ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по предмету «Постановка голоса» на тему: «Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»
В материале показана учебная работа над освоением метроритмических, интонационных и текстовых особенностей народных песнен «А в кота-буркота» (колыбельная Курской области) и «Как пойду я на улицу» (плясовая Белгородской области, обр. И. Веретенникова) на основе применения наглядно-графического метода с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект открытого урока | 86.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7» г. Курска
ПЛАН - КОНСПЕКТ
открытого учебного занятия по предмету «Постановка голоса»
на тему:
«Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»
(с Золотухиной Юлией, обучающейся 3 класса дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», 8 лет обучения)
Преподавателя высшей квалификационной категории
Медовщиковой Татьяны Александровны.
Концертмейстер высшей квалификационной категории
Курасов Александр Николаевич
Курск, 2023 г.
Тема урока: «Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»
Дата проведения: 23.01.2023 г.
Цель урока: работа над освоением метроритмических, интонационных и текстовых особенностей песнен «А в кота-буркота» (колыбельная Курской области) и «Как пойду я на улицу» (плясовая Белгородской области, обр. И. Веретенникова) на основе применения наглядно-графического метода.
Задачи урока
Образовательные:
- исполнение ритмотекста куплетов песни на основе освоенной ранее ритмографики;
- использование и применение мотивов-формул песни в ходе работы над вариационностью мелодии куплетов.
Развивающие:
- развитие навыка самостоятельной подтекстовки куплетов песни, не прописанных в нотном материале;
- формирование умения вариационного развития мелодии песни на основе сочетания характерных интонационных мотивов.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к предмету;
- формирование понимания жанровых и стилевых особенностей изучаемой песни.
Тип урока: развивающий урок
Форма урока: индивидуальная
Методы и технологии обучения:
- словесный;
- наглядно-графический;
- практический;
- здоровьесберегающие.
Материально-техническое обеспечение урока:
Инструмент (ф-но, баян), ноутбук, проектор, зкран, видеокамера;
Дидактический материал: ритмосхемы куплетов песни, интонационно-графические карточки, ноты, текст, аудиозапись песни, презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент – 1-2 мин.
Объявление темы, цели и задач урока, представление ученика, класса и программы обучения, настрой на занятие.
- Основная часть. Актуализация знаний – 35 мин.
«Применение наглядно-графического метода в ходе разучивания и работы над исполнением народной песни»:
- Распевка – 5 мин.
- Работа над ритмотекстом песни «А в кота-буркота» и его диалектным произношением – 7 мин.
- Исполнение мелодических фраз-формул. Работа над их соединением в 1-6 куплетах песни «А в кота-буркота» – 8 мин.
- Самостоятельная работа обучающегося по исполнению 7-8 куплетов песни «А в кота-буркота» с использованием вариационного характера развития мелодии – 8 мин.
- Работа над ритмотекстом песни «Как пойду я на улицу». Исполнение песни на основе составленного ритмотекста- 7 мин.
- Подведение итогов урока – 2-3 мин.
Анализ урока, оценка, домашнее задание
Ход занятия:
Слайд 1
- Организационный момент
Сообщение темы, цели, задач урока.
Представление учащегося (ФИО, класс и программа обучения)
- Основная часть. Актуализация знаний – 35 мин.
Слайд 2-4
- Распевка – 5 мин. (приложение 1).
Данный этап урока призван не только настроить голосовой аппарат учащегося к вокальной работе, но и подготовить его к нужным интонационным мотивам. Виды распевок подобраны с учетом мелодических построений, встречающихся в основном песенном материале
№ 1 – унисон (вверх по полутонам)
№ 2 – опевание основного тона (вниз по полутонам)
№ 3 – терция с заполнением в восходящем и нисходящем движении (вверх по полутонам)
При распевании учащегося следует избегать формального исполнения. Необходимо следить за интонационной точностью, объемным произношением гласных звуков: я(а), е(э), ё(о).
- Работа над ритмотекстом песни «А в кота-буркота» и его диалектным произношением – 7 мин. (приложение 2)
Данный этап демонстрирует вариант практического применения в работе наглядно-графического метода, как наиболее эффективного в работе с детьми. На доступном и понятном языке, при помощи картинок-схем, преподаватель визуализирует ритмотекст песни, показывает ее вариационность, что упрощает процесс ее освоения на начальном этапе.
Слайд 5
Погружение в тему – прослушивание аудиозаписи песни.
Слайд 6-8
Данное занятие является третьим уроком по разучиванию выбранной песни. Соответственно, знакомство с ее текстом и содержанием уже произошло ранее. В качестве проверки домашнего задания учащемуся предлагается исполнить ритмотекст 1-6 куплетов песни по картинкам-схемам. В процессе исполнения желательно добавить хлопки руками для выделения долей и создания ощущения четырехдольного размера.
Преподавателю необходимо корректировать и исправлять допущенные ребенком ошибки (ритмические, артикуляционные), добиваясь в конечном итоге точного исполнения. При успешном выполнении этого задания, можно предложить учащемуся прочитать ритмотекст наизусть, чтобы выявить хорошо усвоенный материал и понять перспективы дальнейшей работы.
- Исполнение мелодических фраз-формул. Работа над их соединением в 1-6 куплетах песни «А в кота-буркота» – 8 мин.
В продолжение применения наглядно-графического метода, следующий этап урока предполагает переход от ритмического к звуковысотному аспекту освоения музыкального материала.
Мелодия песни основывается на нескольких коротких мотивах в их различных сочетаниях: восходящие и нисходящие терцовые ходы (I – III или III - I), поступенное движение в объеме большой терции (I-II-III или III-II-I), «покачивание» на 2 ступени мажорного лада (II-III-II-I).
Слайд 9
В начале, учащемуся предлагается вспомнить и исполнить мелодические мотивы-формулы на нейтральный звук «А» по опорным карточкам-схемам (приложение 3).
Слайд 10-15
Затем учащемуся дается задание спеть 1-6 куплеты, разученные на уроках ранее, используя нотно-графические схемы (приложение 4). Преподавателю, так же, как и на предыдущем этапе, необходимо следить за точностью исполнения, корректируя и исправляя допущенные интонационные неточности.
- Самостоятельная работа обучающегося по исполнению 7-9 куплетов на основе вариационного характера развития – 8 мин.
Итогом всего занятия является самостоятельная творческая работа учащегося, на основе полученных ранее умений и навыков, позволяющая оценить их сформированность.
Слайд 16-17 (18)
Учащемуся предлагается самостоятельно исполнить ритмотекст 7-8 куплетов, зафиксировав его на картинке-схеме (приложение 5).
Слайд 19
На основе этой работы продумывается и выполняется нотно-графический рисунок этих же куплетов. Таким образом, должен появиться вариант исполнения последних куплетов песни, отсутствующий в нотном изложении (приложение 6).
Следует учесть тот факт, что при выполнении подобных заданий, дети опасаются сочетать все фразы-формулы, что может привести к однообразному, монотонному исполнению. Действия преподавателя на данном этапе должны быть направлены на преодоление этих трудностей. Вполне допускается сотворчество учителя и ученика, что позволит достичь более качественного результата.
Слайд 20
В случае успешного исполнения, желательно выполнить аудиозапись песни (по нотному тексту – приложение 7) на диктофон мобильного телефона для последующей домашней работы.
Слайд 21
- Работа над ритмотекстом песни «Как пойду я на улицу» (приложение 8) – 7 мин.:
- исполнение 1 куплета (проверка домашнего задания);
Слайд 22
- составление ритмотекста 2-3 куплетов по картинке-схеме (приложение 9)
- исполнение песни на основе составленного ритмотекста, запись аудиофайла.
- Подведение итогов урока – 2-3 мин.
В завершении урока преподавателю необходимо проанализировать урок, отметить то, что получилось, сказать о дальнейших перспективах, оценить работу учащегося.
Домашнее задание призвано закрепить полученные на уроке знания, умения и навыки.
1. «А в кота-буркота»:
- прослушать аудиозапись песни;
- учить наизусть ритмотекст 1-6 куплетов, читать по картинке-схеме 7-8 куплеты, составить самостоятельно ритмотекст 9 куплета;
- петь песню по нотно-графическим схемам с аудиозаписью;
2. «Как пойду я на улицу»:
- читать по ритмосхемам 1-3 куплеты, составить самостоятельно ритмотекст 4 куплета;
- петь песню по ритмосхемам с аудиозаписью.
Слайд 23
Список используемой литературы
- Веретенников И.И. Народные песни Белгородской области: Обработки для детского сольного пения. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2017. – 58 стр., ноты.
- Щёгалев В.В., Толстопятых Е.И.. Экспедиционная тетрадь «Фольклорные песни приграничья Сумской и Курской областей»., выпуск 10., Курск, ОДНТ, 2011, 144 с.
- Лобанов М.А.. Этносольфеджио. Учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений с приложением на CD и тетрадью для занятий. – Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.
Приложение к уроку | Презентация к уроку |