Методический доклад на тему: «Способы и средства активизации процесса обучения сольфеджио через игровые методы в сочетании с творческими упражнениями»
Способы и средства активизации процесса обучения сольфеджио в музыкальной школе до сих пор представляют собой проблему номер один для педагогов-теоретиков. От умения педагога правильно организовать этот процесс зависит в конечном итоге качество знаний обучающихся, уровень их музыкально-теоретической подготовки. Существует целый ряд условий, соблюдение которых может привести к хорошим результатам в музыкальном воспитании обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_derilo_2019.docx | 28.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5
им. Д.Д. Шостаковича» города Курска
Доклад на тему:
«Способы и средства активизации процесса обучения сольфеджио через игровые методы в сочетании с творческими упражнениями»
Преподаватель I категории
Дерило Л. И.
г. Курск, 2019 г.
Способы и средства активизации процесса обучения сольфеджио в музыкальной школе до сих пор представляют собой проблему номер один для педагогов-теоретиков. От умения педагога правильно организовать этот процесс зависит в конечном итоге качество знаний обучающихся, уровень их музыкально-теоретической подготовки. Существует целый ряд условий, соблюдение которых может привести к хорошим результатам в музыкальном воспитании обучающихся. К этим условиям прежде всего относятся:
1) правильное планирование урока, соблюдение равновесия разнообразных форм работы;
2) подбор наиболее ценного в художественном отношении музыкального материала;
3) умение педагога вести урок эмоционально, интересно, способность создавать на каждом уроке атмосферу увлеченности;
4) использование на начальном этапе обучения игрового элемента.
Последнее условие вытекает из особенностей психологии младшего школьника. Первоклассник приходит в школу из мира детских игр. Как правило, он остро ощущает перемену в своей жизни. Дети 7-10 летнего возраста сохраняют потребность в эмоциональном подъеме, сопровождающем любой вид их деятельности. Игра – это наиболее доступная для ребёнка форма активной деятельности.
Именно в игровых ситуациях можно смоделировать многие качества, необходимые для успешного обучения сольфеджио.
Сама специфика занятий музыкой предполагает присутствие на уроке игровых моментов. Об этом пишет П.Ф. Вейс: «Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, мажорную активность; музыку и некоторые виды игр связывают ещё и коллективность участия в них».
Использование игрового элемента оправдывает себя на начальном этапе обучения сольфеджио ещё и потому, что детям младшего возраста трудно на длительный срок сконцентрировать внимание, однообразная деятельность на уроке, излишнее теоретизирование могут убить интерес детей к музыкальному обучению. Введение игр помогает сделать урок более насыщенным, ускоряет его темп, создает атмосферу эмоционального подъема и творчества.
К полезным свойствам игр относится и то, что игра – это важнейший для младших школьников путь к творчеству. Правильный подбор игр может способствовать выработке у детей творческого мышления, да и радость творчества, появляющаяся в процессе игры, уже сама по себе большая ценность. Кроме того, участие в играх, создание на уроке привычной и любимой для детского возраста обстановки растормаживает детей, даже самых робких и скованных, и ребёнок, будучи вовлечен в интересный процесс, может продемонстрировать свои прежде нераскрытые способности. Вполне естественно, что дети с удовольствием будут ходить на такие уроки.
Теперь следует остановиться на том, как найти разумный синтез игровых и учебных форм деятельности на уроке сольфеджио, какие музыкальные игры использовать для выработки у обучающихся важнейших практических навыков в курсе сольфеджио.
Прежде всего нужно подчеркнуть, что игры, являясь эффективным средством повышения интереса обучающихся к урокам сольфеджио, не должны быть самоцелью, способом привлечения внимания детей любой ценой. Идя по этому пути, можно забыть о том, что урок – это прежде всего форма учебной работы, и дети должны получить на каждом уроке не только удовольствие от интересных форм работы, но и приобрести необходимый багаж знаний и навыков. Все игры должны быть так отобраны, продуманы и организованы, чтобы каждая из них вырабатывала какой-то определенный навык или целый комплекс их. Только тогда дети научатся правильно разбираться в изучаемых музыкальных явлениях, сравнивать и называть закономерности, приобретут необходимые в курсе сольфеджио вокально-интонационные и ритмические навыки. Более того: умея любой из методов работы на уроке в младших классах облечь в форму игры, педагог может добиться качественных знаний обучающихся, в то время как дети и не будут догадываться, насколько серьёзны их занятия на уроках сольфеджио. В этом заключается своеобразная педагогическая хитрость, смысл которой сформулирован Т. Ждановой в брошюре «Музыкальное воспитание в школе», в. 14: «Доступность выражается не в лёгкости и ограниченности учебного материала, а в методах его преподнесения». Отсюда следует, с какой ответственностью нужно относиться к введению игр в уроки сольфеджио, к их отбору, чтобы добиться заметных результатов в активизации преподавания сольфеджио в младших классах музыкальной школы.
В настоящее время этот вопрос в методике преподавания сольфеджио достаточно разработан и в методических источниках можно найти подробное описание различных игр, рекомендуемых авторами для уроков сольфеджио в младших классах. Эти игры могут быть систематизированы по следующим категориям:
1) ритмические;
2) вокально-ритмические;
3) вокально-интонационные;
4) игры для развития внутреннего слуха;
5) игры для развития памяти;
6) игры с элементами творчества;
7) игры с применением анализа пройденных музыкальных явлений;
8) игровые формы диктанта и т.д.
Однако, будет полезнее, если здесь будут приведены примеры наиболее рекомендуемых для обучающихся младших классов игр не по их специфическим особенностям, а по порядку их постепенного включения в уроки сольфеджио.
Игры на первых уроках целесообразно строить на подражании, так как у детей врождённый инстинкт подражания. Это давно распространенные игры «Ритмическое эхо» и «Мелодическое эхо» (повторение за педагогом ритмических и мелодических построений, чаще всего двухтактных). Однако, для того, чтобы подражание (особенно ритмическое) не было механическим, некоторые педагоги на одном из самых первых уроков рекомендуют игру «Знакомство», в процессе которой происходит усвоение четвертых и восьмых длительностей. Принцип игры «Знакомство» заимствован из методики В. Келлера (институт им. К. Орфа в Зальцбурге). Он основан на том, что дети проговаривают свои имена, сопровождая каждый слог хлопками.
Например:
Та-ня А-неч-ка Ни-ко-лай Мар-га-ри-та
Педагог предлагает детям определить разницу между четвертыми и восьмыми нотами. Очень удобна в ритмических упражнениях слоговая система ритма, в которой каждой длительности соответствует ритмический слог.
Ритмы, выделенные таким образом, составляют ритмические блоки в размере 2/4. На первых уроках их четыре. Они должны быть выписаны на отдельные карточки (как по одному, так и по два такта – в разных сочетаниях). Дети проговаривают их ритмическими слогами, проигрывают на ударных музыкальных инструментах. На уроках и дома учащиеся получают задание записать длительностями небольшие отрывки из детских стихотворений (для разнообразия можно не только записывать, но и выкладывать ритм из специально вырезанных для этой игры комплектов условных обозначений длительностей).
Можно использовать и другие приемы для изучения четвертных и восьмых нот. Так, например, П. Вейс в своем учебном пособии «Ступеньки в музыку» предлагает игру «Едем в школу», в которой дети, подражая стуку поезда, проговаривают ритмы из четвертей и восьмых на слоги «ту-ки тук, тук, тук». Он же в книге «Вопросы методики музыкального воспитания детей» советует проходить то же понятие и на игре «Колокольчик» (где четверти называются слогом «дон», а 2 восьмые – «ди-ли»). Эта игра удобна еще и тем, что колокольчики (большие - и маленькие - ), будучи нарисованными на линейках разной высоты, могут дать наглядное представление о высоте звуков.
Необходимо отметить, что сильные доли тактов в подобного рода играх нужно произносить с лёгким ударением. Чтобы не создать у детей представления о возможности отрыва ритма от мелодии, рекомендуется записывать или выкладывать ритм какой-нибудь мелодии (на начальном этапе обязательно со словами). Кроме того, необходимо чаще предлагать учащимся исполнять предложенные учителем или самостоятельно придуманные ритмические сопровождения к музыкальным произведениям.
На первых же уроках, при освоении трех или пяти ступеней звукоряда, хорошо ввести игру «Живой клавесин» (или «Живые ступени»). Обучающиеся, держа в руках нарисованные на карточках определенные ступени, поют по сигналу преподавателя каждый свою ступень. Мелодии сначала должны быть простыми и короткими, затем они постепенно усложняются. Это могут быть как знакомые детям попевки, так и незнакомые мелодические отрывки. Интересна и полезна игра «Подвижная нота», когда дети хором или по одному по указке учителя (к концу указки для большей наглядности можно прикрепить ноту-кружок или пуговицу) поют отдельные звуки или упражнения – так дети учатся петь с листа. В такие игры можно включать работу над внутренним слухом (пение отдельных фраз про себя; узнавание мелодии, которую педагог «показывает» на «живом клавесине» или «лесенке ступеней»), а также творческое начало – игра в «Композитор», когда учащимся по очереди предлагается сочинить очень короткую мелодию (желательно организованную ритмически) и и «сыграть» её на «живом рояле».
Для того, чтобы во время вокально-интонационных и вокально-ритмических игр у детей успешно шло формирование ладовых звуковысотных представлений, полезно пользоваться ручными знаками.
Дети с удовольствием играют в игру «Дирижёр», которую можно ввести после изучения схем дирижирования. Обучающийся –«дирижер», стоя перед классом и дирижируя одной или двумя руками, должен петь активнее других, подмечать недостатки в пении остальных обучающихся, ошибки в динамике, фразировке и т.п.
Педагог Т. Жданова в статье «Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников в детском хоре» предлагает игру «Музыкальная сказка». Эту игру можно вводить на самом раннем этапе.
Педагог дает детям сюжет для сказки, персонажей которой дети должны озвучить простыми и короткими музыкальными темами. В дальнейшем, по мере освоения различных музыкальных явлений, музыкальные темы должны быть более длинными, включать пройденные элементы музыкальной речи. В этой же статье приводится игра «Индивидуальное исполнительство» (которую можно назвать и «Концерт»): обучающиеся «артисты» исполняют пьесы, выученные ими на уроках по музыкальным инструментам, а «слушатели» анализируют исполнение, характер пьесы, количество в частей, пройденные выразительные средства.
Ритмические упражнения, привычные для детей с первых уроков, постепенно усложняются: вводятся двухголосные ритмические партитуры – для двух групп обучающихся, партитуры для двухручного исполнения. Детям предлагается сочинять собственные ритмические партитуры и исполнять их на ударных музыкальных инструментах, придумывать ритмическое сопровождение к исполняемым на уроках песням.
Интересна игра в «Вопросы-ответы» или «Музыкальный разговор». Основной принцип этих игр строится на развитии у обучающихся навыка сочинять короткие мелодии в ответ на музыкальный вопрос педагога (мелодия в 1-2 такта обязательно сольфеджируются). Творческое начало лежит и в основе игры «Музыкальные перевертыши», где детям предлагают поменять местами два такта мелодии, предложенной педагогом. Более сложный и более интересный вариант: обучающийся должен спеть предложенную мелодию в том же ритме, но переставив ноты в обратном порядке.
На следующем этапе предлагаются игры «Ритмическое рондо» и «Мелодическое рондо». Особенности этих игр, как видно из названий, - импровизации обучающимися по очереди ритмических и мелодических отчетов на один и тот же рефрен, предложенный педагогом. На более позднем этапе, когда обучающиеся овладеют навыками импровизации и научатся хорошо ориентироваться в ладу, они могут сами сочинять рефрены в «Ритмическом» и «Мелодическом рондо».
Для развития внутреннего слуха, навыков чтения с листа и транспонирования полезно применять на уроках сольфеджио игру «Карточки». На отдельных карточках записываются начальные такты пройденных песен в различных тональностях. Карточки раздаются обучающимся, которые должны, пропев мелодию про себя, узнать песню. Определить тональность и спеть песню вслух в предложенной педагогом тональности. Задание можно усложнить, предложив обучающимся сделать анализ мелодии, определить отмеченные интервалы и т.д.
Бесконечно разнообразны формы проведения музыкального диктанта, в том числе и игровые. На самом раннем этапе обучения сольфеджио диктанты не обязательно записывать в тетрадь, их можно выкладывать вырезанными кружками-нотами на нотных станах, разлинеенных на больших листах бумаги. Скорость «написания» таких диктантов гораздо быстрее скорости обычных диктантов. Если ритмическая сторона диктанта сложнее высотной, можно предложить обучающимся карточки с ритмическими блоками, чтобы дети выбрали нужные для данного диктанта.
Дети с удовольствием работают и над «диктантом с ошибками», когда педагог записывает диктант на доске, намеренно делая ошибки, а дети должны найти ошибки и исправить.
В игровой форме можно проводить в младших классах и слуховой анализ ступеней лада, гамм, трезвучий, интервалов. Для этого нужно предварительно объяснить условия игры – раскрыть «секрет» «гостя», явившегося в «маске». Ответы могут быть не тголько устными – обучающиеся могут поднимать специальные карточки с обозначениями ступеней, интервалов и т.д.
Большой популярностью у детей и подростков пользуются учебные передачи «Веселые уроки» которые строятся на слиянии обучающегося и игрового начала. Уроки сольфеджио имеют для этого ещё более благоприятную почву. Конечно, нет необходимости в том, чтобы зарифмовать и положить на музыку весь учебный материал, но определённая часть его, трансформированная в песни – правила, может стать хорошим средством активации процесса обучения сольфеджио. Так, например, хорошей основой для этого может служить «Нотная азбука» Н.П. Кончаловской, стихи котрлой так удачно накладываются на мелодию «АБВГДейки» В. Шаинского.
В «Нотной азбуке» же можно взять стихотворный материал для «Песенки о ключевых знаках».
Таким образом, каждый преподаватель – теоретик, вооружившись современными методическими источниками и пробудив к жизни свои собственные творческие способности, может сделать процесс обучения сольфеджио живым, интересным, эмоциональным, что в свою очередь, является главным условием формирования у обучающихся хороших профессиональных навыков, а самое главное – воспитание любви к музыке.
Список использованной литературы.
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение,1996.
2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М. 1991.
3. Гузик Н.П. Учить учиться. М.: Педагогика, 1981.
4. Поплянова Е. Веселые игры. Уроки господина Канона. С.-Петербург, 2001.
5. Котляровская-Крафт М., Москалькова Л., Батхан Л. Сольфеджио с играми. М., 2010.
6. Камозина О. Солдьфеджио в с сказках. Неправильное сольфеджио. М., 2010.
7. Вейс П. Ступеньки в музыку. М., 1990.
8. Стоклицкая Т.Л. Уроки сольфеджио для самых маленьких М.: Музыка, 1999.
9. Жданова Т. Музыкальное воспитание в школе. Статья «Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников. 1987.