ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В МУЗЫКЕ: ДИНАМИКА

Останина Ольга Владимировна

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В МУЗЫКЕ: ДИНАМИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_v_muzyke.docx129.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выразительные средства в музыке: динамика.

Динамику (громкость) звучания относят к важнейшим выразительным средствам музыки, действующим наиболее непосредственно и при этом относящихся к «неспецифическим», то есть таким выразительным средствам, которые присущи не только музыкальному искусству, но также, например, обычной человеческой речи и вообще звукам окружающего мира.

Музыкальной динамике свойственны такие определения, как «динамические оттенки», «динамические нюансы». В самом деле, едва заметные усиления или ослабления звука могут создать впечатление интонации вздоха, колыбельного укачивания и многих других процессов, которые непосредственно ассоциируются с важнейшими жизненными функциями – дыханием и речью.

Динамические оттенки обозначаются с помощью итальянских терминов и их буквенных сокращений. Эти термины могут быть знаком и многим не музыкантам.

https://rock-academy.ru/Gallery/Image/bj4xsaofy79rkdnblfcawq.jpg

Постепенное усиление или ослабление звука может обозначаться не только буквенными терминами, но и «вилочками»:

https://rock-academy.ru/Gallery/Image/cgatlfve0uhickmitr3h6w.jpg

Есть специальные термины, обозначающие подчеркивание звука – marcato (подчеркивая, выделяя), акцент, сфорцандо (резкий удар на фоне более тихой звучности).

Частично эти термины относятся к области штрихов как приемов звукоизвлечения (таких, как legato и staccato), поскольку требуют особого прикосновения. В скрипичной литературе такие штрихи могут быть связаны также и с особенностями проведения смычком по струне.

https://rock-academy.ru/Gallery/Image/v7r5uyjeynw7keam1xp3kq.jpg

Заметим, что в эпоху барокко, в XVII веке, во времена Баха и Генделя царствовали орган и клавесин – инструменты, не имевшие возможностей для плавного изменения динамики. Динамика была «террасообразной» - переключения регистров органа и клавесина обозначали контраст forte и piano. На этих же принципах контраста звуковых плотностей и динамических уровней были построены старинные скрипичные концерты, которые назывались concerto grosso. В их основе лежал принцип соревнования солистов и оркестра. Лишь камерный клавишный инструмент под названием «клавикорд» позволял незначительные динамические нюансы благодаря несложной механике, допускавшей непосредственное воздействие пальца на струну, которая быстро затухала. Этот инструмент был очень тихим и не применялся в концертах, но И.С. Бах его особенно любил за динамическую гибкость.

Постепенное изменение динамики, crescendo и diminuendo как яркие динамические волны были открытием музыкантов «мангеймской школы», середины XVIII века, оказавших большое влияние на творчество В.А. Моцарта. Неожиданные приемы, в том числе и в области динамических средств, любил Йозеф Гайдн. В своей «Симфонии с ударом литавр» он использовал медленное и тихое звучание, которое как бы убаюкивало слушателя, чтобы потом «разбудить» его неожиданным ударом литавр.

Во времена Л. Ван Бетховена создается и совершенствуется молоточковое фортепиано, которое допускает «ударные» приемы и позволяет значительно расширить динамический диапазон пианиста. Заметим, что Бетховен использовал ударные приемы также и в плане регистра: начало «Патетической сонаты» содержит 7 звуков до-минорного трезвучия, расположенных в низком регистре в тесном расположении, вопреки традиционным правилам гармонии. Возникает эффект не только молоточкового, но и акустического «удара», который дополняет образ удара судьбы, характерный для творчества Бетховена.

https://rock-academy.ru/Gallery/Image/gejwb_41lhomseos7rg9lg.gif

Можно обратить внимание на то, насколько подробно в этом сочинении обозначены динамические оттенки.

Мастером кульминационных нарастаний – ярких, мощных по воздействию на слушателя динамических волн – был П.И. Чайковский, который одновременно с усилением звучности применял секвенции – повторение мотива на новой высоте, от новой ступени. Часто такие повторения были не буквальными, а происходили с обострением ладового тяготения или с перегармонизацией.

С развитием музыкального искусства все более расширяется и его динамический диапазон, порой достигая предельных звучаний. На принципах мощных нарастаний – оркестровых crescendo – строятся такие сочинения, как «Болеро» Мориса Равеля  и кульминация Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (знаменитый «эпизод нашествия»).