Из истории великих произведений или как рождались музыкальные шедевры

Стадник Елена Анатольевна

Конкурсная работа учащейся 8 класса Ризк Даниэль была представлена и защищена на очном Всероссийском конкурсе в г.Симферополь и заняла I место.Оригинальность авторского текста 98%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_muzykovedcheskoe_esse-2023_d.g.rizk_.docx27.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Из истории великих произведений

или как рождались музыкальные шедевры»

Д. Г. Ризк,

учащаяся 8 класса отделения «фортепиано»

МБУ ДО «Симферопольская детская музыкальная

школа №3 имени Юрия Богатикова»

Руководитель – преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин Е.А.Стадник

Иногда жизненные события имеют значение лишь спустя продолжительное время. История создания «Письма к Станиславскому» началась еще с Леонтьевского Переулка в Москве, который с середины XVIII века стал одним из любимых у московской знати. Этот район может рассказать о своих знаменитых гостях и хозяевах. В этих «леонтьевских» домах бывали М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов, снимал здесь квартиру и юный Рахманинов. В том же доме жил Федор Иванович Шаляпин - подающий большие надежды оперный певец, и, в будущем, близкий друг Сергея Васильевича, а также Константин Сергеевич Станиславский - директор Московского Художественного театра. Отсюда начинается увлекательное повествование крепкой дружбы, прошедшей через года, между С. В. Рахманиновым, К. С. Станиславским и Ф. И. Шаляпиным.

Неоднократно этих знаменитых людей сводила судьба и в нашем замечательном Крыму. На пороге XX века по приглашению А. П. Чехова Станиславский с труппой артистов приезжал гастролировать по крымским городам. В городе Ялта они пересекались с писателями и поэтами, такими как И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и другими талантливыми людьми России. В своей книге Константин Сергеевич Станиславский в главе о первых Крымских гастролях в Ялте Художественного театра в 1900 году вспоминает: «Среди множества писателей, артистов выделялся молодой Рахманинов».

Немногим позднее, летом, Рахманинов снова появляется в Крыму, но уже как дирижёр, в труппе артистов Русской частной оперы. Так произошла его встреча с А. П. Чеховым, который у себя в доме и познакомит композитора со Станиславским.      

Много теплых воспоминаний оставило и время, проведённое в Кисловодске. Здесь Станиславский встречался с Рахманиновым и Шаляпиным. Константин Сергеевич общался с оперным певцом, а также наслаждался замечательными, новыми романсами Сергея Васильевича в исполнении Анны Кошиц.

В переписках, как и в разговорах, Рахманинов и Станиславский всегда затрагивали очень серьезные темы, неизбежно возникающие между ними. Их жизни были посвящены высоким духовным задачам. Они верили, что путем воздействия искусства, души людей становятся более чуткими и более истинно человеческими.

Расставание с Россией в первой половине XX века стало для Сергея Васильевича огромным потрясением, оправиться от которого он не мог до последних дней. В СССР в XX веке была разруха и голод. Рахманинов из-за границы ежемесячно высылал по 20-30 посылок с помощью. Станиславский лично расписывался в получении гуманитарной помощи от своего близкого друга. Рис, сахар, мука, сгущенное молоко, чай.

Пианистка Елена Гнесина вспоминала: «Рахманинов начал помогать Московским музыкантам через американские организации. Помню, пили мы кофе со сгущенным молоком, ели белые пироги и сладкие булочки. Все были довольны и бесконечно благодарны Сергею Васильевичу».

С Художественным театром композитора связывали давние теплые отношения. Степень близости Рахманинова с Художественным театром доказывает и факт его участия в капустниках «только для своих».

В 1908 году Рахманинов находился в Дрездене и не смог присутствовать на первом юбилее Мхатовского театра. У композитора кипела работа: только за одну дрезденскую осень он написал 15 романсов, вторую симфонию, сонату для фортепиано и симфоническую поэму по одноимённой картине А. Бёклина «Остров мёртвых». Среди этих великих работ «Письмо К. С. Станиславскому от С. В. Рахманинова» кажется шуткой гениального композитора. Вся та привязанность, те чувства, моменты прожитые вместе труппой тетра и его руководителями подтолкнули Сергея Васильевича посвятить эту музыкальную открытку не только Константину Сергеевичу Станиславскому, но и всему театру. Память о свободной, раскрепощённой атмосфере общения «среди своих» подсказали композитору несколько шутливый тон и жанр оригинального музыкального поздравления с первым юбилеем Московского Художественного театра.  

По свидетельству жены, Сергей Васильевич решил обратиться к своему другу со времен студенческой скамьи М. А. Слонову с просьбой передать произведение Федору Шаляпину и убедить его выучить и исполнить на праздничном чествовании Художественного театра. Имеющий представление о невероятных вокальных способностях певца, Рахманинов ни минуты не сомневался в успешности его исполнения. Оставалось надеяться, что музыкальная открытка-поздравление понравится его друзьям-артистам Театра.

Днем 14 октября 1908 года, проведя репетицию оперы «Борис Годунов», Федор Шаляпин приехал на мхатовский юбилей. Выступление великого певца с Письмом к Станиславскому от Сергея Васильевича вызвало бурю оваций и требования повторить еще раз. После юбилея Шаляпина еще не раз просили исполнять это чудесное произведение, что он и делал с большим удовольствием.

Письмо написано в жанре вокального монолога, который состоит из трёх разделов неквадратной структуры. При этом, в выборе музыкального материала ощущается опора на узнаваемые жанры: церковное многолетие, детскую польку, рахманиновские колокольные имитации.

Свободный повествовательный тон подчёркнут частой сменой размеров 12/8, 6/8, 2/4, 4/4 и темповых оттенков, детально прописанных композитором: «довольно медленно», «задерживая», «замедляя», «ускоряя», «в прежнем темпе» и т.д. Ряд авторских ремарок уточняет и характер исполнения: «Тепло. С большим чувством», «Очень мягко», «Величественно».

В кратком фортепианном вступлении заложены основные мотивы этой миниатюры:

-фанфарный утвердительный мотив «многолетия» по звукам тонического трезвучия и торжественно нисходящей гаммы в басу

-субдоминантовый оборот на фоне тонического органного пункта имитирует излюбленный рахманиновский образ колокольного звона.

В первый разделе на словах «Вы нашли Синюю Птицу!» вводится мотив польки, представляющий цитату из музыки к легендарному спектаклю «Синяя птица», принадлежащему Илье Александровичу Сацу, «музыкальному attachе» Художественного театра.

Второй раздел приводит к яркой кульминации, сопровождающейся широкими вокальными интонациями в партии солиста. Завершение среднего раздела основано на церковном мотиве, сплетённом с детской полькой, это забавное соединение просто восхитило публику!      

Последний раздел построен как подобие репризы с кодой. В музыкальной «подписи» «Ваш Сергей Васильевич» мотив колокольности на органном пункте аккомпанемента проникает в вокальную партию. В фортепианном заключении ещё раз даётся совместное проведение мотивов многолетия и польки.

В процессе написания работы, автору попалась интереснейшая статья Б.Г. Гнилова «Персонально-стилевая ритмо-формула Рахманинова». Статья посвящена оригинальному ритмическому построению композитора, которое встречается в большинстве его произведений (во 2 и 3 фортепианных концертах, поэме «Колокола») и т.д.

И в Письме Рахманинова, по исследованию Гнилова, тоже есть музыкально-словесная роспись: «Ваш Сергей Рахманинов». Слова эти - и есть персональная ритмо-формула композитора, только взятая с сильной доли. Она и является авторской ритмо-монограммой, но не в виде мелодии - как у И.С. Баха (ВАCH), Р. Шумана (SCHA) или Д.Д. Шостаковича (DSCH), а в виде твердо организованного ритма.

          Таким образом, изучив материал, сопоставив и объединив факты, можно смело заявить, что «Письмо К. Станиславскому» от Сергея Васильевича Рахманинова – это невероятное и талантливое во всех отношениях произведение. Новизна жанра, оригинальность созданного самим композитором прозаического текста, музыкальные цитаты, смелые стилевые наложения Письма являются свидетельством творческой свободы и полета фантазии композитора.

В таком небольшом, можно сказать, даже лаконичном сочинении, тем не менее, ярко проявились характерные черты творческого облика композитора:

-его беззаветная русская натура отзывается в использовании церковных песнопений, имитации колокольности;

-как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в росте, динамике и развитии. 

Вместе с тем композитор не прошел мимо опыта старших мастеров «петербургской школы», таких как Мусоргский, Римский-Корсаков, с их бережным, внимательным отношением к поэтическому слову. 

«В этом отношении, - по словам Юрия Келдыша, - он стоит вполне на уровне своего времени – эпохи высочайшей, утонченнейшей поэтической культуры».

Список использованной литературы и сайтов

1. Брянцева В. С. В. Рахманинов.- М.: Сов. композитор, 1976.

2. Гнилов Б.Г. Персонально-стилевая ритмо-формула Рахманинова. - DOI: 10.7256/1339–4002.2015.1.13228

3.Келдыш Ю. Рахманинов и его время. - М., 1973.

4.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве https://readli.net/moya-zhizn-v-iskusstve/

5. https://www.belcanto.ru/rachmaninov.html

6.https://senar.ru/works/rachmaninoff-pismo-stanislavskomu

7.https://senar.ru/letters/368

8. https://elibrary.ru/item.asp?id=36672421

9. https://www.belcanto.ru/rachmaninov_romances.html

10. https://www.russian-records.com/details.php?image_id=33394&l=russian