Работа над техникой в младших классах ДШИ

Гончарук Светлана Валерьевна

Техника дает возможность пианисту владеть не только различными пианистическими приёмами, но и всеми возможными инструментами. Поэтому развитие техники требует определённой многолетней работы, усердия, внимания и большого желания. Следовательно, приобретает технику тот, кто имеет в ней потребность…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx920.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств»

города Инты Республики Коми

«Заверяю»

                                                  Директору МБУДО «ДШИ» г. Инты

                                                  __________________ Е.В. Михайлова

                                                 

Методическое сообщение

Тема: «Работа над техникой в младших классах ДШИ»

Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано

С.В. Гончарук

г. Инта

2020

Содержание

1. Введение……………...………………………………………………………...3

2. Постановка руки. Два направления для успешной работы над мелкой техникой…………………………………………………………………………...5  

3. Основные проблемы. Работа над упражнениями……………………………8

4. Заключение……………………………………………………………………14

5. Список литературы…………………………………………………………..16              

1. Введение

         Современная методика работы над фортепианной техникой сформировалась благодаря длительному историческому развитию. Отношение и подход к технике менялись в зависимости от тех задач, которые ставила перед пианистами музыка, не стоящая на месте и постоянно развивающаяся.

         Абсолютно новые черты пианизма открывались великими композиторами и крупными пианистами. По мере развития фортепианной музыки композиторами создавались яркие, технически-сложные произведения, требующие новых приёмов игры. Перед пианистами вставали новые проблемы, при этом образовался огромный разрыв между возникающими требованиями и старыми приёмами игры. Из-за этого разрыва многие поколения пианистов расплачивались изнурительным и малопродуктивным трудом, зачастую приводившим к профессиональным заболеваниям рук. Исторические факты доказывают, что в предыдущую эпоху методы технического развития основывались на механическом развитии пальцев, на отделении их тренировки от действий руки и изоляции пальцевых движений. Старая методика предлагала технические упражнения как основной материал для обучения игре на фортепиано. В настоящее время к упражнениям прибегают лишь тогда, когда возникает в них потребность (например, в качестве закрепления нового пианистического приёма).              Лист Ф. очень мудро и точно подметил: «Не от упражнений зависит техника, а от техники упражнения».

          Не сразу осознали и то, что на смену клавесину пришло фортепиано с разнообразием динамических оттенков и  приёмов звукоизвлечения. Старая методика столкнулась с неразрешимыми проблемами. Начались поиски новых способов овладения техникой. Постепенно пришли к выводу, что при качественной игре должна присутствовать не только беглая пальцевая техника, но ещё  и естественность, техническое владение своим аппаратом, всей рукой, туловищем, и даже ногами.

          В процессе длительных споров, обсуждений, которые включали в себя осмысливание всего предшествующего развития фортепианной музыки, исполнительской практики и педагогической деятельности, сложились современные взгляды на технику.

          Само понятие техника очень обширное. Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений и навыков, приёмов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. Техника – одно из важнейших составляющих  настоящего пианиста – исполнителя. Неправильно понимать под словом «техника» только то, что касается скорости, силы, беглости, выносливости. В это понятие входит ещё ровность, отчётливость и чистота исполнения. Важно отметить, что без активной работы слуха не будет качественной работы над техникой. Также важно «умение думать вперёд».

         Техника даёт возможность пианисту владеть не только различными пианистическими приёмами, но и всеми возможностями инструмента. Поэтому развитие техники требует определённой многолетней работы, усердия, внимания и большого желания. Следовательно, приобретает технику тот, кто имеет в ней потребность. Конечно, усиленное развитие техники происходит в старших классах ДШИ, так как физические и психические возможности ученика позволяют добиваться гораздо большего, нежели в младших классах. Но ведь вся работа начинается с момента первой встречи с клавиатурой…

         

         2. Постановка руки. Два направления для успешной работы над       мелкой техникой.

         Вся техника делится на два вида: мелкая и крупная. В основе работы над техникой в младших классах ДШИ лежит мелкая техника.

          Сюда относят:

  • различные пятипальцевые позиции;
  • гаммы и гаммообразные пассажи;
  • трели;
  • ломаные терции;
  • фигурации;
  • аккорды и интервалы в тесном расположении.

         Поскольку в младших и средних классах ДШИ рука ученика   небольшая, то упор в работе, прежде всего, делается на развитие мелкой техники.

          Существует множество способов развития  мелкой пальцевой техники. Но всю работу можно объединить в два направления:

  • правильная постановка руки, работа над аппаратом и   звукоизвлечением;
  • развитие активности и беглости пальцев.

         Большое  значение  для формирования  верных  пианистических движений имеет правильная постановка руки юного пианиста. Ведущие специалисты фортепианной педагогики советуют: руки должны лежать на клавиатуре, при этом плечи должны находиться не в приподнятом, а в опущенном положении. Если плечи подняты – руки подвешаны, что мешает воспроизводить качественный звук. Пальчики должны быть полусогнуты, образовывая между первым и вторым пальцем «полукольцо». Кончики пальцев должны быть активны и крепко скреплены с клавишами, но рука должна быть не в зажатом состоянии. Пальцы должны по очереди переступать по клавишам, не осуществляя никаких лишних движений. В момент игры важно следить, чтобы палец без нащупывания активно брал клавишу, не вталкиваясь в неё.

         Рука должна плавно и непрерывно перемещаться вслед за пальцами, создавая каждому из них наиболее удобное положение. Выдающийся  педагог – пианист  Тимакин Е. пришёл к выводу, что «палец служит своеобразной точкой опоры, перемещение которой должно осуществляться без толчков. Кисть работает вместе с пальцами. В тоже время активные ведущие пальцы строго ограничивают свободу кисти, не позволяя ей разбалтываться».

         В работе над раскрепощением аппарата и техническими задачами педагог должен учитывать, что интенсивность работы плеча и спины зависит от музыкально – динамической задачи. Когда активно действуют крупные части аппарата, пальцы остаются свободными, кисть подвижной. Всё это происходит за счёт распределения нагрузки. Если умело распределить эту нагрузку, можно научиться играть с минимальной затратой сил, что  тоже очень важно при работе над техникой.

         В работе над мелкой техникой огромную роль играет развитие гибкости первого пальца. Обычно первый палец очень ленивый, что препятствует быстрой и ровной игре. Отыгравшие пальцы перемещаются в сторону, стремясь сузить позицию руки. Именно благодаря этому, первый палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания. Подкладывание первого пальца должно осуществляться плавно, без лишних движений кисти. Поэтому первый палец учится быть подвижным и не напряженным, развивает ловкость и лёгкость. При переходах на «стыках» позиций первый палец готовится заранее, не меняя уровня кисти. При обратном движении третий и четвёртый палец при собранной позиции       удобно перекладывать. Перекладывание третьего и четвёртого пальцев через первый происходит по тому же правилу плавного перехода и их готовности к следующей позиции.

         В работе над мелкой техникой следует соблюдать пропорции трёх факторов: активных ведущих пальцев,  гибкой кисти, объединяющего движения руки.

         Задача первого направления состоит:

  • в освобождении аппарата;
  • в приобретении лёгкости в пассажах;
  • в связанности и цельности.

         Тимакин Е. предлагает второе направление развития мелкой техники, которое связано с механическим развитием пальцев. Оно заключается в четырёх действиях:

  • быстрое взятие клавиши кончиком пальца;
  • моментальное освобождение от давления на клавишу;
  • отскок предыдущего пальца;
  • быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

         При этом конечная цель состоит в том, чтобы все четыре действия производились в одном импульсе. Благодаря второму направлению, в пальцах вырабатывается активность, сила и независимость, достигается ровный и ясный звук.

         Для развития мелкой пальцевой техники важны оба направления, причём они должны взаимодействовать между собой.

          3. Основные проблемы. Работа над упражнениями.

          Основными проблемами в технике при игре юного пианиста  являются:

  • несамостоятельность и недостаточная активность пальцев;
  • малая подвижность и напряжённость первого пальца;
  • несобранная в естественную позицию рука;
  • зажатия в аппарате.

         Все эти проблемы мешают нормальному развитию техники. Чтобы избавиться от недостатков в игре, ученику надо проявлять большую настойчивость и усидчивость. Либерман Е. советует: «Не мириться с тем, что не получается, не отсиживаться за инструментом без желания и без мысли, искать способы, облегчающие преодоление тех или иных трудностей, ставить перед собой музыкально – технические задачи, не успокаиваться, пока они не будут разрешены. Стремление к выразительному и совершенному в пианистическом отношении исполнению всегда остаётся главной пружиной технического продвижения »

         При работе над гаммами и гаммообразными пассажами важно не только качество звука, ровность, отчётливость, но и то, как «берётся» клавиша при нажатии. Учащиеся должны научиться сочетать активный пальцевой удар с опорой пианистически свободной руки на клавиатуру.

         Ведущие педагоги отмечают, что когда начинается работа над активизацией пальцевого удара, нередко нарушается первоначально налаженный контакт с клавиатурой. Известно, что для активизации пальца необходима работа в медленном темпе с высоким поднятием пальца и резким опусканием на клавишу, при этом роль объединяющих движений кисти и руки сводится почти к нулю. Это может привести к потере контакта пальца с клавишами. Очень важно научиться играть любой пассаж как «на одном дыхании», на хорошей опоре, чтобы локти были свободны, а кончики пальцев цепкими.

          Legato при исполнении гамм должно ощущаться как бы внутри ладони, кисть при этом следует вести плавно и спокойно на одном уровне. Нужно помнить, что ровность и полнота звучания достигается при постоянном ощущении опоры.

          Для развития самостоятельности и независимости пальцев, для их активизации полезно использовать следующие упражнения:

         Ш. Ганон

         Данное упражнение полезно играть  сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

         А. Шмидт - Шкловская

         При исполнении данного упражнения важно выполнить несколько требований, которые помогут приблизиться к желаемому результату:

  • опираясь на задержанный звук, шестнадцатые необходимо брать свободно и легко;
  • нельзя затормаживать движение пальцев (палец должен активно «захватить» клавишу, а не вталкиваться в неё.

         В младших и средних классах 4-й и 5-й пальцы несамостоятельны. Для их развития полезно использовать следующее упражнение:

         В основе лежит пятипальцевая позиция с опеванием 5- ой ступени в правой руке и 1 ступени в левой. Упражнение полезно играть от разных звуков или играть подряд, как секвенцию.

         Существенной проблемой на начальном этапе обучения является подкладывание первого пальца. Он по своей физической природе является противовесом четырём остальным. Рука детей не приспособлена к игре ровных пассажей, чаще всего присутствуют лишние движения или так называемые «вихляния» кисти. Происходит это из-за несобранной в позицию руки и из-за тяжёлого и ленивого первого пальца.

         Для облегчения первого пальца и улучшения его подвижности, рекомендуется использовать следующие упражнения:

         А. Шмидт-Шкловская  упражнение «Щеточки»

         Данное упражнение играется кончиком 1-го пальца, на staccato. Способствует развитию цепкости 1- го пальца. 

         Для развития ловкости 1-го пальца

         Данные упражнения полезно играть в разных тональностях, секвенциями. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать толчков на чёрной клавише и не поднимать кисть. Вообще, все ведущие педагоги-пианисты советовали при исполнении пассажей, этюдов, гамм держаться ближе к чёрным клавишам, чтобы при переходах с белых на чёрные клавиши не пришлось двигать рукой.

         Работа над трелями также начинается на начальном этапе обучения, так как этот вид украшения встречается во многих произведениях. Хорошо подготавливает к трелям следующее упражнение:

         А. Шмидт-Шкловская

         Данное упражнение играется  двумя руками на legato. Способствует развитию собранной пятипальцевой позиции и трели, которые приходятся на 1, 2 и 4, 5 пальцы.

         По мере роста руки ученика начинается работа над трехзвучными аккордами. На начальном этапе обучения в аккордах и интервалах приходится уделять внимание одновременности звучания голосов и выделению верхнего голоса в правой руке, нижнего в левой. Поэтому очень важно научить юного пианиста распределять вес руки, который нужно сосредоточить на мелодии. Рука не должна сковываться или зажиматься, что обычно происходит из-за того, что нужный звук выделяется одним пальцем.               Рекомендуется использовать следующее упражнение:

         А. Алексеева   

   

         В данном упражнении несколько раз извлекается «глубоко» верхний звук соответствующим пальцем. Затем исполняется весь аккорд, с ощущением в руке, при извлечении верхнего звука. Чередовать звуки и аккорды надо до тех пор, пока трудность не будет преодолена. Извлекать аккорды нужно свободным погружением руки в клавиатуру, освобождая её после взятия. Пальцы всегда в активном состоянии, кисть не зажата. Полезно поиграть аккорды в разных тональностях, от разных звуков, различными штрихами.

         Любые гаммы, пассажи, трели можно играть разными вариантами, используя методы ритмических вариантов, методы наращивания пассажей, с различными динамическими оттенками и штрихами, методы игры с различными акцентами. Принципиально важно после работы с применением какого-либо метода, вернуться в исходный вариант.

         

         4. Заключение.

          При работе над техникой, педагогу необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь у каждого ребёнка разное индивидуальное строение рук и различный технический уровень. Важно точно подобрать то или иное упражнение, наиболее целесообразное в данный момент обучения. Педагог должен учитывать все физиологические и психологические особенности ученика. Так же важно педагогу проявлять терпение, которого зачастую не хватает. Главное, чтобы развитие происходило постепенно, а принцип работы должен быть «от простого - к сложному».

         Никогда не надо стремиться работать только над беглостью. Если нет ровности и отчётливости, то нельзя переходить к быстрому темпу. Нужно помнить, что любая работа начинается в медленном темпе. По мере развития физиологических качеств ученика, усложняются тональности, ускоряется темп. Важно с младших классов отмечать все плюсы и минусы работы ученика. Так же нужно помнить, чтобы ученик развивался симметрично: работая над техникой в правой руке, не забывать работать и над левой.

         Нельзя превращать занятия над упражнениями в бессмысленную «зубрёжку». Каждому ученику надо дать понять, что в упражнениях происходит закрепление пройденного материала, ликвидация технических отставаний.

          Нельзя не сказать о гигиене труда пианиста. Почти все учащиеся рано или поздно сталкиваются с неприятными ощущениями утомляемости рук. Утомлённая рука теряет много важных для игры качеств: точность, подвижность, силу и ровность пальцев, причиной этого может быть неэкономная игра. Расходование энергии мышц при игре в быстром темпе такое же, как и в медленном темпе. Утомляемость рук – следствие скованности рук, неразвитости пальцев.

          Педагогу важно проявлять инициативу и творческую активность. Если ученик маленький, то можно придумать названия для упражнений. Полезно приводить примеры произведений в которых встречаются элементы упражнений.

          Выдающийся педагог-пианист Тимакин Е. подчёркивал, что «работа над техникой - это работа над слухом, умение быстро играть – это умение быстро мыслить». Работа над техникой, требует также яркости образных представлений, глубины переживаний,  слухового развития. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности, скованности, неровности, а также «немузыкальности». Музыкальность должна присутствовать в любой технической работе, поэтому важно никогда не забывать о взаимосвязи технического и музыкального развития.

         

         Список используемой литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978

2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1985

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988

4. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1984

5. Шмит – Шкловская А. О воспитании пианистических навыках. Л., 1985