Современные методы развития вокального мастерства учащихся
Доклад на тему:«Современные методы развития вокального мастерства учащихся» преподавателя вокала МАУ ДО "Курумканская ДШИ" Аюшеевой С.Ц. прозвучал на Методическом семинаре преподавателей детских школ искусств Баргузинского и Курумканского районов "Поиск и внедрение эффективных форм методической и практической работы для реализации образовательных программ ДШИ". Здесь говорится о том, какие технологии преподаватель применяет на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАУ ДО "Курумканская детская школа искусств"
Методический семинар преподавателей детских школ искусств Баргузинского и Курумканского районов
"Поиск и внедрение эффективных форм методической и практической работы для реализации образовательных программ ДШИ"
Доклад на тему:
«Современные методы развития вокального мастерства учащихся»
Преподаватель МАУ ДО
"Курумканская ДШИ"
Аюшеева Светлана Цыбиктуровна
2023 г.
Введение
Вокал (или пение) – самое древнее музыкальное искусство. «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н.А.)
Сольное пение – это величайшее искусство. Оно не только помогает, так как развивает весь организм, а именно: развивает голосовой аппарат, да и всю дыхательную систему, помогает увеличить объем легких, за счет чего организм получает больше кислорода и эффективней работает, но и развивает самобытность ребенка, его личность. Как указывала в своей работе Г.П. Стулова «Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития»
В детских школах искусств учебные программы по сольному пению имеют определенные цели, задачи, принципы. Все они сходятся к тому, что нужно развивать у ребенка, слух, ритм интонацию, а так же способствовать формированию гармоничного развития личности ребенка, его творческого потенциала. Преподавателю сольного пения предъявляются следующие требования и задачи:
- развитие общей и музыкальной культуры учеников;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие вокальных данных;
- охрана детского голоса;
- правильный подбор репертуара, учитывая диапазон и возможности голосового аппарата ученика;
- овладение учащимися приемами исполнительского мастерства.
Основная часть
Основной принцип педагогической деятельности, который я использую в своей работе – это личностно-ориентированный подход, это принцип, который отражается в глубоком изучении и знании всех сторон личности ученика, его возможностей, особенностей, идеалов, потребностей. Я стараюсь воздействовать на душу ребенка, повысить его мотивацию к общению с музыкальным искусством, эмоциональному восприятию. А также использую принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности, чтобы дать возможность ребенку проявить себя, раскрыть свои природные способности. Создание образовательно-воспитательной среды – главное условие, обеспечивающее гармоничное развитие личности ребёнка.
Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности. Современный подход в обучения вокалу в дополнительном образовании главным образом это - развитии познавательных способностей и стимулирование на занятиях вокалом мышления ученика, понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей, а ведь еще не так давно считалось что на уроке по вокалу ученик должен усвоить определенный объем знаний и информации.
Выпускник вокального класса в наше время должен овладеть системой теоретических и практических знаний, уметь применять современные технические средства обучения. Поэтому совершенствование методики обучения пению всегда будет считаться актуальной музыкально-педагогической задачей. В своей работе я использую следующие технологии: информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), личностно - ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, импровизация, портфолио. Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Над некоторыми критериями хотелось остановиться подробнее.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал педагог в наше время ему необходимо повышение собственной грамотности в области информационно-коммуникативных технологий; знание хотя бы простейших компьютерных программ и использование на их основе современных педагогических технологий. На сегодня компьютерные технологии – динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её преимущества? В возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет; в интегрировании обычного учебного занятия с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей; в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Игровые технологии.
Направлены для активизации и интенсификации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания. Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают двигательные способности, воображение и творчество.
Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изученного материала, делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом контингент.
Коллективно-творческая деятельность с использованием музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, стимулируют фантазию ребенка, живость воображения. Игровая форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций, попевок с ассоциативным набором животных и явлений природы, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов;
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке). Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц, подготовка дыхательной системы, упражнения для ощущения интонации, скороговорки и т.д.
Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе.
Работа в классе способствует созданию гуманистических взаимоотношений между учащимися.
Применяя современные педагогические технологии на уроках вокального исполнительства, позволяют достигать высоких результатов в конкурсной деятельности, чувствовать «ситуацию успеха» и продолжать с интересом развиваться в данном направлении.
Помимо внедрения выше сказанных технологии, активно применяются и реализуются «Инновационные и традиционные технологии в работе с учащимися.
Традиционная культура за многие века сконцентрировала в себе общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия и образца. Идеалы добра, справедливости, красоты и нравственности, заложенные в ней, способствуют формированию основополагающих качеств человеческой личности.
В настоящее время образование совершенствуется за счет новых педагогических технологий, методик и учебного оборудования, однако в «народной педагогике» присутствуют многие принципы и методы, которые рассматриваются современностью, как инновационные.
Народную традиционную песню невозможно заменить ничем, особенно на начальном этапе развития и воспитания ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве практически невозможно восполнить в последующие годы, ведь музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на формирование эмоциональной сферы, развития мышления, воспитание чувства прекрасного и чуткость к красоте в искусстве и жизни. Музыкальный фольклор даёт уникальную возможность овладевать родной речью, одновременно впитывая и родной музыкальный язык. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию.
Таким образом, выше сказанные инновационные формы и методы работы с учащимися, несомненно, побуждают детей к творчеству, расширяют возможности современного образовательного процесса.
Заключение
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя детской школы искусств – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется преподаватель ДШИ. Это и есть смысл его творческого труда.