Методическая разработка: «Теория и практика. Специфика подготовки к итоговой аттестации по УП «Сольфеджио» обучающихся 8 класса ДПОП»

Курс сольфеджио в ДШИ является дисциплиной, которая способствует развитию музыкального слуха, чистоты интонирования, ритма, палаты, художественного вкуса, воспитанию любви к музыке различных жанров, стилей, а также творчеству лучших представителей классической музыки. Полученные по сольфеджио знания и навыки – интонирование, чтение с листа, анализ музыкальных форм, слуховой анализ, импровизация и сочинение должны помочь обучающимся в их занятиях по специальности, музыкальной литературе, сольному и хоровому исполнительству, обогатить их музыкальный кругозор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponkratova_2022.docx27.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №5 имени Д.Д. Шостаковича» г. Курска

Методическая разработка:

«Теория и практика. Специфика подготовки к итоговой аттестации по УП «Сольфеджио» обучающихся 8 класса ДПОП»

преподавателя высшей категории

методического объединения

по специальности «Теоретические дисциплины»

Понкратовой Т.Г.

Курск, 2022 г.

Содержание

I Введение

II Методы и формы подготовки обучающихся к итоговой аттестации

1. Содержание экзаменационных требований

2. Первый этап итоговой аттестации – методический диктант

3. Второй этап – устный экзамен

1) первое задание – пение гаммы

2) второе задание – построение и пение интервалов и аккордов в тональности

3) третье задание – построение и пение интервалов и аккордов от звука

4) четвертое задание – пение двухголосия (мелодии с дирижированием)

5) пятое задание – чтение с листа

6) шестое задание – устный слуховой анализ

7) проверка знаний теоретического материала

III Дополнительные комментарии

IV Заключение

V Дидактический материал

VI Использованная литература

I Введение

Курс сольфеджио в ДШИ является дисциплиной, которая способствует развитию музыкального слуха, чистоты интонирования, ритма, палаты, художественного вкуса, воспитанию любви к музыке различных жанров, стилей, а также творчеству лучших представителей классической музыки. Полученные по сольфеджио знания и навыки – интонирование, чтение с листа, анализ музыкальных форм, слуховой анализ, импровизация и сочинение должны помочь обучающимся в их занятиях по специальности, музыкальной литературе, сольному и хоровому исполнительству, обогатить их музыкальный кругозор.

Важным вопросом для многих преподавателей-теоретиков является конечная цель обучения в ДШИ, а в зависимости от этой цели – каким багажом знаний и навыков должны обладать заканчивающие это учебное заведение обучающиеся. Выпускники должны выйти из стен школы обогащенными духовно, наполненными любовью к музыке, научившимися понимать музыкальный язык. При выпуске учащиеся должны понять значение того, чем занимались все восемь лет на уроках сольфеджио, должны почувствовать нерасторжимую связь тех элементов музыкального языка и теоретических сведений, которые изучали с «живой» музыкой, с ее содержанием и выразительностью. Выпускники должны овладеть теми навыками, которые им пригодятся в дальнейшей жизни, например: спеть песню под собственный аккомпанемент, спеть романс, уметь слушать музыку, понимать ее язык, суметь грамотно разобрать понравившееся произведение.

Важнейшей задачей преподавателя по сольфеджио в условиях групповых занятий – найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и максимально развить его музыкальные способности. Вместе с тем, в процессе занятий в старших классах педагог должен выделить из класса наиболее способных обучающихся, поддержать их и подготовить к дальнейшему профессиональному обучению. Если в большинстве своем в выпускных классах преобладают обучающиеся, не связывающие свое будущее с музыкальным образованием, но в группе все-таки попадается некоторое количество детей, подающих надежды, то долг преподавателя организовать таким обучающимся условия выхода на более высокий уровень подготовки, который необходим для поступления в музыкальный колледж.

Большое внимание на занятиях сольфеджио с профессионально направленными обучающимися обычно уделяется работе над умением свободно, быстро строить, петь интервалы, аккорды в тональности и от звука, разрешать их в разные тональности; в слуховом анализе используются отрывки из музыкальных произведений, интервальные и аккордовые последовательности, соответствующие уровню сложности для поступающих в музыкальный колледж.

II Методы и формы подготовки обучающихся к итоговой аттестации

1. Особое место в учебном процессе занимает подготовка и проведение экзаменов. Достойно сдать экзамен по сольфеджио – непростая задача даже для тех, кто добросовестно учился на протяжении восьми лет. Требования, предъявляемые к выпускнику, должны проявить в нем компетентного музыканта, обладающего широким спектром разнообразных навыков. Экзамен можно сравнить с заключительным аккордом большого произведения под названием «музыкальная школа», и от того, каким он будет, во многом зависит место музыки в дальнейшей судьбе наших выпускников.

Все экзаменационные требования прописаны в образовательной программе. Выпускники по окончании курса предмета сольфеджио должны показать определенный уровень знаний и умений, вокально-интонационные навыки, навыки слухового восприятия и владение теоретическим материалом. Итоговая аттестация (экзамен) по сольфеджио в выпускном классе проводится в два этапа.

2. Первый этап (письменный) проходит в апреле. Он обязательно включает мелодический диктант. Это одна из самых важных и сложных форм работы по предмету сольфеджио, и не все обучающиеся могут хорошо справиться с ней. В процессе работы над диктантом развиваются музыкальная память, чувство метро-ритма, ладовое тяготение. Важно приучить детей при отработке написания диктанта включать всевозможные музыкально-слуховые факторы – определение формы, метро-ритмических особенностей, повторности или неповторности мелодических оборотов, устойчивости и тяготения в устойчивые ступени.

Немаловажную роль в успешности этой работы играет и психологический фактор – это внимание, степень активности обучающихся. Очень важен правильный выбор итогового диктанта. Он зависит от степени подготовки обучающихся в группе и содержать отработанный метро-ритмический и интонационный материал. При подготовке к итоговой аттестации на занятиях обязательно прорабатываются ритмические и мелодические особенности на разных музыкальных примерах. На письменном экзамене допускается (на усмотрение педагога) написание гармонической последовательности в тональности диктанта, хотя ее можно давать как пункт слухового анализа во время устного экзамена.

3. Второй этап итоговой аттестации – это устный экзамен по билетам. Этот этап включает ряд заданий.

1) Первое задание – пение мажорной или минорной гаммы любого вида. Обучающиеся сами выбирают пение гаммы исходя из своего голосового диапазона – по тетраккордам или полным звукорядом, а также выбирают самостоятельно начальную октаву. Петь гаммы необходимо каждый урок, спрашивать индивидуально, обращая внимание на чистоту интонирования. Обязательно задавать пение гаммы в домашних заданиях, которые надо петь и играть на инструментах. Уверенное пение гаммы создает благоприятное впечатление об обучающемся.

2) Второе задание – построение и пение интервалов и аккордов в данной тональности (обычно в той же, что и гамма). Задание ответственное, так как надо не только построить данные интервалы и аккордовую последовательность, но и спеть их интонационно точно. Для этого на подготовительных занятиях все интервалы с разрешением и аккордовые последовательности строятся заранее в различных тональностях. Обязательным является их проигрывание на фортепиано с последующим пропеванием. Полезным будет пропевание аккордов из последовательностей трех- или четырехголосно. Одновременно с построением, игрой и пением аккордов должен проводиться их слуховой анализ, который помогает ощущать и запоминать характер звучания каждого из них. Также развивается слуховое ощущение взаимосвязи аккордов, их ладовых функций.

3) Третье задание – построение и пение интервалов и аккордов от звука вверх и вниз с разрешением и определением тональности (записываются буквенным обозначением). Для выполнения этого задания нужно хорошо знать интервальный состав аккордов, правила их разрешения. Это задание по интонированию сложнее, чем пение в тональности, требует хороших вокально-интонационных навыков, поэтому отрабатываются на каждом занятии.

4) Четвертое задание предполагает на выбор пение мелодии с дирижированием наизусть или пение двухголосия. Это задание обучающиеся готовят самостоятельно. Номера одноголосные или двухголосные выбирает преподаватель, учитывая их удобство по тесситуре, наличие пройденных мелодических и метро-ритмических оборотов. Номера обязательно отрабатываются с фортепиано. На занятиях разбираются ходы по звукам интервалов и аккордов. На заключительном этапе работы обязательно обращается внимание на характер и темы исполнения.

5) Пятое задание – чтение мелодии с листа. Задание непростое, навыки формирования которого закладываются еще с младших классов. Выпускникам дается незнакомая мелодия и время на подготовку. Мелодия должна быть не сложной, но соответствовать программным требованиям. За время подготовки обучающийся определяет тональность мелодии, ее размер, ритмические особенности; внутренним слухом попытается проинтонировать встречающиеся в ней интервалы. Затем, настроившись в тональности, обучающийся поет мелодию с дирижированием. Все встречающиеся с интонированием неточности тут же поправляются педагогом.

6) Шестое задание – устный слуховой анализ, который включает в себя определение на слух интервалов, аккордов вне лада, различных ладов, гармоническую последовательность аккордов. К этому заданию выпускники готовятся на каждом занятии все годы обучения. Сначала определяются на слух простые интервалы. Для лучшего их запоминания учим попевки на каждый интервал. Далее добавляются тритоны и характерные интервалы с разрешением, затем – трезвучия с обращениями, позднее – D7 с обращениями и вводные септаккорды. Также постепенно вводятся в слуховой анализ лады всех видов, пентатоника и лады народной музыки.

Как итог развития гармонического слуха обучающимся на экзаменах дается гармоническая последовательность. В работе над гармоническим слухом важно научить слышать базовый голос аккордов и их функциональность. Регулярное повторение на занятиях ступеневой таблицы аккордов в тональности поможет безошибочно определять аккорды в гармонической последовательности.

7) В заключение устного этапа проходит проверка знаний теоретического материала. Круг теоретических вопросов используется из материала вокруг теоретических вопросов используется из материала раздела «Теоретические сведения» в действующей программе по сольфеджио и программе ФГТ. Обычно рассказ обучающимися правил не вызывает сложностей, так как построение заданий в билетах подразумевает знание правил. Затруднение может вызвать только изложение точной формулировки какого-то понятия. Поэтому на каждом занятии правила «проговариваются» обучающимися.

III Дополнительные комментарии

С самого начала учебного года преподавателю необходимо добиваться спокойной рабочей обстановки в выпускном классе, создавать позитивное отношение к предмету, внушать обучающимся уверенность в свои силы и успешность в сдаче будущего экзамена. Домашние задания должны выполняться регулярно, а педагог должен следить, чтобы обучающиеся их отрабатывали самостоятельно.

Так как обычно в группе учатся дети с разными музыкальными способностями, и развиваются они в течение курса сольфеджио по-разному, экзаменационные билеты должны быть рассчитаны на среднего обучающегося.

Первое, что должен сделать преподаватель – это определить уровень экзаменационных требований с учетом индивидуальных особенностей выпускников.

Для активизации обучающихся в подготовке к итоговой аттестации очень полезно применять такую форму работы как разнообразные зачеты: по тональностям, по пению с листа, по пению двухголосия или гамм, тесты на знание правил и т.п. Также «допуски к экзамену» приносят хорошие результаты.

Для успешного прохождения итоговой аттестации необходима помощь педагога в координации самостоятельной работы обучающихся: это и составление планов самоподготовки со структурированием материала по степени сложности, пожелания разумного чередования занятий и отдыха, обязательного посещения всех консультаций по предмету с хорошей домашней подготовкой, а также убеждение снятия лишнего волнения и стимуляция к вдумчивой, регулярной подготовке.

IV Заключение

Качественная подготовка к итоговой аттестации по сольфеджио является важным условием успешной ее сдачи. Каждый преподаватель накапливает свой опыт работы в этом направлении и вырабатывает свой стиль. Введение в практику новых программ предполагает не только изменение учебных планов, но и совершенствование качества педагогической практики. При этом задачей преподавателя должен стать поиск новых, более эффективных методик обучения, направленных на работу с одаренными детьми, желающими продолжить музыкальное образование. Новые формы работы обязательно должны включать в себя предыдущий опыт преподавателя, совершенствовать его и адаптировать к реализации в современных условиях.

V Дидактический материал

Примеры билетов для устного экзамена по сольфеджио

I вариант

1. Попросить и спеть D dur ↑ натуральный, ↓ гармонический.

2. В D dur спеть ув4 и ум7 с разрешением; Т64 D2 T6 MVII7 T35 S64 T35.

3. От звука «ре» спеть ↑ б6 и D65, ↓ б3 и М64.

4. Спеть с дирижированием №622 («Сольфеджио» Калмыкова-Фридкина, I часть).

5. Спеть двухголосие №118 («Сольфеджио» Калмыкова-Фридкина, II часть).

6. Задания на слух.

7. Теоретические вопросы.

II вариант

1. Построить и спеть e moll мелодический.

2. В e moll спеть тритоны с разрешением; t35 УмVII7 D65 t35 S35 S6 K64 D7 t35.

3. От звука «ми» спеть ↑ м3 и D43, ↓ ч5 и УмVII7.

4. Спеть с листа № 263 («Сольфеджио» Калмыкова-Фридкина, I часть).

5. Спеть двухголосие №164 («Сольфеджио» Калмыкова-Фридкина, II часть).

6. Задания на слух.

7. Теоретические вопросы.

Вопросы к итоговой аттестации

1) Лад

2) Мажор и минор

3) Тоника

4) Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение

5) Гамма мажорная и минорная

6) Тоническое трезвучие

7) Главные ступени. Главные трезвучия

8) Полутон. Тон

9) Знаки альтерации

10) Метр

11) Ритм

12) Такт

13) Размеры (простые, сложные, переменные)

14) Группировка

15) Транспонирование

16) Секвенция

17) Одноименные тональности

18) Параллельные тональности

19) Интервал. Звуки интервала

20) Гармонические интервалы (консонансы, диссонансы) и мелодические интервалы

21) 3 вида минора. 2 вида мажора

22) Простые и составные интервалы

23) Обращение трезвучий

24) Тритоны

25) Обращение трезвучий

26) Квинтовый круг

27) Аккорд

28) Трезвучие

29) 4 вида трезвучий

30) Септаккорд

31) D7

32) Обращения D7

33) Вводные септаккорды

34) Хроматизм. Хроматические вспомогательные и проходящие звуки

35) Отклонение

36) Модуляция

37) Тональности I степени родства

38) Характерные интервалы

39) Хроматическая гамма

40) Лады народной музыки

41) Буквенные обозначения

42) Синкопа. Триоли

43) Энгармонизм

44) Темпы

45) Знаки в тональностях

VI Методическая литература

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по УП «Сольфеджио». Срок обучения 8 лет. 2021 г.

2. Программа предмета «Сольфеджио» по ФГТ. Срок обучения 8 (9) лет.

3. Е. Золина, О. Сычевская. «Методические рекомендации по проведению выпускных экзаменов в ДМШ и ДШИ».

4. Хабибуллина О.В. «Ответы на экзаменационные билеты по теории музыки для учащихся выпускных классов ДМШ».