Методическое сообщение на тему: «Музыкальный слух и его развитие у учащихся детской музыкальной школы»
Методическое сообщение
на тему:
«Музыкальный слух и его развитие у учащихся детской
музыкальной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_sluh_ego_vidy_2.docx | 23.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.М. КОМАРОВА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Структурное подразделение – «Детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
на тему
«Музыкальный слух и его развитие у учащихся детской
музыкальной школы»
Выполнила:
преподаватель по классу гитары
Исупова И.А.
2023 г
Музыкальный слух, также как чувство ритма и память, - важнейший компонент природных способностей, на котором строится музыкальное воспитание. Трудно переоценить значение развитого слуха для музыканта, поэтому неудивительно, что с самых первых шагов юных музыкантов ведущие педагоги уделяют большое внимание его развитию.
Музыкальный слух представляет собой своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха). Следовательно, он совершенно необходим для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний. Иными словами, слух, как вид музыкального восприятия, влияет на образное мышление.
Проблемы развития слуха «Пробелы инстинкта надо восполнять разумом. Другого пути мы не знаем». Г.Г. Нейгауз Говоря о музыкальном слухе, о его значении в деятельности музыканта, нельзя не остановиться на тех проблемах, которые возникают при его развитии. Начальное обучение - едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. С самых первых занятий надо начать развивать музыкальное, художественное и слуховое восприятие. Как говорил Г. Нейгауз, «ребенок, начиная играть на каком-либо инструменте, уже должен духовно владеть какой-то музыкой: хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». Поэтому уроки музыки следует сделать максимально «музыкальными»: много играть, как можно больше слушать на уроках, знакомиться с различными музыкальными жанрами, внимательно улавливая их музыкальные особенности. Музыкальный материал для слушания должен быть высокохудожественным. Образцами могут служить альбомы для детей таких выдающихся композиторов, как Шуман, Чайковский, Гречанинов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов и многие другие.
На самом первом этапе обучения обычно появляются проблемы, связанные с недостаточным развитием музыкального слуха. Эти проблемы очень емкие, связаны со многими аспектами, вытекающими из сложности этого явления, и чтобы говорить о них, необходимо подробно разобрать каждый вид слуха. Приведенные ниже методы актуальны не только в работе с учащимися детской музыкальной школы, но и на последующих этапах обучения.
Остановимся подробно на каждом из видов музыкального слуха. Звуковысотный слух Звуковысотный слух - это слух, ориентированный на высоту звука. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный.
Абсолютный - это способность узнать и воспроизвести высоту звука, не сравнивая их с другими, высота которых известна. Бывает активный (человек может воспроизвести любой заданный звук) и пассивный (только слышит);
Это редкая и ценная музыкальная способность. Абсолютный слух позволяет мгновенно слышать музыкальное качество любого звука и тональности, легко осознавать модуляции, свободно сольфеджировать и стенографировать музыкальные диктанты, ускоряет развитие гармонического слуха, увеличивает объем музыкальной памяти, облегчает овладение нотной грамотой и обучение музыке. В сочетании с интервальным, функциональным и другими компонентами музыкального слуха и развитым музыкальным мышлением абсолютный слух способствует достижению высоких творческих результатов. Однако, выдающийся пианист И. И. Гофман считал: «Не могу согласиться с тем, будто очень тонко развитый слух является во всех случаях существенно необходимым. Обладание качеством, известным под названием абсолютного слуха, который очень многим представляется верным признаком музыкальной гениальности, оказывается нередко помехой делу. Шуман не обладал им, и Вагнер (если я не ошибаюсь) также не имел абсолютного слуха.
Мы живем в век мелодических и контрапунктических сложностей, и я не думаю, чтобы так называемый острый слух или высокоразвитое чувство абсолютной высоты звука имели очень много общего с подлинными музыкальными способностями».
Таким образом, абсолютный слух не является необходимым для музыканта параметром - например, для пианистов важнее иметь хорошо развитый относительный слух. Относительный слух -- это способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д., отталкиваясь от опорного звука, некой тоновой настройки.
Звуковысотный слух развивается в процессе регулярных занятий музыкой на любом инструменте, а также на уроках сольфеджио и пения. Известный педагог-пианист Г. Цыпин в книге «Обучение игре на фортепиано» отмечает следующие методы:
- интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, а тж. небольших гармонических последовательностей, интервалов, входящих в комплекс тренировочных упражнений начинающих музыкантов;
- подбор по слуху и транспонирование мелодий известных песен и разучиваемых произведений (это также позволяет детям запомнить и соотнести звуки и расположение клавиш на инструменте). В книге Л. Баренбойма «Путь к музыке» оба эти метода носят регулярный характер и являются одной из основ музыкального обучения;
- сольфеджирование разучиваемых произведений;
- пропевание одного из голосов в полифоническом произведении с одновременным исполнением остальных на фортепиано;
- определение на слух интервалов и аккордов; Г.Г. Нейгауз рекомендовал в работе чередование фраз, исполняемых на инструменте, с фразами, пропеваемыми голосом.
Понятие фразы тесно связано с понятием мелодии. Передача в музыке настроения и художественного образа связана с мелодическим слухом. Он обеспечивает целостное восприятие мелодии.
Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух (по соотношению между соседними звуками или отношению к устойчивым звукам лада соответственно). Ладовая функциональность звука составляет его истинную музыкальную сущность. На принципах ладового слуха построена система развития музыкального слуха венгерского композитора и педагога Золтана Кодая - система относительной (релятивной) ладовой сольмизации. Согласно главному положению этой системы внутри лада каждый звук обладает своим характером, обусловленным его сопряжением с тоникой. Осознание ладового своеобразия мелодических ступеней положено в основу воспитания слуха. По данным венгерских педагогов, до 90% детей, получивших музыкальное воспитание в детских садах по системе З. Кодая, к моменту поступления в школу умеют петь чисто.
Развитие мелодического слуха в практической работе музыкантовпедагогов связано с осмыслением и прочувствованием интервалов и умением мыслить горизонтально, ощущая мелодию как нечто целое. Этот вид слуха легко и естественно развивается у вокалистов, струнников, духовиков. При обучении на фортепиано методисты рекомендуют «вокализацию» исполняемых мелодических линий.
Для развития этого вида слуха можно также порекомендовать учебно методическое пособие «Малыш за роялем» Лещинской. В первой части этого пособия предлагается большое количество народных и детских песен, расположенных в порядке увеличения сложности. Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш или пропеваются. Мелодии даны с поэтическим текстом, что облегчает запоминание и ощущение метроритма и строения мелодии. Некоторые даются с аккомпанементом, чтобы ученик распознал мелодию и повторил ее. Данные песни удобны для детского диапазона и просты для запоминания. На более позднем этапе обучения приобретают важное значение и другие виды музыкальной выразительности. Фактура фортепианной литературы такова, что требуется умение слышать ее многопластовость, многослойность. Поэтому важное значение для учащегося-пианиста приобретает развитие полифонического слуха. Воспитание этого вида слуха связано прежде всего с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов, их своеобразие и индивидуальность. Развитию полифонического слуха будут способствовать такие методы, как: - поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения; - проигрывание голосов по парам - сопрано и бас, бас и тенор и т.д.; - пропевание одного из голосов с одновременным проигрыванием остальных; - исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем; - рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевывании других.
И. С. Бах уделял большое внимание развитию полифонического слуха у учащихся. Наследие, которое он создавал для своих детей в настоящее время стало основой педагогического репертуара музыкальных школ. Это такие произведения, как «Тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», двух- и трехголосные инвенции. Наилучшим материалом для развития полифонического слуха являются прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира».
Полифонический слух важен не только в полифонических произведениях, но и в романтических пьесах со сложной, многослойной фактурой. Например, «Времена года» Чайковского часто встречаются в репертуаре школьников старших классов. Фактура этих пьес изобилует сложными подголосками, перекличками, тематическими проведениями.
Гармонический слух. Исследователь Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» определяет гармонический слух как музыкальный слух, ориентированный на созвучия.
Необходимо добавить, что он развивается на основе ладового слуха, причем, в силу особенностей инструмента, у пианистов легче, чем у кого-либо другого. Единственный путь обучения навыкам подобного различения - ощущение качественных своеобразий этих аккордов. Поэтому развитие гармонического слуха связано с продолжительным периодом многократного вслушивания в звучание различных аккордов, выявления на слух их эмоционального своеобразия в звучании, а также с такими приемами, как:
- гармонический анализ произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;
- последовательное пропеание аккордов в мелодическом изложении; - варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;
- подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям (в книге Л. Баренбойма «Путь к музыке» предлагается присочинить простейший аккомпанемент к небольшим несложным мелодиям, причем с самого первого этапа обучения); - транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.
Выдающийся пианист Л.Н. Оборин и великий педагог Г.Г. Нейгауз рекомендовали извлечекать гармонические экстракты («спрессованные гармонии») и последовательно их проигрывать. Оборин говорил «Чем глубже проникает пианист в гармонический подтекст сочинения, тем психологически углубленнее его исполнение.
Для начинающих пианистов можно порекомендовать упражнения из сборника «Малыш за роялем» Лещинской. Для развития гармонического слуха ученика автор предлагает мелодии с неправильной гармонизацией. Задача ученика - выбрать правильную гармонию, что способствует воспитанию гармонического чувства.
Темброво-динамический слух. Большое значение для учащегося-пианиста имеет развитие темброводинамического слуха. Б.М. Теплов говорил о том, что тембр и динамика - это тот материал, которым прежде всего творит исполнитель.
В педагогической практике для развития этого вида слуха чаще всего вызывают в воображении звучание различных инструментов симфонического оркестра и прибегают к их имитации. Г. Цыпин сказал: «При таком подходе ученик в погоне за недосягаемым очень много достигает». В развитии тембрового вида слуха большую роль играет также описание слуховых ощущений в терминах и понятиях других видов ощущений. Звук может быть не только громкий и тихий, но и сочный, мягкий, нежный, благородный, густой и т.п. Также методисты рекомендуют проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой - от ppp до ffff. При этом необходимо схватывать разницу в ощущениях от разных звуковых градаций.
Тембр зависит от динамики, а она в свою очередь зависит от характера туше (прикосновения). Пианистам известны такие виды туше как marcato, portamento, legato, non legato, staccato, sforzando. У исполнителя, обладающего большим мастерством, каждый вид туше имеет свои градации, благодаря чему достигается большая палитра красок в исполнении. Таким образом, развитие темброво-динамического слуха оказывается связанным с развитием тактильных ощущений и тонких мышечных движений, их безупречной координацией.
Игра в зоне первой октавы начинающих пианистов ограничивает восприятие тембрового богатства фортепиано, поэтому желательно, чтобы в репертуар уже с первых шагов включались произведения, охватывающие различные регистры инструмента.
Внутренний слух. «Физический слух - это ничто; духовный слух, если можно так выразиться,- вот что действительно имеет значение». И. Гофман Помимо рассмотренных выше видов музыкального слуха, нельзя не остановиться на несколько другой его области - способности к внутреннему прослушиванию. Способность внутреннего слышания во время игры имеет огромное значение - чем оно отчетливее, чем большие мелодические отрезки и аккордовые комплексы способен охватить музыкант, тем благоприятнее условия для исполнительской деятельности. Это умение также позволяет музыканту работать над произведением без инструмента, улучшая качество игры за счет улучшения качества и содержания своих слуховых представлений.
Про советского пианиста Григория Гинзбурга рассказывали, что он любил заниматься без рояля. Он проигрывал про себя программу своего концерта в медленном темпе, слыша своим внутренним слухом в мельчайших подробностях всю музыкальную ткань в деталях и в целом. Людвиг Ван Бетховен, Берджих Сметана - известные музыканты, который творили, полностью лишенные слуха. На позднем этапе жизни они продолжали писать музыку, руководствуясь только внутреннимслышанием. Развитию внутреннего слуха способствуют транспонирование, подбор по слуху, сочинение музыки, импровизация, а также такие методы как внутреннее проигрывание перед выступлением на сцене, исполнение аккомпанемента с одновременным внутренним пропеванием мелодии (и наоборот).
Важное место импровизации уделено в системе Карла Орфа «Музыка для детей» (Шульверк).
Шульверк - это система музыкального воспитания детей с помощью движения (гимнастики, танца) и музыки. Суть ее заключалась в раскрытии музыкальных талантов через импровизацию в музыке и движении. Базовая идея Орфа: ученики ищут музыкантов внутри себя, самостоятельно. Традиционное обучение игры на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его живое воображение, его страсть к импровизации. Орф видит решение проблемы классического подхода в том, чтобы учить детей играть не на сложных, требующих долгих лет подготовки инструментах, а простых. Такими Орф считал ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы и т.д. Известная формула И. И. Гофмана гласит: «Существует четыре способа разучивания произведения:
· За фортепьяно с нотами.
· Без фортепьяно с нотами.
· За фортепьяно без нот.
· Без фортепьяно и без нот.
Этот принцип помогает не только крепко выучить произведение наизусть, но и услышать все его оттенки звучания, тонкости фактуры, целостно выстроить его.
«Больше думать, а не играть», - говорил ученикам выдающийся польский пианист ХХ века Артур Рубинштейн.
Создание четкого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения - показатель профессионального мастерства музыканта, поэтому развитие внутреннего слуха является важнейшей задачей развития учащихся.
Заключение. Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что музыкальный слух - это сложное, многогранное явление. Это система, которую нельзя рассматривать дробно, отдельными компонентами. Развитый, чуткий музыкальный слух - это то качество, без которого исполнитель не может называться музыкантом, поэтому над ним должна иметь место постоянная работа, и предела совершенствованию в этой работе нет.
Список литературы
1. Петрушин В. Музыкальная психология. М.: Музыка, 1997.
2. Логинова Л.О слуховой деятельности музыканта - исполнителя. Теоретические проблемы // Автореферат доктора искусствоведения. - М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1998.
3. Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы по фортепьянной игре. - М.: Музыка, 1961.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Государственное московское издательство, 1958.
5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.
6. Баренбойм Л. Путь к музыке.
7. Лещинская «Малыш за роялем».
8. Ключарева Т. Развитие слухового, художественного восприятия в начальном периоде обучения»\\ Натансон В. Вопросы музыкальной педагогики.