Воспитательный потенциал уроков музыки
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта. Базовые национальные ценности. Роль музыкального искусства в воспитании учащихся на уроках музыки. Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_urokov_muzyki.docx | 44.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Воспитательный потенциал уроков музыки»
«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека».
В.А.Сухомлинский
Урок музыки в общеобразовательном учреждение - мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи, ведь дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более сенситивным(лучше воспринимаемым).
Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования, и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В содержании федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения» входит, в том числе и музыкальная деятельность, способствующая личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
В содержании ФГОС второго поколения выделяется такая базовая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя:
-базовые национальные ценности;
-основные элементы научного знания;
-универсальные учебные действия.
Базовые национальные ценности
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура.
Воспитательное и обучающее пространство образовательной школы, составляющей основу государственно - общеобразовательной системы воспитания, должно наполняться ценностями общими для всех россиян. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены, как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России.
Актуальность избранной темы состоит в том, что на сегодняшний день имеют место проблемы музыкального воспитания детей в современной ситуации кризиса культуры и образования. При снижении нравственно-эстетического уровня образования тщетным становятся воззвания к прекрасному, доброму, вечному. В обществе культивируются совсем другие ценности и идеалы, не требующие ни культуры чувств, ни культуры знаний, ни культуры веры. Нет смысла в высочайших духовных ценностях человечества. Если ими некому воспользоваться, если они никого не интересуют, никому не нужны.
Только образование, способствующее становлению личности, её неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способно поддерживать на должном уровне духовные ценности общества, его менталитет, гарантировать их обогащение и развитие. Поэтому смысл реформирования современной школы в перестройке её иззнаниецентрической в школу культуры. Это не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви.
Видные деятели 19 века о музыкальном воспитании учащихся
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Все школьные уставы предлагали местному «начальству позаботиться о преподавании музыки по мере возможности». Конец 19века в России педагог-реформатор Степан Васильевич Смоленский впервые в школьное образование ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры.
2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы.
3.Развивающая - обучение приёмам пения.
Сергей Миропольский останавливается на педагогическом, воспитательном значении музыки: «Заключая в себе элементы научного знания, она в то же время в высшем моменте своего развития является одним из высших искусств в области творческой деятельности человека». Он выделяет значение хорового пения, которое является:
а) навыком к дружному совокупному действию;
б) разумным стремлением общими силами достигнуть цели;
в) привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.
К.Д.Ушинский писал о воспитательных возможностях хорового пения: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильное чувствующее сердце»
Цель моего проекта является определение важности роли музыкального искусства в воспитании учащихся на уроках музыки.
Задачи:
-Развивать творческий потенциал личности на уроках.
-Воспитывать нравственно-эстетические качества.
-Воспитывать патриотические чувства.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
1.Теоритический анализ литературы.
2.Обобщение педагогического опыта.
Первоочередной задачей я считаю донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству.
Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему я учу детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем.
Моя задача не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
Я учу школьников ориентироваться в мире музыки, прививаю им вкус и приобщаю к высшим духовным ценностям, учу познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.
Для решения поставленных задач я создаю психологический комфорт, который предполагает наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием в связи с явлением шизофании (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки.)
Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.
Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы– все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.
Влияние классических и народных произведений
на нравственно-эстетическое воспитание детей
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие .Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
Урок музыки имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников я развиваю способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Слушая, народную и классическую музыку они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищаются природой.
Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно раскрываю художественный образ, добиваюсь того, чтобы он дошёл до внутреннего мира каждого ребёнка, прививаю любовь к родной природе. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность.
Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, оркестровые произведения Анатолия Лядова: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора" и т.д. «Детский альбом» П.И.Чайковского заставляет детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. «Утренняя молитва» - пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений. «Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро. Музыка, как всегда, у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую мы будем петь.
Представьте, если недалеко от школы есть прекрасный уголок, где вечернее небо отражается в зеркальной глади пруда, с луга доносится пение птиц; звонкой песней кузнечики встречают вечернюю прохладу. Здесь можно слушать музыку природы перед тем, как разучить русскую народную песню «Ты, река ль моя,реченька». В этой песне прекрасно передано восприятие красоты реки. В ее мелодии дети улавливают музыку, которая очаровывает в тихие летние вечера. Здесь же, в этом уголке, можно и разучить эту песню. А потом, исполняя песню в классе, пробуждаются воспоминания о красоте реки. В лесу можно слушать музыку солнечного полдня. Тихо шелестят листья на высоких деревьях, стучит дятел, где-то воркочет дикая голубка-горлица, слышно кукование кукушки. Чувства, навеянные этой музыкой, открывают перед детьми красоту песни А. Аренского "Кукушка". С большой любовью ребята поют хором "Колыбельную" В. Моцарта, чешскую народную песню "Сорока", "Детскую песенку" П. Чайковского, "Осеннюю песенку" Д. Васильева-Буглая, польскую песню "Пение птичек". У детей появляются любимые произведения: "Летите, голуби, летите" И. Дунаевского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Песня о маме" О. Сандлера, русские народные песни "Ходила младешенька по борочку», «А я по лугу», «Вдоль по улице молодчик идёт».
Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Только песня с ее чарующей мелодией способна донести до сознания и сердца эти картины. Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы ученики стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и чувствительность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. Песня утверждает поэтическое видение мира.
Главная задача на уроке - это воспитание потребности в красивом, она утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого»,- гласит старинная мудрость. Зло и подлинная красота несовместимы. Образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Восприятие музыки как главный фактор воспитания
Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).Не представляется нравственно-эстетическое воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Каприс №24» Н.Паганини и т.д.
Главное – организовать интонационное постижение сущности, как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово учителя о музыке должно вещать, о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.
Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т.п.
В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский.
Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования.
Например, я говорю: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». «Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи – все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский).
Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.
В связи с этим не менее важной проблемой является организация на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока» (Е. Кулинкович). Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является главным действующим лицом, организовать диалог и полилог с композитором, между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить на уроке музыки, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.
Как считает Л.В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:
- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);
- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, т.е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.
Как отмечает Л.С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей мы слушаем и пропеваем мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами нравственно-эстетического развития
На уроках в общеобразовательном учреждении звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.
Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных ритуалов, праздников, в концертном зале, на уроках. Данная точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешней стороне. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент я делаю на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове. Исполнение произведения предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и «оправдывающий» свое словесное окружение. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности», главное — не только «обучать», но и обеспечить «влияние» на нравственность.
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки.Развитие навыков импровизации служит основой формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру. Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества.
Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства.Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью, и т. д. Контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творений искусства.
Внимание школьника направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате незаметно преодолевается барьер специфической художественно-образной выразительности отдельных видов искусства, что помогает познать многомерность, разобраться в положительных или отрицательных эмоциях. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор –это человек, который сочиняет музыку. Вальс –это танец, шарманка –это старинный музыкальный инструмент и т.д. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства переданные в музыке. Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная. Дети пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза, и т.д.
Нравственное воспитание на уроках музыки является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.
Практические рекомендации для наиболее успешного нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки:
1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.
4. Проводить музыкально-обрядовые игры.
5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.
Таким образом, ведущими признаками, определяющими нравственно-эстетическое развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.
Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Список используемой литературы.
1.Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.
2.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.
3.Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.
4.Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.
5.Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.
6.Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение,2010
7.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2010
8.Примерные программы начального образования. В 2ч.-(Стандарты второго поколения).- М.: Просвещение,2008
9.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7классы. Искусство. 8-9 классы./Авторы: Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2010
10.Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.:Просвещение,1990
11.Потошник М.М. «Требование к современному уроку» М.: Центр педагогического образования 2008.-272с.
12.Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»-М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010-172с.