Развитие техники в работе над этюдами.

Работа над этюдами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx16.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие техники в работе над этюдами.

Сборники этюдов

Существует большое количество сборников созданных различными авторами. Перечислим некоторые из них:

  1. Е.Гнесина. «Маленькие этюды для начинающих».
  2. К.Черни. Избранные этюды под редакцией Г.Гермера.
  3. А.Лемуан. 50 характерных и прогрессивных этюдов.
  4. А.Лешгорн. Этюды op 65, 66
  5. Л. Шитте. Избранные этюды. 

При выборе этюдов педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Желательно выбирать этюды на разные виды техники.

Главная цель в овладении техникой игры на фортепиано - создать тесную взаимосвязь между слуховыми и двигательными представлениями, поэтому в работе над этюдом определенным звуковым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи. Вся работа над этюдом делится на три этапа плюс подготовительный (подготовительный – ознакомление с текстом); I этап – работа каждой рукой отдельно; II этап – координация движения рук; III этап – работа над художественной формой этюда. На каждом этапе выделяются свои слуховые и двигательные задачи. Для того, чтобы ученик был подготовлен к решению двигательных задач в этюде, он должен пройти все этапы освоения произведения. Только в этом случае последовательного освоения всех элементов возможен положительный результат работы.

Этапы освоения технических элементов.

  1. Разбор текста и аппликатуры.
  2. Анализ фактуры этюда и технически трудных мест, раскладывание фактуры на технические формулы.
  3. Выучивание отдельно самых мелких движущихся звуков, определение контуров пассажей.
  4. Выучивание отдельно всего тематического материала.
  5. Встраивание мелких звуков и пассажей в тематический материал.
  6. Работа над переносом рук и изменение позиций рук.
  7. Сборка этюда по частям.
  8. Постепенное увеличение темпа за счёт изменения  дирижируемых долей от мелких к более крупным.
  9. Постепенное достижение предельно быстрого на данный момент темпа, тренировка этюда на выносливость, создание запаса прочности.
  10. Последняя проверка « может ли ученик сыграть этюд  с первого раза без помарок и ошибок.

Переход на следующий этап работы возможен только после того, как освоен предыдущий.

На практике много времени обычно занимает процесс освоения нотного текста. Нередко случается так. Что работа над этюдом заканчивается на стадии сборки и, в лучшем случае ученик играет выученный этюд в сдержанном темпе без ошибок. Для того, чтобы достичь результата, большую часть времени надо сконцентрировать на достижении технической свободы, приобретения навыка скоростной игры.

Способы работы над этюдами.

  • игра различной артикуляцией, особенно полезно проигрывать пассажи на staccato, это повышает цепкость кончика пальца;
  • игра с акцентами на каждый звук, через ноту, на основные ритмические группы;
  • позиционная игра (с остановкой перед сменой позиции руки);
  • перегруппировка пассажа, играть от 2-й шестнадцатой к 1-й следующей группы;
  • проучивать пассаж как мелодию, пропевая её вслух и на инструменте;

        Успех обучения игре на фортепиано в большей степени определяется начальным этапом. Мастерство педагога проявляется в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося.

В данных методических рекомендациях были рассмотрены основные этапы и методы работы над организацией  базовых навыков и освоением технических приемов в работе с начинающими пианистами.

        Опираясь на рекомендации ведущих педагогов, используя методическую литературу и собственный опыт, в данной работе были подобраны наиболее часто используемые на практике упражнения и методы, направленные на организацию удобных игровых движений и развитие первоначальных технических навыков.

         Система постепенного освоения технических навыков, начиная с использования простейших мелодий на нон легато, легато, стаккато и т.д. является оптимальной, и позволяет с первых шагов фиксировать внимание учащихся на звуковых и двигательных задачах. Добиваясь с первых шагов неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, мы развиваем основные принципы технического развития:

  1. гибкость и пластичность аппарата;
  2. целесообразность и экономия движения;
  3. связь и взаимодействия всех его участков при активных пальцах;
  4. управляемость техническим процессом;
  5. звуковой результат.

Список используемой литературы.

  1. Г.М.Цыпин. Обучение игре на фортепиано. Москва, «Просвещение», 1984г.
  2. А.Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. Ленинград, «Музыка», 1985г.
  3. Л.А.Баренбойм. Фортепианная педагогика. Классика-XXI, Москва, 2007г.
  4. А.Д.Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва, «Советский композитор», 1986г.
  5. Н.П.Корыхалова. Играем гаммы. – СПб.:«Композитор Санкт-Петербург», 2003г.
  6. С.С.Карась. Образное мышление в фортепианной игре. М., 1990г.