Работа над темпом и метроритмом на примере сонаты Гайдна D-dur.
Работе над темпоритмом в средних классах фортепиано на примере сонаты Гайдна D-dur
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_tempom_i_metroritmom.doc | 152.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над темпом и метроритмом на примере сонаты Гайдна D-dur.
Уже в средних классах школы ученик должен познакомиться с общим характером звучности, используемой в произведениях ранних венских классиков. В дальнейшем, при прохождении таких сочинений как соната Гайдна D-dur, полезно указать на связь фортепианного изложения ранних венских классиков с квартетно-оркестровым письмом.
Необходимо углублять представление ученика о метро-ритмических особенностях творчества Гайдна. Надо рассказать о том, что в его произведениях метро-ритмическая организация в значительной мере придаёт музыке ясность, активный, жизнеутверждающий характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат всегда очень отчётливо ощущать сильные доли такта. Особенно это важно в затактовых построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит смещение тактовой черты, и смысл музыки совершенно искажается.
Если в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать к помощи счётных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более глубоких метро-ритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы произведения.
Типично классический период — два взаимоуравновешивающие предложения: «вопрос» - «ответ». Следующие за ними триоль, секстоль, опять триоль и группа из тридцатьвторых, должны умещаться в отведённые им восьмые. Особое внимание надо обратить на украшения в главной партии: не следует их затягивать и не следует их также играть слишком быстро и легкомысленно.
В следующем отрывке перед заключительной партией вводится темп Adagio. Здесь надо быть внимательным, чтобы после замедления войти в тот же темп, который был до Adagio. Для этого можно использовать один способов описанных выше. Например, сыграть начальные такты и проверить сильно ли расхождение или нет.
То же, что говорилось об украшениях в предыдущем абзаце можно сказать и о начальных тактах разработки, где обилие украшений через каждую восьмую создаёт динамику развития и одновременно дополнительные трудности при исполнении.
Очень важную роль приобретают паузы в разработке, они создают дополнительное напряжение. Об этом следует помнить и точно высчитывать паузы.
В репризе, вследствие некоторых отличий от экспозиции, необходимо использовать кое-где другие краски.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Коган Г. Работа пианиста. «Музыка». Москва. 1979.
- Методика обучения игре на фортепиано, Алексеев А. Д., М., «Музыка», 1978.
- Нейгауз Г. Г., Об искусстве фортепианной игры, -4-е изд. - М., Музыка, 1982.