предков самодийцев, угров и кетов объясняет наличие в их фольклоре следов иранской и тюркской мифологии. Под русским влиянием в мифологии получили распространение библейские сюжеты (мотив Всемирного потопа, изготовление из глины человека и вдувание в него души, создание женщины из ребра мужчины и др.) и христианские персонажи (Христос, Николай Чудотворец).
Эпос представлен главным образом мифологическими, героическими или жизнеописательными сказаниями. Характерны сюжеты о героическом сватовстве и добывании жены, о сражениях с великанами-людоедами, борьбе за оленьи стада. У хантов сказания о божественном происхождении медведя. Обычно эпос исполняется в речитативной форме.
Особую область обрядового фольклора представляет шаманское пение. Созывание шаманом духов-помощников, обращения к духам, их ответные реплики, описания путешествий шамана в иные миры и т. д. сопровождались ударами бубна и звоном костяных или металлических подвесок-погремушек на костюме, бубне или посохе шамана. Мелодии шаманских песен считались голосами духов, от имени которых камлает шаман.
Основные музыкальные инструменты: смычковые лютни, цитры, шаманские бубны, варганы, охотничьи манки, звуковые игрушки и др. Повсеместно распространены заимствованные гармоника и (кроме сибирских татар) балалайка.
8 слайд. Народы Южной Сибири.
Коренные народы Южной Сибири, проживающие от Алтае - Саянского нагорья до Забайкалья, говорят на языках алтайской языковой семьи: тюркских (алтайцы, теленгиты, телеуты, тубалары, кумандинцы, челканцы, тувинцы, хакасы, шорцы, тофалары; в прошлом к ним относились сойоты), монгольских (буряты) и тунгусских (забайкальские эвенки).
К обрядовому фольклору относятся шаманское пение, скотоводческие заговоры, обрядовые песни. У тувинцев, бурят и сойотов распространено ламаистское молитвенное пение.
Эпические сказания либо только поются (южные алтайцы, западные буряты), либо представляют собой чередование речи и пения, иногда хорового (буряты); допускается инструментальное.
Широко распространены типовые и индивидуальные напевы, на которые сочиняются новые тексты; встречаются импровизации (например в заговорах) и напевы, закреплённые за текстами.
ТРЕК 3
9 слайд. Народы Восточной Сибири.
По-видимому, к древнейшему пласту населения Восточной Сибири относятся юкагиры. На крайнем северо-западе Восточной Сибири (полуостров Таймыр) живут ненцы, энцы и нганасаны, говорящие на самодийских языках. Большинство коренных народов Восточной Сибири говорит на языках алтайской семьи: тунгусо-маньчжурские (эвенки, эвены) и тюркские (якуты и генетически близкие к ним долганы) народы.
Творчество народов Восточной Сибири включает мифы, богатырский эпос, исторические предания, сказки (о животных, волшебные и бытовые; сильно влияние русского сказочного фольклора), песни, жанры обрядовой поэзии.
Мифологическая структура мира эвенков и эвенов представляла трёхчастную вертикальную и горизонтальную схему (где три мира связывала «шаманская река»). Среди героев мифов о животных-прародителях выделяются медведь, орёл, ворон.
Героический эпос, повествующий о подвигах богатырей и знатных родоначальников, исполнялся сказителями. Исполнение эпоса происходило либо в семейном кругу, либо при значительном стечении народа, на собраниях и праздниках. Начиналось исполнение в вечернее или ночное время и длилось неск. дней подряд. Считалось, что песни со счастливым исходом могли изменить несчастливый ход событий.
Шаманское интонирование сопровождается игрой на бубне, олицетворяющем у якутов коня, у эвенков и юкагиров – оленя шамана. Якутский ритуал основан на чередовании монолога шамана с изображением «вселяющихся» в него духов-покровителей; во время камлания шаман использует широкий диапазон интонационных приёмов – подражаний голосам зверей и птиц.
Музыкальные инструменты: металлические варганы, костяные варганы, колокольчики, бубенцы, трещотки, щелевой барабан.
ТРЕК 4
10 слайд. Народы Северо-Востока.
Коренные народы крайнего Северо-Востока России говорят на языках чукотско-камчатской (чукчи, коряки, ительмены, камчадалы) и эскимосско-алеутской (эскимосы, алеуты) семей; юкагиры говорят на изолированном языке, чуванцы и камчадалы – ныне по-русски.
Эскимосы, ительмены и др. устраивали песенно-танцевальные состязания. Сохранилась традиция личных песен, а также обычай «дарить песню», напр. колыбельную, своему ребёнку. На основе звукоподражаний голосам животных и птиц возник особый вид пения – горлохрипение, исполняемое обычно женщинами, оно часто сопровождает танцы.
Из музыкальных инструментов повсеместно распространён бубен; известен как сольный и аккомпанирующий инструмент, применяется в бытовом музицировании, при проведении обрядов, праздников, в магии и в народной обрядовой психотерапии.
ТРЕК 5
11 слайд. Народы Северного Кавказа.
Большая часть коренных народов Северного Кавказа говорит на языках северокавказской семьи: абхазо-адыгские (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, абазины, абхазы) и нахско-дагестанские народы (вайнахи: чеченцы и ингуши; аварцы и близкие к ним народы: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, багулалы, гунзибцы, цезы, или дидойцы, хваршины, бежтинцы, гинухцы, объединяемые в группу андо-цезских народов, а также арчинцы; лакцы, даргинцы, а также ранее включавшиеся в их число кубачинцы и кайтагцы; лезгинские народы: лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры, агулы, удины.
Система песенных жанров отличается разнообразием и дифференцированностью трудовых и обрядовых песен. Специфические для локальных стилей жанровые разновидности: адыгские и осетинские песни пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, пасечников, песни при чесании шерсти, изготовлении бурки, прополке кукурузы; балкарские и карачаевские песни при обмолоте зерна и сбивании масла; песни горских евреев, сопровождающие ритуал окрашивания ногтей невесты перед свадьбой; чеченские и ингушские застольные песни и т. д. До недавнего прошлого сохранялись охотничьи песни-гимны с обращением к владыке леса (у осетин, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев), вызывания дождя.
Характерные музыкальные инструменты: смычковые, щипковые типа лютни, пастушеские продольные флейты, трещотки. Для чеченцев и ингушей характерны духовой язычковый инструмент зурна и ударные разновидности бубнов, барабанов, литавр.
ТРЕК 6
О музыкальных красках народов Мира можно говорить бесконечно, ведь она так богата и разнообразна. С нами рядом много национальностей и каждый народ по-своему танцует, поет, играет на различных музыкальных инструментах. Все вместе мы живём в огромной стране, имя которой Россия!!!