Разработка открытого урока "Работа над кантиленой" 2022г

Мальцева Татьяна Геннадьевна

Предмет "Оркестровый класс" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий открытого урока23.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

(МАУ «Школа искусств»)

г. Когалым

Разработка открытого урока

 на тему:

«Работа над кантиленой»

(предмет «Оркестровый класс»)

Преподаватель

по классу скрипки

Татьяна Геннадьевна

Мальцева

КОГАЛЫМ 2022 г

Открытый урок на тему:

«Работа над кантиленой»

(предмет «Оркестровый класс»)

Цель: Применение различных форм работы для развития певучих штрихов (легато, деташе).

Задачи:

  • Обучающие: отработать смену смычка в разных его частях, укрепить интонационную основу, освоить дыхательные упражнения, охватить музыкальную форму, слушать себя и концертмейстера;
  • развивающие: развить активность слуха, мышечный контроль в пальцах левой и правой руки, отношение к чистой интонации;
  • воспитывающие: развить активный интерес, концентрацию внимания, навыки самоконтроля, свободный игровой аппарат, эмоциональную отзывчивость к музыкальному материалу, чувства ответственности за исполнение своей партии.

Тип: «Закрепление знаний, навыков и умений».

Средства обучения и оборудование:

скрипки, смычки, канифоль, пульты, ноты, фортепиано, метроном.

Форма – групповая.

Структура

  1. Организационный:
  • эмоциональный настрой.
  1. Повторение  и закрепление материала: 
  • В. Третьяченко «Мелодия»;
  •  наглядный пример «Лей-лей-лей»;
  • упражнения «Тянучки».
  1. Творческое применение в новой ситуации (проблемные задания):

          упражнения.

  1. Новые знания и закрепление их:
  • знакомство с вокальным стилем «Монодия»;
  • дыхательные упражнения.
  1. Итог урока:

исполнение «Мелодии».

      6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный

У: Добрый день, Ребята как настроение? Хочу вас похвалить за дисциплинированность, организованность. У нас сегодня особенный урок, к нам  пришли гости.

Будем внимательными, активными и постараемся на максимальном уровне быть собранными и внимательными. С нами как всегда на уроке помощница Ольга Михайловна. Тема урока «Работа над кантиленой», задачи – отработать смену смычка в разных его частях, научиться грамотному дыханию, развить активность слуха, мышечный контроль, эмоциональную отзывчивость к музыкальному материалу, чувство ответственности.

2. Повторение  и закрепление материала:

Продолжим работу над   произведением Владимира Третьяченко «Мелодия», исполним 1 раздел. Спасибо. Повторим  что такое кантилена?

- широкая напевная мелодия

-верно, в связи с этим какое было д/з?

- в упражнениях «тянучки» добиваться певучего звука

-молодец, в каких штрихах?

- деташе и легато

- точно.

Учитель – Идем дальше, мелодия к какому жанру относится?

- к вокальному

У – кто помнит особенности вокального жанра?

- певучесть, выразительное пение, эмоциональность, дыхание.

Да, и чтобы развить эту певучесть в штрихах деташе и легато, мы используем упражнение «тянучки», но предварительно вспомним простой пример «лей», «лей». Проверим д/з, с помощью слухового контроля постараемся добиться певучего и выразительного звучания как при движении вниз, так и при  вверх  в упражнениях «тянучки».(Евгения Александровна метроном).

3. Творческое применение в новой ситуации (проблемные задания):

Работая в парах

( ученик-ученик, О.М в качестве ученика – я учитель)

 В конце каждый проанализирует и себя и своего напарника. Готовы?

Ребята, при анализе обращаем внимание на проблемы (скрип, толчки, звуковая точка, постановка пальцев на смычке, направление волоса к себе)

- у меня у колодки был скрип;

- я услышала толчки;

- я заметила изменения постановки мезинца на смычке.

Все ваши ответы правильные – это говорит, что вы знаете как достичь ровного, красивого, певучего звука и видите, что еще нужно продолжать работать над кантиленой. А сейчас мы разделимся с Ольгой Михайловной и поработаем с парами. Помогаю, поправляю, советую.

4.Новые знания и закрепления их:

 Садитесь, сегодня вы познакомитесь с вокальным стилем «Монодия». Это стиль сольного пения, с инструментальным аккомпанементом, сложившийся в Италии в 16 веке из него родились новые жанры – ария, опера, кантаты. Сейчас  в исполнении Ольги Михайловны и Евгении Александровны и Татьяны Геннадьевны вы послушаете исполнение нашего произведения в стиле «Монодия». Слушаем. Спасибо. В вокальном варианте, что вы заметили?

- мелодия лилась ровно;

- очень красиво;

- чисто, выразительно.

Мне тоже очень понравилось, а я обратила внимание на хороший ансамбль между исполнителями и аккомпанементом.

А мы попросим Ольгу Михайловну поделиться секретом такой кантилены, да ребята?

-О.М для вокалиста огромную роль в певучести играет дыхание,

- Т.Г в инструментальном исполнении роль дыхания не менее важна для выразительной фразировки. Поделитесь упражнениями?

- О.М с удовольствием. (все участвуют в процессе «дыхательные упражнения) 5 минут

  1. Итог урока

Давайте потренируем дыхание  без инструмента, в нотах дыхание обозначено запятой, с аккомпанементом. В завершении предлагаю сконцентрировать все свои умения, навыки и исполнить Мелодию с начала до конца, обращая внимание на ровность звука в смычке, чистое интонирование, выразительное пение, особенно постарайтесь применить дыхание в начале каждого раздела.. Помните - наша задача красивая кантилена. Исполнение «Мелодии»

Ребята молодцы, да, кантиленой уже запахло, но это еще не конечный результат. Мне понравился ваш звук, он был ровным, аккуратным, чистым, вы внимательно слушали друг друга и концертмейстера, добавляли вибрацию, обогатили нотки выразительностью, начало каждого раздела было четким, ясным благодаря дыханию.

      6. Домашнее задание

В домашней работе я начну, а вы продолжите: упражнением «тянучки» продолжаем закреплять ровность и красоту звука, упражнения по дыханию, вибрировать,  активный слуховой контроль, выразительность, слушать себя.  Какие вы все Молодцы, задачи все мы с вами выполнили, цель достигнута, мне осталось пожелать вам только удачи в самостоятельной работе!

Ребята – всем спасибо за работу!

Дети: вам спасибо за урок!