ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по предмету «Постановка голоса» на тему: «Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»

Медовщикова Татьяна Александровна

В материале показана учебная работа над освоением метроритмических, интонационных и текстовых особенностей народных песнен «А в кота-буркота» (колыбельная Курской области) и «Как пойду я на улицу» (плясовая Белгородской области, обр. И. Веретенникова) на основе применения наглядно-графического метода с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект открытого урока86.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 «Детская школа искусств № 7» г. Курска

ПЛАН - КОНСПЕКТ

открытого учебного занятия по предмету «Постановка голоса»

на тему:

 «Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»

(с Золотухиной Юлией, обучающейся 3 класса дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», 8 лет обучения)

Преподавателя высшей квалификационной категории

Медовщиковой Татьяны Александровны.

Концертмейстер высшей квалификационной категории

Курасов Александр Николаевич

Курск, 2023 г.

Тема урока: «Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»

Дата проведения: 23.01.2023 г.

Цель урока: работа над освоением метроритмических, интонационных и текстовых особенностей песнен «А в кота-буркота» (колыбельная Курской области) и «Как пойду я на улицу» (плясовая Белгородской области, обр. И. Веретенникова)   на основе применения наглядно-графического метода.

Задачи урока

Образовательные:

- исполнение ритмотекста куплетов песни на основе освоенной ранее ритмографики;

- использование и применение мотивов-формул песни в ходе работы над вариационностью мелодии куплетов.

Развивающие:

- развитие навыка самостоятельной подтекстовки куплетов песни, не прописанных в нотном материале;

- формирование умения вариационного развития мелодии песни на основе сочетания характерных интонационных мотивов.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к предмету;

- формирование понимания жанровых и стилевых особенностей изучаемой песни.

Тип урока: развивающий урок

Форма урока: индивидуальная

Методы и технологии обучения:

- словесный;

- наглядно-графический;

- практический;

- здоровьесберегающие.

Материально-техническое обеспечение урока:

Инструмент (ф-но, баян), ноутбук, проектор, зкран, видеокамера;

Дидактический материал: ритмосхемы куплетов песни, интонационно-графические карточки, ноты, текст, аудиозапись песни, презентация к уроку.

План урока:

  1. Организационный момент – 1-2 мин.

Объявление темы, цели и задач урока, представление ученика, класса и программы обучения, настрой на занятие.

  1. Основная часть. Актуализация знаний – 35 мин.

«Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»:

  1. Распевка – 5 мин.
  2. Работа над ритмотекстом песни «А в кота-буркота» и его диалектным произношением – 7 мин.
  3. Исполнение мелодических фраз-формул. Работа над их соединением в 1-6 куплетах песни «А в кота-буркота»   – 8 мин.
  4. Самостоятельная работа обучающегося по исполнению 7-8 куплетов песни «А в кота-буркота»  с использованием вариационного характера развития мелодии – 8 мин.
  5. Работа над ритмотекстом песни «Как пойду я на улицу». Исполнение песни на основе составленного ритмотекста- 7 мин.
  1. Подведение итогов урока – 2-3 мин.

Анализ урока, оценка, домашнее задание

Ход занятия:

Слайд 1

  1. Организационный момент

Сообщение темы, цели, задач урока.

Представление учащегося (ФИО, класс и программа обучения)

  1. Основная часть. Актуализация знаний – 35 мин.

Слайд 2-4

  1. Распевка – 5 мин. (приложение 1).

Данный этап урока призван не только настроить голосовой аппарат учащегося к вокальной работе, но и подготовить его к нужным интонационным мотивам. Виды распевок подобраны с учетом мелодических построений, встречающихся в основном песенном материале

№ 1 – унисон (вверх по полутонам)

№ 2 – опевание основного тона (вниз по полутонам)

№ 3 – терция с заполнением в восходящем и нисходящем движении (вверх по полутонам)

При распевании учащегося следует избегать формального исполнения. Необходимо следить за интонационной точностью, объемным произношением гласных звуков: я(а), е(э), ё(о).

  1. Работа над ритмотекстом песни «А в кота-буркота» и его диалектным произношением – 7 мин. (приложение 2)

Данный этап демонстрирует вариант практического применения в работе наглядно-графического метода, как наиболее эффективного в работе с детьми. На доступном и понятном языке, при помощи картинок-схем, преподаватель визуализирует ритмотекст песни, показывает ее вариационность, что упрощает процесс ее освоения на начальном этапе.

Слайд 5

Погружение в тему – прослушивание аудиозаписи песни.

Слайд 6-8

        Данное занятие является третьим уроком по разучиванию выбранной песни. Соответственно, знакомство с ее текстом и содержанием уже произошло ранее. В качестве проверки домашнего задания учащемуся предлагается исполнить ритмотекст 1-6 куплетов песни по картинкам-схемам.  В процессе исполнения желательно добавить хлопки руками для выделения долей и создания ощущения четырехдольного размера.

        Преподавателю необходимо корректировать и исправлять допущенные ребенком ошибки (ритмические, артикуляционные), добиваясь в конечном итоге точного исполнения. При успешном выполнении этого задания, можно предложить учащемуся прочитать ритмотекст наизусть, чтобы выявить хорошо усвоенный материал и понять перспективы дальнейшей работы.

  1. Исполнение мелодических фраз-формул. Работа над их соединением в 1-6 куплетах песни «А в кота-буркота» – 8 мин.

        В продолжение применения наглядно-графического метода, следующий этап урока предполагает переход от ритмического к звуковысотному аспекту освоения музыкального материала.

        Мелодия песни основывается на нескольких коротких мотивах в их различных сочетаниях: восходящие и нисходящие терцовые ходы (I – III или III - I), поступенное движение в объеме большой терции (I-II-III или III-II-I), «покачивание» на 2 ступени мажорного лада (II-III-II-I).

Слайд 9

        В начале, учащемуся предлагается вспомнить и исполнить  мелодические мотивы-формулы на нейтральный звук «А» по опорным карточкам-схемам (приложение 3).

Слайд 10-15

        Затем учащемуся дается задание спеть 1-6 куплеты, разученные на уроках ранее, используя нотно-графические схемы (приложение 4). Преподавателю, так же, как и на предыдущем этапе, необходимо следить за точностью исполнения, корректируя и исправляя допущенные интонационные неточности.

  1. Самостоятельная работа обучающегося по исполнению 7-9 куплетов на основе вариационного характера развития – 8 мин.

Итогом всего занятия является самостоятельная творческая работа учащегося, на основе полученных ранее умений и навыков, позволяющая оценить их сформированность.

Слайд 16-17 (18)

        Учащемуся предлагается самостоятельно исполнить ритмотекст 7-8 куплетов, зафиксировав его на картинке-схеме (приложение 5).

Слайд 19

На основе этой работы продумывается и выполняется нотно-графический рисунок этих же куплетов. Таким образом, должен появиться вариант исполнения последних куплетов песни, отсутствующий в нотном изложении (приложение 6).

Следует учесть тот факт, что при выполнении подобных заданий, дети опасаются сочетать все фразы-формулы, что может привести к однообразному, монотонному исполнению. Действия преподавателя на данном этапе должны быть направлены на преодоление этих трудностей. Вполне допускается сотворчество учителя и ученика, что позволит достичь более качественного результата.

Слайд 20

В случае успешного исполнения, желательно выполнить аудиозапись песни (по нотному тексту – приложение 7) на диктофон мобильного телефона для последующей домашней работы.

 Слайд 21

  1. Работа над ритмотекстом песни «Как пойду я на улицу» (приложение 8) – 7 мин.:

- исполнение 1 куплета (проверка домашнего задания);

Слайд 22

- составление ритмотекста 2-3 куплетов по картинке-схеме (приложение 9)

- исполнение песни на основе составленного ритмотекста, запись аудиофайла.

  1. Подведение итогов урока – 2-3 мин.

В завершении урока преподавателю необходимо проанализировать урок, отметить то, что получилось, сказать о дальнейших перспективах, оценить работу учащегося.  

Домашнее задание призвано закрепить полученные на уроке знания, умения и навыки.

1. «А в кота-буркота»:

- прослушать аудиозапись песни;

- учить наизусть ритмотекст 1-6 куплетов, читать по картинке-схеме 7-8 куплеты, составить самостоятельно ритмотекст 9 куплета;

- петь песню по нотно-графическим схемам с аудиозаписью;

2. «Как пойду я на улицу»:

- читать по ритмосхемам 1-3 куплеты, составить самостоятельно ритмотекст 4 куплета;

- петь песню по ритмосхемам с аудиозаписью.

Слайд 23

Список используемой литературы

  1. Веретенников И.И. Народные песни Белгородской области: Обработки для детского сольного пения. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2017. – 58 стр., ноты.
  2. Щёгалев В.В., Толстопятых Е.И.. Экспедиционная тетрадь «Фольклорные песни приграничья Сумской и Курской областей»., выпуск 10.,  Курск, ОДНТ, 2011, 144 с.
  3. Лобанов М.А.. Этносольфеджио. Учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений с приложением на CD и тетрадью для занятий. – Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.

Приложение к уроку

Презентация к уроку