Методическая разработка «Предпосылки успешного выступления на сцене юных пианистов"
Участие в концертах – это главная составляющая обучения юных музыкантов, и важное, радостное событие в жизни детей и их родителей. Это величайший стимул для дальнейших занятий. Важная и трудная задача – прививать ученикам желание играть на сцене для публики, бороться с волнением, приобретать сценический опыт. С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – представляет собой музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно.
Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки к выходу на сцену, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся, преподавателей и даже известных пианистов-исполнителей.
Задача данной методической разработки – обобщить наиболее эффективные методы, способствующие достижению успеха при подготовке к выступлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 52.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЦЕНЕ ЮНЫХ ПИАНИСТОВ»
Киселёва Елена Геннадьевна преподаватель Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Свирска» г. Свирск |
Содержание
#1042;ведение
2. Основная часть
- Роль начального этапа обучения
-Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия
- Критерии готовности учащихся при выступлении перед публикой
- Подготовка к выступлению
- Психологические особенности
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
Участие в концертах – это главная составляющая обучения юных музыкантов, и важное, радостное событие в жизни детей и их родителей. Это величайший стимул для дальнейших занятий. Важная и трудная задача – прививать ученикам желание играть на сцене для публики, бороться с волнением, приобретать сценический опыт. С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – представляет собой музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно.
Концертное выступление - итог длительной, кропотливой работы каждого исполнителя. На сцене нужно уметь сосредоточиться, собраться и донести до слушателя замысел композитора, свои эмоции, чувства и переживания, связанные с воплощением произведения в жизнь. Это очень важный и ответственный момент, поэтому он в большей или меньшей степени сопряжен с волнением.
Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки к выходу на сцену, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся, преподавателей и даже известных пианистов-исполнителей.
Причиной волнения выдающихся музыкантов может быть высокое чувство ответственности и возрастающей требовательности к своему исполнению, ведь каждое произведение, исполняемое на сцене, переживается музыкантом, как целая жизнь, он увлекает за собой слушателей в мир своих представлений и ощущений. Исполнитель является проводником от композитора к слушателю, связующим звеном эпох и поколений.
Нелегко воплотить в жизнь столь сложные задачи, особенно юным артистам, поэтому для многих учащихся публичное выступление является далеко не простым делом. Нередко волнение способствует большей яркости исполнения, но во многих случаях оно сказывается отрицательно, что проявляется по-разному.
Некоторые учащиеся исполняют произведения скованно, формально; у других - это приобретает нарочитый, искусственный характер. Волнение часто приводит к потере текста, запинкам, остановкам и т.д. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.
Именно поэтому, тема подготовки к выступлению учащихся фортепианного отделения актуальна и занимает огромное внимание многих авторов в области музыкальной педагогики и психологии.
Задача данной методической разработки – обобщить наиболее эффективные методы, способствующие достижению успеха при подготовке к выступлению.
2. Основная часть
Роль начального этапа обучения
Музыкальное исполнительство давно уже стало отдельной областью музыкального искусства, дав миру превосходных музыкантов. Музыка способна выражать философские раздумья о смысле жизни, передавать состояние любования природой, влюбленности, трагической безысходности или надежды. Исполнитель призван доносить музыку до слушателя. Его роль заключается не только в удовлетворении художественного вкуса публики, но и в его дальнейшем развитии.
Работу музыканта – исполнителя называют творческой. Исполнитель, воспроизводя нотную запись, интерпретирует, то есть по – своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Можно играть чуть громче и чуть тише, чуть медленнее и быстрее, можно играть резче и мягче, лиричнее и экспрессивнее, можно по - своему расставлять акценты, делать свою фразировку. Все это зависит от исполнителя – от его понимания произведения, и даже от его настроения. От того, как он себя чувствует, насколько волнуется — зависит характер данного исполнения, его успех или неудача. Одним из немаловажных отрицательных субъективных факторов, тормозящих, а иногда и совершенно парализующих творчество музыкального исполнителя, является так называемая артистическая лихорадка.
Никогда нельзя предугадать, какой сюрприз готовит исполнителю сцена. Артист должен быть человеком, готовым к любым неожиданностям, подстерегающим его во время исполнения. И если такой сюрприз случиться, он не должен терять самообладание; нужно направить волю и желание, не давая волнению захлестнуть себя, чтобы выйти из неприятного положения. Хотя чрезмерное волнение мешает, но и излишнее спокойствие - плохо. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.
Можно ли воспитать эстрадную выдержку и овладеть оптимальным эстрадным самочувствием? И. Гофман, Г. Нейгауз считали, что можно управлять своим волнением. Гофман полагал, что нервозность можно преодолеть « силой воли и упорной тренировкой».
Однако речь должна идти не борьбе с волнением и его устранением, а о приспособлении играющего к особым условиям выступления перед публикой и сопутствующего ему волнения. Как приспосабливается верхолаз к работе на большой высоте, как адаптируются люди, живущие в тяжелых климатических условиях.
Формирование музыкального вкуса, общей культуры учащихся исполнительских отделений, приобщение к искусству начинается с первого знакомства с инструментом. Педагог должен заинтересовать, вдохновить своего воспитанника, вовлечь в страну «Музыки». Навыки публичных выступлений ребёнок приобретает уже в первый год обучения. После того, как уверенно выучены 1-2 пьесы достаточно интересного художественного содержания, можно поиграть их для знакомых людей и в знакомой обстановке, в классе или дома. Слушателями становятся ученики, приходящие на предыдущий или последующий урок, знакомая учительница из соседнего класса, родители, родственники, друзья. Ребёнок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Это ещё не настоящие концерты, но для малыша - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сыграть.
Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Для начинающего музыканта концерт всегда должен праздником: нарядный костюм, приподнятое настроение, торжественная атмосфера. Концерт – это итог проделанной работы, и он обязательно должен нести радость! Это словно праздничный торт, так кропотливо и старательно выпекаемый мамой, и чем сложнее была работа, тем вкуснее будет результат.
Выступление юных музыкантов проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил её в своём портфолио. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей и дома отметить это событие. Всё это создаёт приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой, с нетерпением готовиться к следующему выступлению и радовать своей игрой преподавателя, родителей и всех слушателей.
Психологическая проблема выступлений перед публикой во многом является сугубо педагогической, ведь именно педагог воспитывает правильное отношение ученика к концертной деятельности.
На мой взгляд, не нужно приучать ребёнка с самого начала к тому, что выступление – это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед слушателем, перед самим собой и своим педагогом. Подобный настрой нередко порождает страх перед возложенной ответственностью, чрезмерное старание, и, как правило, потери в игре. Ребёнку гораздо проще выходить на сцену с лёгкостью, зная, что никто не застрахован от ошибок, и, независимо от результата, педагог всегда найдёт, за что его похвалить.
Эстрадное волнение имеет возрастные особенности. Как правило, дети младшего школьного возраста, у которых ещё не сформировалось самосознание, не проявляют ярко выраженных признаков волнения, а сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н.А.Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» (Г.Нейгауз). И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова.
Ребёнок во многом связан с естественным механизмом копирования действий других людей. Эту закономерность можно с успехом использовать в ходе предварительной подготовки ученика к концерту. Важно, чтобы он прошел через все возможные стадии подготовительного процесса: сначала видел своих сверстников на сцене, затем сам выступал в составе небольшого ансамбля, а уже в последствии, несколько «обжив» сцену, появился на ней один – в качестве солиста.
Внутреннее спокойствие – обязательное условие творчества.
Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Десятилетиями педагоги давали один и тот же совет: «Играйте больше при публике!». Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию. И методы эти разнообразны.
Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде, чем вынести произведение на концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности:
- Умение сознательно управлять игрой.
- Умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии.
- Исчезновение представлений о технических трудностях.
- Появление импровизационной свободы.
- Возможность эмоционального «проживания» своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры.
- Способность регулировать психическое состояние (Л. Бочкарев).
Психика каждого музыканта, его одаренность сугубо индивидуальны, поэтому единого «рецепта» преодоления сценического волнения для всех нет и быть не может. Каждый исполнитель должен выработать свою систему психологической подготовки к концертному выступлению.
Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия
Исполнитель – музыкант достигает своей цели, если ему удается подвести слушателей к открытию нового, к пониманию ранее не осознанного ими. Тогда слушатели приходят к тем эмоциональным выводам, которые представляют собой сверхзадачу исполнителя. Исполнительское искусство неразрывно связано с искусством педагогическим.
Педагог создаёт исполнителя будущего – художника, который создает духовные ценности для слушателя, формирует особое состояние души в состоянии оптимального сценического самочувствия. А создать это самочувствие, в большинстве случаев, может и должен сам исполнитель, исходя из личного опыта и опыта других концертных исполнителей. Волнение, связанное с публичным выступлением, может иметь место не только во время самого исполнения при слушателях, но иногда и задолго до этого выступления.
Особенно часто сценическому волнению подвержены начинающие исполнители – это учащиеся музыкальных школ. Чтобы концертные выступления приносили радость, нужно, чтобы они были удачными. И, здесь, кроме психологических факторов, важен весь процесс занятий:
- выбор программы,
- методы работы над произведениями, направленные на достижение стабильности.
Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижают требовательность и самокритичность у ученика, и преподавателя. Интересная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Завышение программы преподавателем также сказывается на сценическом самочувствии учащегося. «Завышенная программа» (выражение, бытующее в педагогической практике) обречена на неудачу.
Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах.
Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль.
Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украсит любую концертную программу. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой работы, едиными художественными задачами, общим порывом.
Л. Баренбойм выделил пять основных компонентов элементарного комплекса музыкальных навыков: переживание музыки; музыкальный слух; чувство музыкального ритма; умение сосредоточенно «наблюдать» за течением музыки; навыки и умение «читать музыку». К этим компонентам можно добавить ещё развитие музыкальной памяти. В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более сложной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Ведь сценическое волнение в большей степени связано со страхом «забывания текста». И мне хотелось бы остановиться на ней поподробнее.
Музыкальная память и способы её развития как средство
преодоления сценического волнения.
Люди различаются как по качеству памяти, так и по её силе. Один может запомнить пьесу более или менее полно, только лишь прослушав или проиграв её; другому для запоминания той же пьесы требуются недели. Но память того, кто учит быстро, может оказаться менее точной и цепкой, чем память «работяги», который впитывает музыку постепенно, пока она действительно не сделается частью его самого. Этот процесс постепенного впитывания позволяет сделать интересные открытия, касающиеся самой музыки, её интерпретации, и таким образом тот, кто учит медленно, может оказаться в большем выигрыше.
Л.Маккиннон, считает, что музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый человек,- это память уха, глаза, прикосновения и движения.
Для развития музыкальной памяти большое значение имеет предварительный анализ произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. Понимание логики развития музыкального произведения очень важно для его запоминания. Действие по запоминанию информации сначала формируется как действие познавательное, которое затем уже используется как способ произвольного запоминания. Формирование процессов понимания как специально организованных действий, является начальным этапом развития произвольной логической памяти.
Критерии готовности учащихся к публичному выступлению
Когда произведение можно считать готовым к исполнению в концерте? Обычно методисты выделяют несколько стадий в работе над произведением.
Первый период - разбор произведения, ознакомление со стилевыми особенностями, выразительными средствами. Второй период, где происходит дробление целого, уточняются функции и пропорции частей, выявляются все детали исполнения. В третьем периоде достигается оптимальная художественная выразительность исполнения. Обычно в конце этого периода произведение считается «готовым» к исполнению и выносится на концерт. Но и на данной стадии оно всё же остается достаточно «сырым».
Владимир Софроницкий ( русский пианист и педагог) вспоминал, что Сергей Рахманинов (великий русский композитор, пианист и дирижёр) обычно поступал так: «Два месяца учил программу, потом месяц отдыхал от неё, играя только упражнения, и выходил на сцену, не повторяя программы». При таком методе произведение остаётся в подсознании и, мысленно проигрываясь, «дорабатываясь», начинает приобретать идеальную форму.
По мере овладения подготавливаемой программой у учащихся должна возрастать психологическая сторона готовности к выступлению перед публикой. В.Н. Григорьев выделяет здесь следующие моменты:
- заметно улучшается знание текста и ориентация в нём;
- появляется желание сыграть произведение на концерте;
- постепенно исчезают психические состояния сомнения, неуверенности, тревоги за судьбу предстоящего выступления;
- текст пьесы всё легче «проигрывается» внутренним слухом, возрастает яркость представлений о её звучании.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося, как положительное влияние, так и отрицательное, дезорганизующее, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как следствие – ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка.
Для успешного протекания процесса формирования игровых движений, сохранения основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психологические состояния как: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность. При этом следует учитывать и возраст учащихся. Например, младшие школьники волнуются в меньшей степени, так как у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Для учащихся младших классов (6-9лет) выступление в концерте ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными в детстве от посещения утренников в детском саду.
У детей 9-11 лет при наличии общих свойств, появляются новые личностные качества, и их исполнительская деятельность приобретает новый смысл. Это проявляется в их отношении к учебно-исполнительской деятельности, ее мотивации, особенностях предконцертных состояний и поведения. Так, у многих из них появляется интерес к выяснению содержания произведения, критерии исполнительской деятельности, интерес к ее внутреннему аспекту. Хотя основной мотив выступлений у большинства детей связан со стремлением к высокой оценке, в то же время в их суждениях проявляется склонность к анализу качественных сторон своего исполнения. Их потребности чаще соответствуют реальным возможностям.
Они уже лучше разбираются в своем состоянии и нередко правильно отмечают его физиологические признаки («стучит сильно сердце»; «всё внутри сжимается»). Эти новые личностные качества указывают на формирование к концу младшего школьного возраста некоторых собственно исполнительских свойств, качеств и навыков, проявление в предконцертном состоянии детей интеллектуального компонента. Поэтому возраст 9-11 лет можно считать наиболее благоприятным периодом для целенаправленного педагогического воздействия на ученика с целью развития и формирования необходимых форм поведения и его организации.
В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закрепленные в подростковом возрасте. Устойчивость психики, сформировавшийся уровень притязаний и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формируют комплекс эстрадных переживаний и заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои эстрадные качества.
Но хотелось бы подробней остановиться на том, что причиной излишнего волнения и потери самообладания исполнителем, является отсутствие или неполное владение комплексом необходимых исполнителю профессиональных навыков. И. Гофман выделил четыре способа запоминания музыкального произведения:
- работа с текстом произведения без инструмента,
- работа с текстом произведения за инструментом,
- работа над произведением без текста, то есть игра наизусть,
- работа без инструмента и без нот – наиболее трудный способ работы над произведением.
Подготовка к выступлению
Факторы привития навыков сценического самочувствия исполнителя условно можно подразделить на три группы:
1. Равномерное развитие профессиональных навыков, образующих комплекс полноценности исполнителя. Оно включает в себя последовательность обучения, то есть своевременную подачу учебного материала. При этом необходимо учитывать физиологические и психические свойства личности учащегося.
2. Формирование положительного состояния психики исполнителя перед публичным выступлением. Известно, что исполнитель-ребенок во время публичного выступления волнуется, как правило, гораздо меньше, чем участник концерта постарше, у которого сильнее напряжение, грозящее перейти в нервозность и панику перед выходом на сцену (или во время выступления). Психика здорового ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций (радость в игре со сверстниками, радость общения с родителями, радость новому – узнанному и т. д.). Такая положительная направленность психики обучающегося ребёнка – серьезная предпосылка для формирования глубокой постоянной удовлетворенности от собственной игры на инструменте, от «общения» с новой музыкой и выступления на концерте. Важно развить и закрепить это чувство .
3. Реакция исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время концерта: температура и освещенность зала; цвет и форма окружающих предметов; сопутствующие звуки; мимолетная фальшь и так далее. Важно научить ученика не придавать этому огромного значения, ведь главное в выступлении – сохранить течение музыки.
Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на сцене растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде.
Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе. Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания музыкального образа.
Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причём сначала пусть садятся за инструмент более сильные и смелые.
Перед проигрыванием пьесы целиком должна быть установка на единичное исполнение, пусть ученик почувствует свободу и ответственность. Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.
Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон.
В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления.
Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов. Перед выступлением педагог не должен загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, прочувствовать темп на коленях и начать произведение в нужном характере.
После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять.
Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. В связи с этим можно привести примеры из истории. Например, игра Антон Григорьевича Рубинштейна в его поздние годы была не лишена некоторых шероховатостей. Но от этого не уменьшалась огромная сила её художественного воздействия на публику.
Психологические особенности
Роль педагога является неотъемлемой в подготовки своего ученика к концертному выступлению. Индивидуальные особенности и даже привычки учащегося играют важную роль в «настройке» эмоционального состояния в период подготовки к выступлению.
Педагог должен очень хорошо знать характер, склад психики своих воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению. Работу по воспитанию сценического самочувствия нужно начинать с начальных классов обучения. Начиная с младшего возраста происходит процесс формирования тех качеств, которые станут в дальнейшем основой личности музыканта. И педагог и его воспитанник должны быть твердо убеждены в том, что для любого вида деятельности непременным условием является отличное владение инструментом, немыслимое без решения широкого комплекса задач – от профессионального овладения техникой игры на инструменте до глубокого интеллектуального постижения логики музыкального развития исполняемого произведения. Сюда входит и привитие известных навыков артистизма, в том числе – воспитание сценического самочувствия.
Оценка педагогом выступления ученика имеет особую важность в период первоначального обучения игре на инструменте и первых публичных выступлений учащегося, так как она формирует будущую исполнительскую самооценку, Первое выступление перед слушателями производит на ребенка сильное, подчас неизгладимое впечатление. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать.
Чувство радости от сознания удачного исполнения или огорчения - от неудачного выступления, надолго запоминается и во многом может определить его отношение к будущей музыкальной деятельности. Та или иная неудача во время исполнения неизбежно приведет к появлению излишнего волнения на сцене. Повторные неудачные выступления закрепят связь «исполнение – волнение», превратят её в устойчивый рефлекс, и музыкант всегда будет волноваться, бояться сцены и публики даже при одной мысли о предстоящем выступлении.
Важный педагогический момент: педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность.
Ещё один важный «пред концертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных выхватываний коротких эпизодов и их поспешное проигрывание «для закрепления в памяти». Поэтому педагогу необходимо контролировать этот момент. Лучше направить учащегося на то, чтобы он внутренне собрался, представил себе темп, характер произведения.
Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова Маргерит .Лонг( французская пианистка): «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни».
Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.
Адекватность после концертной оценки исполнения отнюдь не снимет необходимости учета педагогом индивидуальных особенностей психики ученика. Речь не о том, чтобы «недохвалить» ученика, стремясь возбудить потребность в успехе, или «перехвалить» его, пытаясь успокоить после неудачного выступления. В любом случае оценка должна быть объективной, тактичной по форме и гибкой, с учетом индивидуальных особенностей восприятия её учеником.
Преподаватель, сам прошедший все испытания связанные с выступлением и волнением на сцене, понимает состояние учеников – путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется скованностью.
Решительность, энергия, самоконтроль – прямо и непосредственно связана с музыкально – исполнительской деятельностью. Музыканту необходимо наличие сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели.
Заключение
Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику.
Нужно верить в себя, нужно освободиться от страха и почувствовать, что публичное выступление это не только испытание на прочность, но и огромное удовольствие от общения с публикой. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является для юных музыкантов огромным стимулом для дальнейших интенсивных занятий музыкой.
Как показывает педагогический опыт, на исполнительских отделениях обучаются дети с разными музыкальными данными. И в основном все с огромным удовольствием выступают не только перед родителями и сверстниками, но и на городских мероприятиях, принимают активное участие в конкурсах, показывая отличные результаты. Главной задачей для преподавателя является воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, заложенный в годы обучения в музыкальной школе.
- Литература
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.1998г.
- Костюк Т. А. Методические рекомендации. «Психологическая подготовка к концертному выступлению. Братск, 2006 г.»
- Маккиннон Л. Игра наизусть. М.2000 г.
- Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной игры. М.1996 г.
- Петрушин В. Музыкальная психология. М. 1997г
Приложение 1
Памятка учащимся ДМШ при подготовке к концертному выступлению
- Не менять привычный режим дня;
- Заниматься не намного больше, чем обычно;
- Полезны прогулки, необходим полноценный сон;
- В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния;
- Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу;
- Полезно просмотреть произведение по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления;
- Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение;
- Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере;
- После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей.
Преподаватель Киселёва Е.Г.