ДОП "Музыкальный инструмент-скрипка" (1 год).Программа наставничества "Ступенька творчества" (1 год)

Мальцева Татьяна Геннадьевна

Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программы416.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

K:\Аттестация 23г скан\Программы\Scan.jpg

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                3

II. Учебный план__________________________________________12                         

III. Рабочая программа I года обучения______________________13       

IV. Содержание программы________________________________18     

V. Формы и методы контроля. Критерии_____________________22       

VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 24

       

        I. Пояснительная записка

Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях – является воспитание гармонично развитой личности. В реализации данных задач является приобщение детей к прекрасному, к музыке.

Музыка - одно из самых ярких средств в воспитании ребенка. Музыка открывает перед ребенком мир прекрасного, мир добра и красоты.

Наилучшей формой развития музыкальных способностей детей являются занятия в музыкальной школе или школе искусств. Здесь, в процессе обучения можно увидеть природные способности ребенка, что очень важно.

В музыкальном воспитании учащихся подготовительного периода, огромную роль играют занятия на скрипке, где закладывается фундамент будущего мастерства. Педагогическая работа по налаживанию постановки должна вестись тщательно и последовательно, без торопливости.

На начальном периоде занятий, нужно добиваться, чтобы ученик с первых шагов принимал сознательное участие в этой работе. Нужно прививать навыки двигательного самоконтроля. Эти навыки вырабатываются постепенно, с помощью специально разработанных упражнений.

Важную роль должна сыграть перестройка преподавания, опираясь на закон об образовании № 122ФЗ от 22 августа 2004 г. и на многолетние традиции академического образования с использованием новых современных методов, достижений педагогики, способствующих развитию интереса к музыке и раскрепощению творческих сил ученика. Актуальность данной программы в том, что она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей и типовой программы «Музыкальный инструмент (скрипка) для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ». Министерство культуры РФ Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. - М., 2003., «Комплексная программа по классу скрипки». Научно-методический центр по художественному образованию. – М., 2008. укрепления струнно-смычкового отделения ДМШ. Он является своего рода испытательным сроком в условиях занятий в классе по специальности, который более точно, чем приёмные испытания и прослушивания, может дать представление о музыкальных и физических данных учащихся, а также выявляет его исполнительские возможности. Одной из задач школы является эстетическое воспитание учащихся музыкальной школы и их родителей, а также участие в воспитании ребят из детских садов, учащихся образовательных школ, откуда мы берём новое пополнение. Эта работа приносит огромную пользу, как развитию художественной культуры окружающих, так и совершенствованию воспитательной работы в самой музыкальной школе. Учащиеся класса скрипки, вовлечённые в эту работу, становятся активными слушателями и участниками художественной самодеятельности, а наиболее одарённые – профессиональными музыкантами.

Осуществлению этой работы в последние годы мешают определённые трудности: при приёме детей в музыкальную школу заметно, что дети слабее готовы к новизне образовательной программы. Психологические особенности детей 5–8 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки по данной программе в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игру на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т.д. Творческая игровая атмосфера занятий по данной программе предполагает активное участие ученика в учебном процессе и можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, игра на скрипке решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной форме. Радость и удовольствие от игры индивидуально и в ансамбле с первых дней, психологический комфорт - залог интереса к игре на скрипке и успешного развития юного скрипача. За время обучения по данной программе дети знакомятся с произведениями отечественных и зарубежных композиторов, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира, написанными специально для малышей, разучивая и исполняя их. Кроме того, приобретают ранний опыт сценического выступления.

Особенностью данной образовательной программы является выявить склонности самого ребёнка к тому или иному инструменту, к выбору будущей специальности. Помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка, глубже оценить его музыкальные и физические данные, состояние его здоровья. Отличительные особенности программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей 5-8 лет и обучению соразмерно личной индивидуальности. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие различных видов деятельности: игры на инструменте, слушания музыки, сказки, литературы, живописи, игры, элементов танца.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы художественная

Уровень освоения – стартовый

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так как не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение или не проходят вступительные испытания.

Актуальность в том, что данная программа позволяет всем желающим получить не только навыки формирования игрового аппарата, но и  эстетическое развитие и воспитание, а также подготовиться к следующей ступени музыкального образования в школе искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании могут перейти на предпрофессиональную или общеразвивающую программу.

Адресат программы: обучающиеся: 5 – 8 лет. Именно в этом возрасте у детей формируется устойчивый интерес к творческой деятельности. Чтобы у ребёнка не складывалось отрицательное отношение к предмету, урок нужно проводить в игровой форме, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного.

Однако учащиеся младших классов не обладают высокой работоспособностью, поэтому от педагога требуется умение интересно вести занятия, использовать разные методы и формы игровых технологий, а главное любить маленьких детей. Нужно следить за настроением детей, не допускать утомления, скуки, всё время чередовать активные и пассивные формы работы, следя за дисциплиной в классе, в то же время не сковывать инициативу детей, а стараться создать радостную творческую обстановку. Эмоциональная реакция детей служит раскрытию и выявлению их творческих способностей. На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития, что способствует положительному обучению в музыкальной школе. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и ответственное отношение младших школьников к обучению.

Объем программы – 34 часов. Срок реализации – 1 год.

 Цель: подготовить детей к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладевать ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме.

Задачи:

образовательные:

  •  приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения;
  • освоение музыкальной грамоты, необходимой для элементарного владения инструментом (скрипка) в пределах программы учебного предмета.
  • обучение первоначальным навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа при музицировании.

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, артистизма;
  • развитие интереса и любви к музыкальному искусству в целом;
  • приобретение опыта творческой деятельности и концертных  выступлений.

воспитательные:

  • воспитание активного слушателя, любящего музыкальное искусство;
  • воспитание музыкального вкуса;
  • формирования самостоятельности.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании прослушивания определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – индивидуальный урок продолжительностью 30 минут. Проводится 1 раза в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Год обучения

1-й год

Полугодия

1

2

Количество недель

15

19

Аудиторные занятия

15

19

34

Максимальная учебная нагрузка

15

19

34

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно- слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- игровой (в форме игры с начинающими скрипачами);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).

Технологии:

- музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждающие детей к проявлениям различных форм речевой, двигательной, эстетической активности.

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;

- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;

- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;

- информационные, использование современных средств в процессе обучения.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

Основное:

- хорошо проветриваемый класс;

- фортепиано;

-  ноты;

- пюпитр для нот.

Дополнительное:

-  CD, DVD проигрыватель;

- дидактический материал;

- бумага, фломастеры для рисования;

Размеры скрипок подбираются по антропометрическим параметрам: 1/8, 1/4, ½.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель.

Планируемые результаты

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  •  исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;
  •  использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа;
  •  самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения и читать с листа;  
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;
  • обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;

- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;

- формирование эмоционального исполнения движения.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

II. Учебный план

1 год обучения

Тема

всего

теория

практика

11

Знакомство с инструментом

1

1

22

Пение

2

2

33

Постановка

10

10

44

Нотная грамота

8

5

3

55

Слушание музыки

1

1

66

Работа над репертуаром

10

10

77

Творческие задания

2

2

88

Всего

34

6

28

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Скрипка»

(I год обучения)

Рабочая программа I года обучения

Задачи

Образовательные:

  •  Приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения;
  • Освоение музыкальной грамоты, необходимой для элементарного владения инструментом (скрипка) в пределах программы учебного предмета.
  • Обучение первоначальным навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа при музицировании.

Развивающие:

  • Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, артистизма;
  • Развитие интереса и любви к музыкальному искусству в целом;
  • Приобретение опыта творческой деятельности и концертных  выступлений.

Воспитательные:

  • Воспитание активного слушателя, любящего музыкальное искусство.

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать эстетические взгляды и нравственные установки;

- воспитывать волевые качества личности – силы, выносливости, ловкости, координации.

Планируемые результаты

По завершению курса обучения ребенок будет:

- иметь представление об элементах музыкальной грамоты и музыкальном инструменте – скрипка;

- исполнять, чисто интонируя, несложные пьесы в первой позиции, соблюдая их

ритмический характер;

- читать с листа простейшие мелодии;

- уметь различать лад музыкального произведения, изменение динамики исполнения;

- у ребенка будут сформированы начальные навыки игры на скрипке, устойчивый интерес к миру музыки;

- расширится и обогатится кругозор ребенка;

- обогатится словарный запас;

- получит опыт сольного и коллективного концертного выступления;

- научится управлять своими эмоциями и разовьет свои волевые качества.

Итоговая аттестация не предусмотрена. В течение года педагог работает в режиме открытых дверей для родителей, в конце каждой четверти проводит контрольные уроки для проверки усвоения пройденного материала. В конце обучения проводится прослушивание, где учащийся исполняет 2 разнохарактерных произведения.

Метапредметные результаты:

- умение эмоционально исполнять движения;

- умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;

- желание трудолюбия.

Учебный материал

I года обучения

Развитие музыкально- слуховых представлений. Работа над интонацией, ритмом, памятью, изучение штрихов ДЕТАШЕ, ЛЕГАТО 2  МАРТЛЕ .

Простейшие виды распределения смычка, соединение струн. Разучивание в течение года 6 -8 разнохарактерных произведений. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Темпы освоения инструментального материала определяются педагогом в зависимости от степени одаренности, работоспособности и мышечной управляемости ученика.

Примерный перечень произведений:

Л.Гуревич  Н.Зимина:  

  • «Баба-Яга»;
  •  « Кошкин дом»;
  •  «Мамочка милая»;
  • «Петушок»;
  • «Я иду с цветами»;
  • «У кота воркота»;
  • «Тигрёнок»;
  • «Сорока»;
  • «Лиса по лесу ходила»

М.Магиденко :

- «Петушок»

Особенности организации образовательного процесса

Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. В зависимости от возрастных особенностей учащихся и их психофизиологической готовности заниматься запланированными видами деятельности, содержание тем может варьироваться и дополняться.

Организация самостоятельных занятий

Контрольный урок, открытое занятие в форме концерта или спектакля. Контроль над развитием умений и навыков дошкольников строится на творческих заданиях. Формами контроля над развитием исполнительских, творческих навыков, учащихся являются музыкальные композиции и игры, участвуя в которых, дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях. На занятиях  происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития, что способствует положительному обучению в музыкальной школе.

IV. Содержание программы

1.Формирование музыкально-художественных представлений происходит в течении всего срока обучения в школе. Перед началом учебного процесса следует ввести ребёнка в мир музыки, приобщить его к работе класса путём слушания произведений в исполнении других учеников или преподавателя, посещения различных концертов с последующим обсуждением. Всё это прививает любовь к инструменту и повышает интерес к занятиям.

Расширению кругозора ребёнка способствует разучивание народных и детских песенок, пропевание их голосом для ознакомления или последующего исполнения на инструменте.

Эффективным методом работы для формирования музыкально-художественных представлений является беседа о прослушанном произведении или разучиваемой пьесе, а

также выявление характера произведения и подбор к нему стишка или рисунка. В процессе работы над развитием музыкальных способностей важно выявить потенциальные способности ученика и уровень его развития на данный момент. Исходя из этого надо вести целенаправленную работу по развитию слуха, ритма и музыкальной памяти.

1. Знакомство с инструментом

 История инструмента, название деталей. На первых уроках подбирается инструмент и принадлежности к нему. Для того чтобы избежать зажатости, следует выбрать оптимальный размер инструмента, определить высоту пульта. Тогда же следует объяснить ребёнку, как правильно обращаться и хранить инструмент.

2. Пение

Работа над развитием слуховых представлений заключается в пропевании небольших музыкальных пьес голосом со словами, а затем нотами. Запомнив пьесу, её следует подобрать по слуху на инструменте, а для закрепления изучаемой мелодии, можно прибегнуть к транспонированию её на другие струны.

3. Постановка

Работу с правой и левой рукой следует проводить отдельно, так как правая и левая руки имеют разную функцию, а координация между ними является сложным процессом и осваивается постепенно. В левой руке это упражнения для укрепления пальцев и освоения свободного падения их на струну, выполняемых при помощи преподавателя. Во избежание закрепления руки в одной позиции, необходимо как можно раньше ввести игровые упражнения по освоению движения рукой вдоль грифа. Следующий этап – это исполнение песенок щипком. Упражнения для правой руки также выполняются при помощи преподавателя. Упражнения смычком до первого звукоизвлечения дают ученику возможность осознать величину и вес смычка. После таких упражнений, для ребёнка доступнее начинать играть серединой смычка, постепенно осваивая нижнюю и верхнюю половины, а затем, путём увеличения отрезка смычка играть целым. После того, как пьеска разобрана двумя руками отдельно, надо соединить движения рук. По мере усвоения материала, целесообразно изучать простейшие виды штрихов; деташе в нижней половине, в середине и в верхней половине смычка; легато до четырёх нот. В такой работе, выполняемой при помощи педагога, следует следить за качеством звука. В подготовительный период особенно важно следить за правильным и точным выполнением упражнений, так как в этот период закладываются первоначальные навыки постановки, которые трудно поддаются изменению. Главным помощником в учебном процессе является пианист-концертмейстер, он оказывает огромную поддержку маленькому музыканту – исполнителю, так как пьесы, написанные для исполнения на пустых струнах, без аккомпанемента теряют выразительность. А поскольку фортепиано является инструментом с фиксированным звукорядом, ребёнку легче ориентироваться в тональности пьесы. Работа над элементарными навыками постановки ответственность, возлагающаяся на начальный период обучения скрипача, требует выделения подготовительного периода, в течение которого педагог глубже знакомится с музыкальными, психологическими и физическими данными ребёнка, подготавливает его к последующей работе, которая начинается с предварительных упражнений без инструмента, направленных на освобождение от излишних напряжений. Более эффективному усвоению элементарных навыков постановки способствует работа без инструмента. Использование в работе игровых упражнений на освобождение рук (мелких и крупных движений), всего корпуса и шеи позволяет ребёнку лучше чувствовать своё тело и управлять им, развивает координацию движений. С таких упражнений следует начинать каждый урок, а затем только переходить к занятиям с инструментом.

4.Нотная грамота

Работа над развитием чувства ритма заключается в прохлопывании ритмических упражнений, в предварительном прохлопывании ритмического рисунка пьес. Для первоначального восприятия ритма песенки, нужно использовать стихотворный ритм текста, так как, хорошо зная слова, ученик не будет делать ритмических ошибок. Музыкально-теоретические знания дают неотрывно от практического освоения предмета. Они постепенно закрепляются и пополняются по ходу освоения нотного материала. Для большей эффективности следует ввести элементы так называемого «проблемного обучения», каждый раз ставя перед учеником задачу, которую он должен решить сам или с подсказки преподавателя.  Для знакомства с инструментом следует пройти названия тех частей скрипки, которые требуются для начального периода обучения. Параллельно этому изучаются ноты в 1-ой позиции в объёме струн РЕ и ЛЯ. Лучшему их запоминанию способствует транспонирование пьес на другие струны. Именно при такой работе происходит лучшее усвоение и запоминание теоретического материала, так как лишь после того как пьеса выучена на слух и подобрана на скрипке, следует знакомить ученика с тем, как она записана нотами. Абстрактное изучение нотной грамоты должно быть полностью исключено из практики преподавания.  При изучении длительностей важно знать насколько хорошо ученик умеет считать. Если он ещё плохо ориентируется в счёте, то поначалу можно ограничиться тем, что четверть – длинная, восьмая – короткая. А при исполнении ритмического рисунка песенки можно предложить ученику на четверть петь слог «ТА», а на восьмую – «ТИ». При изучении песенки происходит знакомство и с выразительными средствами, присутствующими в ней. Ученик узнаёт о таких понятиях, как размер, темповые и динамические обозначения и приучается следовать им.

5. Слушание музыки

Применяется игра педагога и записи лучших образцов классической музыки.

6. Работа над репертуаром

Работа над развитием музыкальной памяти также ведётся в течение года на разучиваемом материале. Это разучивание коротких музыкальных попевок и песенок на память. Преподаватель может спеть голосом, либо сыграть на инструменте фразу, а ученик должен повторить её по памяти в данный момент и постараться вспомнить мелодию на следующем уроке.

7. Творческие задания

Творческие задания применяются для развития музыкального мышления, используя игровой метод.

V. Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Скрипка» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки.

Итоговый контроль – осуществляется в форме контрольного урока по окончании курса обучения.

Виды и содержание контроля:

 Итоговая аттестация не предусмотрена. В течение года педагог работает в режиме открытых дверей для родителей, в конце каждой четверти проводит контрольные уроки для проверки усвоения пройденного материала. В конце обучения проводится прослушивание, где учащийся исполняет 1-2 разнохарактерных произведения.

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Проверка освоения детьми программы осуществляется педагогом два раза в год. Выявляется уровень успешности детей, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми и проводить их корректировку. Для проверки учащихся используется таблица «Учета освоения программы» по трехбалльной системе:

Критерии оценок определяются следующим образом:

– высокий уровень отличается по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Возможны небольшие недочеты;

– средний уровень свидетельствует о неосвоенности обучающегося половины планируемых результатов, о значительных пробелах в знаниях.  Большое количество недочетов;

– низкий уровень показывает невыполнение программы меньше половины планируемых результатов. Допущено большое количество грубых ошибок.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Беркман Т. Л., Грищенко К.С Музыкальное образование учителя. М., 1956
  •  Бренинг Р. Свобода игрового аппарата скрипача. Казань 2007
  • Бренинг Р. Скрипка и альт Методическое пособие. Казань 2003
  •  Вопросы методики начального музыкального образования. Ред.Руденко, Натансон. 1981
  • Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. Ред. Руденко В. И. М., Музыка, 1980
  • Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В. И. М., Музыка,1986
  •  Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты.
  • Сборник статей. Сост. и ред. Берлянчик М. М., Юрьев А. Ю.Новосибирск, 1973
  •  Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное пособие по курсу методики. 1978
  •  Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. третье.М., Просвещение, 1989
  •  Лесман И. Школа игры на скрипке Ленинград, 1925
  •  Люстрас К. Система домашних занятий скрипача М., 1956
  •  Методические записки по вопросам музыкального образования,
  • Сборник статей. Вып. третий. Сост. и ред. Лагутин А. И. М., Музыка, 1991
  • Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта.
  • Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. М.,1952
  • Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. Л: Музыка, 1973
  •  Шульпяков О. Техническое развитие музыкантов-исполнителей. Музыка. Л., 1973
  •  Ямпольский А. «О методе работы с учеником» в сб. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. , М.1968
  •  Яньшинов А. Техника смычка. М. 1930

Методическая литература для преподавателя

  • Г.Фесечко. Начальная школа обучения игре на скрипке
  • И. Комиссарова. Книжка о скрипке и ее семье, о скрипачах, скрипичных мастерах и многом другом
  • В. Лепихова. Здравствуй, скрипочка! Пособие для маленьких скрипачей
  • А. Баринская. Начальное обучение скрипача
  • Э. Пудовочкин. Скрипка раньше букваря. Опыт раннего группового обучения на скрипке
  • М. Берлянчик. Основы воспитания начинающего скрипача

 

K:\Аттестация 23г скан\Программы\Программа наставничества.jpeg

Содержание программы

I.Пояснительная записка                                                                3-5

1.1. Актуальность разработки программы наставничества                         3

1.2.Взаимосвязь с другими документами организации                                 4

1.3.Цель и задачи программы наставничества                                        4

1.4.Срок реализации программы                                                        4

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии                                5

II.Содержание программы                                                                6-8

2.1. Основные участники программы и их функции                                6

2.2.Механизм управления программой наставничества                                6

III. Оценка результатов программы и ее эффективности                        8-16

3.1. Организация контроля и оценки                                                        8

3.2. Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества.9

IV. План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год                                                                                                        17-20

Приложения                                                                                21-24

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. Разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Данная программа разработана для специалиста, получившего профессиональную переподготовку и нуждающегося в наставнике.

Специалист, прошедший переквалификацию не имеет опыта работы в новой для него сфере деятельности. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГТ, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

Специалисту необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей преподавателя по классу скрипки,  классного руководителя. Необходимо делиться опытом и навыками, способствующих процессу самореализации и самосовершенствованию наставляемого. Создавать ситуацию успешности работы наставляемого,  способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Профессиональная помощь  нужна, чтобы быстрее помочь  адаптироваться в новых условиях, например (как провести урок онлайн формате, как организовать помощь родителям при планировании и контроле качественного выполнения домашнего задания), а также  систематически оказывать методическую помощь в работе (статьи, книги, методические разработки и т.д.).

Решению этих стратегических задач будет способствовать реализация данной программы в основе которой необходимость наставляемого специалиста   получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему теоретическую и практическую  помощь на рабочем месте, повысить профессиональную компетентность (Приложение 1).

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с наставляемым педагогом на уровне образовательной организации. 

Данная программа очень актуальна для нашего учреждения, так как у нас работает специалист, прошедший профессиональную переподготовку.

1.2. Взаимосвязь с другими документами организации

Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МАУ «Школа искусств» города Когалыма и разработана в соответствии с Федеральными документами (п 1.1.), а также с тесно связана с действующими документами  МАУ «Школа искусств», рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы,   журналом по технике безопасности, планом научно-методической работы.

1.3. Цель и задачи программы наставничества. Функции школы при  реализации целевой модели наставничества

Целью наставничества является создание условий для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимое для его успешной личной и профессиональной самореализации, формирование эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации  педагогического работника прошедшего профессиональную переподготовку.

Задачами наставничества являются:

- повышение показателей результативности школы в образовательной, социокультурной и других сферах;

- подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном обществе;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, развитие гибких навыков и метакомпетенций, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- создание комфортных условий и коммуникаций внутри учреждения, обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, успешное закрепление  педагогов  в профессии, реализация актуальных педагогических задач на высоком уровне;

1.4. Срок реализации программы

Данная программа наставничества   МАУ «Школа искусств» рассчитана на 1 год.   Это связано с тем, что план работы школы составляется на год, в котором назначаются наставники для нуждающихся специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав и  опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, а  наставляемый работник поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.  Начало реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания  1.09 2023 года.  

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие  специалиста   с опытным и располагающим ресурсами и навыками преподавателем, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2022 – 2023 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных педагогов  детских школ искусств.

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное,  виртуальное, тьюторство, проектная.

Так, например, наставляемый педагог еженедельно принимает активное участие в учебном процессе по предмету «Оркестровый класс» (групповой предмет, специальность – скрипка). Виды деятельности наставляемого:

- организация группового урока;

-  настройка инструментов;

-индивидуальная работа по работе с репертуаром;

-сольфеджирование в группе;

-подготовка коллектива к концертной деятельности;

- организация внеклассного мероприятия для родителей;

- организация сотрудничества и помощь с родителями учащихся.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные участники программы и их функции

Наставляемая:

1) Шурупова О.М. - cпециалист, имеющий педагогический стаж работы по классу вокала – 10 лет, прошла профессиональную переподготовку (квалификация преподаватель по классу скрипки) 2021г, г. Воронеж. Закончила музыкальную школу по классу скрипки. Ольга Михайловна желает не только продолжать совершенствовать свои навыки и умения играть на скрипке, но и имеет огромную тягу обучать детей. Это побудило ее пройти профессиональный курс переподготовки, поэтому теперь она нуждается в оказании помощи  в рамках организации учебного процесса на групповом уроке «Оркестровый класс», совершенствование навыков коллективного музицирования и взаимодействие с   учащимися и их родителями.

Наставники для специалиста прошедшего переподготовку:

1) Куратор программы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Красиков М.А.

2) Преподаватель по классу скрипки, заведующая отделом оркестровых инструментов Мальцева Т.Г.

Для реализации поставленных в программе  задач наставник выполняют две функции или относится к двум типам наставников:

Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу наставляемого специалиста.

Наставник-предметник – опытный преподаватель того же предметного направления, что и наставляемый, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

2.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – педагог прошедший переквалификацию»,  поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных).

Основными принципами работы со специалистом (прошедшим переподготовку) являются:  

Обязательность - проведение систематической работы.  

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества  специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельно проведенное  специалистом учебное занятие и внеклассное мероприятие;

-разрабатывать совместно со  специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать  специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятия, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества  специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью  специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически отчитываться руководителю методического объединения о процессе адаптации  специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной деятельности с предложениями по дальнейшей работе  специалиста.

Требования  к специалисту: 

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 

Формы и методы работы со специалистом прошедшим переподготовку:  беседы;  собеседования;  тренинговые занятия;  встречи с опытными преподавателями;  открытые уроки, внеклассные мероприятия;  тематические педсоветы, семинары;  методические консультации;  взаимопосещение уроков;  анкетирование, тестирование;  участие в различных очных и дистанционных мероприятиях;  прохождение курсов.

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя  администрация и наставник - участник программы. Куратором программы наставничества является заместитель директора по учебной работе Красиков М.А

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет заместитель директора по учебной работе Красиков М.А

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

 Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта по форме (Приложение 2), на заседании методического совета, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.

Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете и на итоговом заседании методического совета школы на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых (Приложение 3).

3.2. Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы). Макеты опросных анкет для участников формы наставничества

 «учитель – учитель»

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?        

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3.Ожидаемая эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий п развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

16. Что особенно ценно для Вас в программе?

17. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

18. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

        

Анкета наставника

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?        

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3. Ожидаемая эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько эффективно Вы сможете организовать  мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий п развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

14. Насколько часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых  уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

13. Что особенно ценно для Вас в программе?

15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]

Второй этап опроса для мониторинга программы

(по завершении работы)

Макеты опросных анкет для участников формы наставничества

«учитель - учитель»

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?        

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько комфортно было работать  программе наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Организованные для Вас мероприятия п развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Качество передачи Вам необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ощущение поддержки наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Насколько Вы довольны совместной вашей работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

14. Насколько оправдались Ваши ожидания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

16.Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

  1. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
  2. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  3. Видители Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? [да/нет]
  4. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? [да/нет]
  5. После общения с наставником почувствовали ли Вы прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала? [да/нет]
  6. Заметили ли Вы рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных Вам классах? [да/нет]
  7. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
  8. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? [да/нет]        

Анкета наставника

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?        

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько  комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько эффективно удалось организовать  мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Насколько  наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько  наставляемый овладел необходимыми практическими навыками?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вы довольны совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

   12. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

13. Насколько оправдались Ваши ожидания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Что особенно ценно для Вас было в программе?

16. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых  уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

  15. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

               

  1. Оглядыдываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
  2. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  3. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? [да/нет]
  4. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? [да/нет]
  5. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
  6. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? [да/нет]

Личностная оценка наставляемых

Всего участников -                                                        Из них:

Довольны совместной работой        Довольны результатом

Характеристика

Количество участников, отметивших ее для себя

Понравилось участвовать в программе

Хотел бы продолжить работу в программе наставничества

Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет

Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации

После общения с наставником почувствовал прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала

Заметил рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах

Заметил сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества

Появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования

Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет

Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации

После общения с наставником почувствовал прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала

Личностная оценка наставников

Всего участников -                                                        Из них:

Довольны совместной работой        Довольны результатом

Характеристика

Количество участников, отметивших ее для себя

Достаточность и понятность обучения наставников

Понравилось участвовать в программе

Хотел бы продолжить работу в программе наставничества

Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет

Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации

Заметил сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества

Появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования

IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности  специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов: 

● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации; 30

● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;

● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

План реализации мероприятий программы наставничества на 2022/23учебный год

№п/п

Наименование мероприятия/

виды деятельности по его подготовке и организации

Сроки проведения

Ответственные

-Представление педагога учащимся «Оркестрового класса»

-Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы.  

-Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы.

 -Требования к оформлению школьной документации.

-Закрепление за молодыми специалистами наставников.

-Определение темы по самообразованию.

-Практические занятия: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование);  Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей.

сентябрь

Зам. директора по УВР, наставник

-Организация работы наставников.

 -Составление плана работы  специалиста.

-Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года.

-Городской Семинар-практикум «Работа с детьми, имеющими различные творческие потребности»

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы  специалиста

сентябрь - октябрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока.

-Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти;  Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.  

-Занятие: Современный урок и его организация.

-Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам.

ноябрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Организация творческого проекта «Волшебное дыхание смычка»;

-Тренинг: Учусь строить отношения;

-Анализ педагогических ситуаций;  

-Посещение  специалиста уроков учителя – наставника.

декабрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

-Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда.

-Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы  специалиста.

январь

Зам. директора по УВР,наставник

-Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к концертному выступлению.

-Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы.  

-Посещение уроков  преподавателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

-Посещение  мастер класса преподавателя Сургутского музыкального колледжа с целью знакомства с опытом работы.

-Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"

февраль

Зам. директора по УВР, наставник

-Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё.

-Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).  

-Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы  специалиста.

март

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Участие специалиста в методическом мероприятии (выступление по теме самообразования).  

-Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями.

апрель

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Подготовка методических рекомендаций в помощь  специалисту.

-Посещение и взаимопосещение уроков

-Индивидуальные беседы и консультации педагогом.

В течение года

Зам. директора по УВР, наставник

-Знакомство с новинками методической литературы.

ежемесячно

Зав. Библиотекой

руководитель МО, наставник

-Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.

-Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня  специалиста и педагогом наставником.

-Анализ и самоанализ результатов работы всех участников программы наставничества.

май

Зам. директора по УВР, наставник

Приложение №1

Анкета для выявления потребностей специалиста

        Перед Вами анкета, которая поможет Вам определить, какими знаниями и навыками Вы уже обладаете и на каких зонах роста Вам необходимо сфокусироваться в работе с наставником! Отметьте галочкой секции, которые в большей степени отражают Ваш уровень компетентности в каждой области. В последнем столбце отметьте пункты, по которым Вы бы хотели вести тесную работу с наставником (всего 7 пунктов).

A. Низкая степень владения компетенциями

B. Степень владения компетенциями ниже среднего

C. Средняя степень владения компетенциями

D. Степень владения компетенциями выше среднего

E. Высокая степень владения компетенциями

Требуемые компетенции

А

B

C

D

E

Выберите 3 пункта, по которым Вам требуется помощь наставника

Часть 1. КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ

1.1

Составление и реализация интерактивных планов уроков

1.2

Внедрение ФГТ в урочную и внеурочную деятельность

1.3

Эффективное и целесообразное использование ИКТ на уроках

1.4

Соблюдение дисциплины и порядка на уроках

1.5

Использование соответствующих методов оценивания результатов обучения учеников

1.6

Мониторинг активности учеников (вовлеченность в образовательный процесс)

1.7

Предоставление формирующей обратной связи ученикам

1.8

Работа с трудными детьми, требующими повышенного внимания, на уроках (ведение воспитательной работы с такими учениками)

1.9

Установление контакта и взаимопонимания с учениками в классе во время обучения

1.10

Дифференцированный подход в работе с одаренными детьми или с детьми с особыми образовательными потребностями

Часть 2.  ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИК

2.1

Проведение уроков с применением инновационных методов преподавания

2.2

Проведение инновационной проектной деятельности с учениками для углубленного изучения темы

2.3

Создание среды с разнообразными условиями обучения

2.4

Планирование различных внеклассных образовательных мероприятий для учеников

2.5

Составление индивидуальных планов обучения для отдельных учеников (например победителей олимпиад)

Часть 3. АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН

3.1

Формирование системы морально-нравственных ценностей у учеников

3.2

Проведение мероприятий или осуществление проектов для развития в учениках морально-нравственных ценностей и чувства патриотизма

33

Развитие навыков межкультурного диалога

3.4

Планирование мероприятий или проектов для развития социального сознания и чувства принадлежности к социуму

3.5

Оценивание эффективности воспитательных  мероприятий или проектов

3.6

Формирование у учеников активной гражданской позиции

Часть 4. ОТВЕТСТВЕННЫЙ НАСТАВНИК

4.1

Умение находить подход к каждому ребенку независимо от его способностей и характера

4.2

Использование различных психологических приемов для оказания целенаправленной поддержки

4.3

Использование педагогических подходов для оказания целенаправленной поддержки

4.4

Развитие в учениках навыков познавательной деятельности

4.5

Развитие в учениках навыков самостоятельной работы

4.6

Умение находить подход к каждому ребенку независимо от его способностей и характера

Часть 5. УСПЕШНЫЙ ЛИДЕР

5.1

Владение знаниями о новых тенденциях развития образования для планирования собственного профессионального развития

5.2

Работа с узкими специалистами в области психологии, медицины и педагогики

5.3

Сотрудничество с родителями учеников

5.4

Лидирующая позиция в организации совместных мероприятий или проектов для родителей учеников

5.5

Лидирующая позиция в организации инновационных мероприятий или проектов для учеников

Приложение №2

Отчётная форма по итогам четверти 2022-2023 учебного года 

2)Мониторинг предметных результатов по итогам каждой четверти

3)Общие сведения по итогам каждой четверти

4)Информация о неуспевающих обучающихся

5)Взаимопосещение уроков и индивидуальная (коррекционная) работа с обучающимися:

6)Пропуски уроков

7) Достижения обучающихся на конкурсах и олимпиадах по предметам

8)Методические разработки, печатные работы

9)Участие в различных профессиональных конкурсах, конференциях, методических мероприятия

Приложение 3

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИППР, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Деятельность педагога по реализации задач своего индивидуального профессионального развития

Дата

Результат

1

Освоение   и внедрение в практику работы новых современных педагогических и информационных технологий с целью повышения качества обученности.

2022/23

2

Повышение профессионализма  через использование  обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, круглых

столов,  вебинаров, видеоконференций, мастер-классов.

2022/23

3

Продолжение  работы по созданию условий для развития творческого потенциала преподавателя, включение его в инновационную деятельность.

2022/23

4

Совершенствование  работы с мотивированными и одаренными детьми.

2022/23

5

Организация  целенаправленной  работы со слабоуспевающими учащимися с учетом их индивидуальных возможностей.

2022/23