Методическая разработка доклада Предметное пространство учебной дисциплины «Инструментальная музыка», 2023
Данная методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы по программам «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_doklada.docx | 24.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рекомендована: Методическим советом МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета протокол № ____________ « » ________ 20___ года | Утверждена: Приказом по МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета « » ________ 20___ года №______ |
Методическая разработка доклада
Предметное пространство
учебной дисциплины «Инструментальная музыка»
Тайшет, 2023
Автор: Е.Д. Сычёва, преподаватель дисциплин
«Обучение игре на гитаре»,
«Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!»
Сычёва Е.Д. – педагог дополнительного образования дисциплин «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!»
Методическая разработка доклада
Предметное пространство
учебной дисциплины «Инструментальная музыка»
Предназначение
Данная методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы по программам «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!».
Конкретный читательский адрес
Методическая разработка может быть полезна педагогам, работающим по программам, целью которых является обучение детей игре на акустической гитаре в дополнительном образовании.
Предметное пространство
учебной дисциплины «инструментальная музыка»
Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов. Учитывая, что работа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, регулируется строгими стандартами, а ФГОС дополнительного образования не существуют, все же педагоги дополнительного образования знакомы с этим документом и ориентируются на требования, изложенные в нем.
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере дополнительного образования детей отсутствует.
Все основные аспекты работы учреждений дополнительного образования раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Осуществление образовательной деятельности в образовании в целом в современных реалиях способствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать содержательные, организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.
«В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и её внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)» (Логинова Л.Г.).
И тут очевидна связь требований к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ с требованиями к результатам освоения программ по ФГОС в школе (личностным, метапредметным и предметным).
В рамках предмета «Музыка» в соответствии с ФГОС в течение периода начального общего музыкального образования закладываются основы будущей музыкальной культуры личности, формируются представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Эффективной формой его освоения является практическое музицирование (пение, игра на доступных музыкальных инструментах, разные формы музыкального движения). В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Дополнительное образование в свою очередь располагает особыми возможностями расширить, углубить, дополнить базовое образование обучающихся в рамках предметной области «Искусство».Важным здесь является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которое несет в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). При этом ключевым моментом является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень и соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся: через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируются эмоциональная осознанность и рефлексивная установка личности в целом.
Таким образом, в МБУДО Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета в рамках дополнительных общеразвивающих программ «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!» реализуется учебная дисциплина «инструментальная музыка».
В контексте темы выступления, следует заметить, что термин «предметное пространство» не является официальным, не используется в специальной литературе и подразумевает предметное пространство, как пространство учебного предмета (дисциплины), несколько выходящего за рамки предметно-пространственной развивающей среды.
Может возникнуть вопрос, в чем разница между пространством учебной дисциплины и предметным пространством этой же дисциплины?
Термин «предметное пространство учебной дисциплины» органично соотносится со спецификой, целью дополнительного образования: создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личностии подразумевает совместную жизнедеятельность участников образовательного процесса, в котором разворачивается образование человека.
Именно организации совместной жизнедеятельности как соучастия в делах, событийности взаимодействия в предметном пространстве учебной дисциплины «инструментальная музыка» хочется уделить особое внимание.
Идея организации событийного сотрудничества возникла с появлением ДТО «Песня под гитару»; и второй год идет апробация организации взаимодействия обучающихся ДТО в ходе подготовки к мероприятиям и участия в них. Следует заметить, что с точки зрения событийного подхода понятие «воспитательное мероприятие» теряет свою формалистическую окраску и приобретет статус события, которое планируется, организуется и проводится как психолого-педагогическое явление. Его результатом будет индивидуальная или коллективная мысль, чувство сопричастности и сопереживания; «воспитательное мероприятие» станет событием жизни личности, коллектива. Таким образом, порождать событийность означает организовывать, превращать поведение в «произведение».
Событиями взаимодействия ДТО «Песня под гитару», ВИА «Играй, гитара!» стали следующие коллективные дела:
- совместная репетиционная деятельность;
- совместная подготовка концертных номеров;
- участие в массовых мероприятиях центра («День открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», «Вечер русского романса»);
- участие в конкурсах различных уровней («Радуга в ладонях»; международный многожанровый конкурс «Восхождение творческих звезд», международный фестиваль-конкурс «Ступеньки к успеху», межрайонный конкурс «Дар» в рамках проекта «Торжество милосердия» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
- участие в концертах (Онлайн-концерт ко Дню защитников Отечества, отчетный Новогодний концерт «В кругу друзей», музыкальные квартирники в Тайшетском краеведческом музее);
- совместная разработка и проведение тематических и итоговых мероприятий (ежегодное итоговое мероприятие «Душа моя – гитара»; литературно-музыкальная гостиная, посвященная, творчеству Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», интегрированное занятие «Музыкальное путешествие» для детей ДТО «Школа будущего первоклассника» и гитаристов).
В данное время работаем над подготовкой концертной программы в рамках социального проекта «Музыкальный подарок».
Таким образом, предметное пространство творческих объединений «Песня под гитару», ВИА «Играй, гитара!» наполнено эмоционально окрашенными событиями, различными формами взаимодействия, имеющими важное значение для реализации и развития творческого потенциала детей, что в целом гарантирует успех каждого ребенка, обучающегося по дополнительным общеразвивающим программам учебной дисциплины «инструментальная музыка» в едином образовательном пространстве.
- Бахчиева О.А. Государственная система дополнительного образования в условиях введения ФГОС общего образования нового поколения// Внешкольник .-2010.-№1.-с.27-31.