Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "Фортепиано" по учебному предмету" КОНЦЕРМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertmeysterskiy_klass_pp_fortepiano_sabanova_-v.yu_.2021g._2.docx | 48.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
Нягань 2021
Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» Протокол от « »______2021г. №__ | «Утверждаю» Директор МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» ___________ И.А. Бережная
|
Разработчик:
В.Ю.Сабанова, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ», преподаватель высшей категории
Рецензент: Пилецкая О.Д. - преподаватель высшей квалификационной категории бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа –Югры «Сургутский музыкальный колледж», Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.03. Концертмейстерский класс», разработанной Т.В.Казаковой, О.Е.Мечетиной (Москва, 2012г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры, поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Подразумевается две формы освоения программы:
- очная
- заочная
Заочная форма обучения предполагает реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение не является его самостоятельной формой. Это лишь способ организации учебного процесса.
Преподаватель организует образовательную деятельность через индивидуальные консультации учащихся (посредством электронной почты или видеоконсультаций по веб-камере, через группы в социальных сетях, мессенджеры / чаты WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и др.):
- запись учащимися видео со своим исполнением, выполнение д/з;
- объяснения и комментарии преподавателей к исполнению посредством
вышеуказанных информационных ресурсов;
- запись видеоуроков преподавателями;
- видео и аудио файлы, рекомендуемые преподавателями к ознакомлению
и изучению учащимися в рамках индивидуальных занятий по специальности.
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану может составлять два года : 7 класс - 8 класс.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».
Таблица 1
Виды учебной нагрузки | 7 класс – 8 класс |
Количество часов (общее на 2 года) | |
Максимальная нагрузка | 132 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 64 часа (из расчета 1 час в неделю) |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 64 часа (из расчета 1 час в неделю) |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов – инструменталистов (флейта, виолончель). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
- Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
Задачи:
- формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
- развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
- умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
- умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
- навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
- приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
- приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
- Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику, выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения - 8 лет
Распределение по годам обучения | ||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | - | - | - | - | - | 32 | 32 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) | 64 | |||||||
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 |
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) | 64 | |||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 132 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
- Годовые требования по классам
"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого репертуара (эта работа планируется в 7 классе).
Для ученика, впервые пришедшего на урок, знакомство с произведением должно состояться в виде исполнения иллюстратора с преподавателем. Часто именно эти мгновения становятся важными для дальнейшего обучения, формируют первый интерес к предмету, заражают радостью и удовольствием от совместного исполнения.
Обучение предмету «Концертмейстерский класс» должно быть целенаправленным и систематизированным. Этапы работы могут менять свою очередность, а также варьироваться своей продолжительностью, в зависимости от успешной работы.
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (8 класс), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.
7 класс (1 час в неделю)
Занятия, целью которых является изучение инструментальных произведений, необходимо начинать с подробного рассказа о том инструменте, которому ученик будет аккомпанировать: об особенностях строения, нотной записи, звукоизвлечения, роли в оркестре. На первых порах партия учащегося (аккомпанемента) не должна быть сложной: начав с аккордового сопровождения в спокойном темпе, следует постепенно вводить гармоническую фигурацию (разложенные аккорды).
В 1 полугодии следует подробно пройти в классе 2-3 произведения.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 произведения на зачете, классном вечере или концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 7 класса:
Попп В. «Грациозный вальс»
Руттер Д. «Chanson»
Глиэр Р. Романс ор.45
Фильд Дж. «Ноктюрн»
Пруст П. « Нараньяда»
Шильцева И. «Волшебные сны», «Танец фарфоровой куколки»
С. Прокофьев « Гавот»
Чайковский П. «Сладкая греза», «Грустная песенка», «Колыбельная в бурю»
Госсек Ф. «Тамбурин»
Должиков «Романс»
Шостакович Д. Танец из Балетной сюиты.
Бом К. - «Непрерывное движение»
Степендиаров А. – Колыбельная
Крейсер Ф. - «Маленький венский марш»
Бокланов Н. – Мазурка
Бах И.С. – Сицилиана
Шостакович Д. «Вальс-шутка», «Гавот»
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
Боккерини Л.- Менуэт
Жилинский А. « Маленькая танцовщица»
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Должиков «Романс»
Шильцева И. «Волшебные сны»
Фильд Дж. «Ноктюрн»
Руттер Д. «Chanson»
Шостакович « Гавот»
Попп В. «Арабеска»
Бах И.С. – Сицилиана
Во 2 полугодии следует пройти в классе 2-3 произведения. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Андерсен И. «Колыбельная»
Прокофьев «Гавот»
Хренников Т. « Колыбельная»
Шуберт Ф. «Вальс»
Шостакович Д. «Вальс-шутка»
8 класс (1 час в неделю)
Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть аккомпанемент в классе скрипки, флейты, виолончели. Объем часов рассчитан на одно полугодие. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов и преподаватели образовательного учреждения.
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.
В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
Рахманинов С. «Восточный танец» соч.2 №2
Лобос В. «Песня черного лебедя»
Солтан В. «Мелодия»
Прокофьев С.« Танец девушек» (из балета "Ромео и Джульетта")
Прокофьев С. « Танец рыцарей» (из балета "Ромео и Джульетта")
Э. Элгар « Привет любви»
Должиков Ю. « Ностальгия»
Щуровский Ю. «Баркарола»
Массне Ж. « Размышление»
Рис Ф. « Вечное движение»
Прокофьев С.- Гавот
Попп В. « Испанский танец»
Глиэр Р.«Песня без слов»
Шильцева И. «Пони искорка»
Сапаров В. «Весенняя капель»
Массне Ж. « Размышление»
Поппер Д. «Прялка»
Вераччини Ф. Largo
Сен-Санс К. Лебедь
Шильцева И. «Маленькое каприччио»
Примерный список произведений для зачета в 8 классе:
Бах И.С. Сицилиана
Вераччини Ф. Largo
Должиков Ю. « Ностальгия»
Массне Ж. Размышление
Поппер Д. Прялка
Сен-Санс К. Лебедь
Щуровский Ю. «Баркарола»
Глиэр Р.«Песня без слов»
Попп В. « Испанский танец»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
- знание основных принципов аккомпанирования солисту;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
возможностей солиста;
- умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе флейтового аккомпанемента
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением и названием частей (головка флейты, клапаны), штрихами (деташе, двойное стаккато, легато, стаккато…) и спецификой исполнения( твердая и мягкая отака).
Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммаобразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от стилистики исполнения солиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной фактуры.
1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе скрипичного аккомпанемента
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.
Скрипка – это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии.
Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.
Природа струнных инструментов – певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый прием - вибрация - придает звуку особую выразительность.
Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.
Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.
Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.
Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.
Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося
Одним из важнейших условий успешности в области исполнительства является постоянное совершенствование своего мастерства и важную роль в этом играет самостоятельная работа ученика. Значительная часть работы на уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход урока были образцом самостоятельной работы.
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 1 (составитель
Ю.Должиков). - М.: Музыка, 1969.
Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 2 (составитель Ю.
Должиков).- М.: Музыка, 1971.
Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч. 3 (составитель Ю.
Должиков). - М.: Музыка, 1972.
Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музыка, 1983.
Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. –
Киев: Музична Украина, 1973.
Альбом юного флейтиста вып.2/сост. Я. Мориц - М.: Советский композитор,
1987.
Сборники скрипичного репертуара
1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997
2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1989
3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987
4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В. Мурзин. М., Музыка,1990
Список рекомендуемой методической литературы
1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2
2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966
4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961
6. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"
7. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4
8. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972
9. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991
11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. М., Музыка,1996
14. Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007