Работа над техникой в младших классах ДШИ
В основе работы над техникой в младших классах ДШИ лежит мелкая техника, поэтому в данной работе изучены виды мелкой техники, обозначены два направления развития, выделены основные проблемы и рекомендованы упражнения для их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.52 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Техника – сумма умений и навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. Неправильно понимать под словом «техника» только то, что касается скорости, беглости, выносливости. В это понятие входит еще ровность, отчетливость, качество. Вся техника делится на 2 вида: Мелкая Крупная
Поскольку в младших классах ДШИ рука ученика небольшая, то упор в работе, прежде всего, делается на развитие мелкой техники . Сюда относят : различные пятипальцевые позиции; гаммы и гаммообразные пассажи; трели; ломаные терции; фигурации; аккорды и интервалы в тесном расположении.
Существует множество способов развития мелкой техники , но всю работу можно объединить в 2 направления: постановка руки, работа над аппаратом и звукоизвлечением ; развитие активности и беглости пальцев.
Р абота над аппаратом сидеть естественно, следя за осанкой; не поднимать плечи во время игры; локти не прижимать к корпусу, но и сильно не разводить в стороны, они должны находиться в один уровень с клавиатурой.
П остановка руки форма пальцев – закругленная, образуя между 1 и 2 «полукольцо»; прикасаться к клавишам нужно подушечками пальцев; суставы пальцев не должны прогибаться; рука ближе к черным клавишам.
З вукоизвлечение естественность корпуса; ощущение веса свободной руки; легкость 1-го пальца; эластичная, гибкая и упругая кисть; ощущение цепкости кончиков пальцев.
Н аправления для развития мелкой техники Первое направление: освобождение аппарата; приобретение лёгкости в пассажах; связанность и цельность. Второе направление: быстрое взятие клавиши кончиком пальца; моментальное освобождение от давления на клавишу; отскок предыдущего пальца; быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей. Важны оба направления, причем они должны взаимодействовать между собой.
О сновные проблемы при игре юного пианиста: несамостоятельность и недостаточная активность пальцев; малая подвижность и напряжённость 1-го пальца; н есобранная в естественную позицию рука; зажатия в аппарате . Все эти проблемы мешают нормальному развитию техники. Чтобы избавится от недостатков в игре рекомендуются следующие упражнения .
Р абота над упражнениями
Ш . Г анон Данное упражнение следует играть сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.
А . Ш мидт- Ш кловская При исполнении данного упражнения важно опираться на задержанный звук, шестнадцатые при этом брать свободно и легко, не задерживая движение пальцев.
У пражнение для развития 4-го и 5-го пальцев Данное упражнение следует играть сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.
А . Ш мидт- Ш кловская упражнение «Щеточки» для легкости и подвижности 1-го пальца Данное упражнение играется кончиком 1-го пальца на staccatto .
У пражнения для развития цепкости 1-го пальца Данные упражнения полезно играть в разных тональностях. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать толчка на черной клавише и не поднимать кисть.
А . Ш мидт- Ш кловская Данное упражнение играется двумя руками на legato , способствуя развитию собранной пятипальцевой позиции и трели, которые приходятся на 1, 2 и 4, 5 пальцы. Упражнение, подготавливающее к трелям
А . А лексеева Упражнение для одновременного звучания голосов и выделения верхнего голоса В данном упражнении несколько раз извлекается глубоко верхний звук соответствующим пальцем, затем исполняется весь аккорд, с ощущением в руке при извлечении верхнего звука.
Любые гаммы, пассажи, трели полезно играть, используя следующие варианты: игра с различными акцентами; наращивание пассажей; игра различными динамическими оттенками и штрихами. Важно после работы с применением какого-либо варианта, вернуться к исходному.
Заключение Работа над техникой - это работа над слухом, умение быстро играть – это умение быстро мыслить… Е. Тимакин
Список используемой литературы: 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978 2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1985 3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988 4. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1984 5. Шмит – Шкловская А. О воспитании пианистических навыках. Л., 1985
Спасибо за внимание!