Развитие чувства патриотизма на уроках музыки

Михтеева Елена Юрьевна

Патриотическое воспитание играет важную роль.  Патриотизм включает в себя... Творчество русских композиторов несет в себе большую воспитательную ценность. Формирование патриотических чувств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие чувства патриотизма на уроках музыки

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать»

Д.Лихачев

      Чтобы человек уважал и любил  свое Отечество, свой народ, свою культуру, традиции – надо его таким воспитать.

    Патриотическое воспитание играет важную роль в становлении личности каждого человека. Сегодня это одна из приоритетных задач общеобразовательных учреждений – формирование гражданских ценностей, патриотизма, проявляющегося в чувстве любви к своей стране и ответственности за ее судьбу, почитающего историю своей страны, его культуру и имеющего чувство долга перед государством.

Патриотизм включает в себя:

  • Гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;
  • Уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный.  От того, что вложил педагог в душу ребенка,  будет зависеть становление и развитие его патриотических черт, готовности к активной гражданской  позиции и деятельности. Ведь детство и юность это самая благодатная пора для привития чувства любви в своей Родине.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ,
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ,
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.

     К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

    Основными формами патриотического воспитания является урочная и внеурочная деятельность. Воспитывать патриота нужно на каждом уроке. В патриотическом воспитании большая роль отводится уроку «Музыка». Ведь именно через музыкальное искусство этот урок формирует любовь к ближнему, к своему народу, к Родине, к  ее традициям и культуре. Приоритетом является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства.

      Содержание программы учебного предмета «Музыка» разделена на такие разделы как:  «Россия-Родина моя», «О России петь, что стремиться в храм», «День, полный событий», Гори, гори ясно, чтобы не погасло» и.т.д.

       В начальной школе ученик знакомится с государственной символикой:  флаг, герб страны и города или региона; разучивают гимн России, узнают историю символики.  При исполнении Гимна России формируются этические нормы поведения, развиваются чувство гордости за свою страну, российский народ, историю России.  Ребята называют другие символы России (Храм Христа Спасителя, Красную площадь, здание Большого театра и.т.д.),  рассуждают, что для них значит Родина и за что  ее любят. На уроке совершается виртуальная экскурсия, дети узнают знакомые места и этому радуются, а кто не был -  хочет побывать в этих местах.

     Творчество русских композиторов несет в себе большую воспитательную ценность. Перед учащимися проходят страницы русской истории разных времен. Через произведения русской классики  С. Прокофьева (кантата «Александр Невский»), М. Глинки (опера «Иван Сусанин»), А. Бородина (опера «Князь Игорь»), Б. Тищенко (балет «Ярославна») - они знакомятся  с защитниками земли русской с  Александром Невским, Иваном Сусаниным, Александром Суворовым, князем Игорем, Кириллом и Мефодием, Сергием Радонежским, княгиней Ольгой и многими другими.

     Например, при знакомстве с оперой «Иван Сусанин»  учащихся  прошу ответить на  вопрос:

«Было ли страшно Ивану Сусанину идти на верную смерть, уводя поляков от Москвы?»

«Тебе было бы страшно на его месте?»

«Как бы ты поступил на месте Сусанина?»

«Многие люди совершили бы такой поступок?»

«Современен ли такой герой сейчас?»

«На месте каких персонажей ты бы хотел быть?»

     Ребята узнают об их подвигах, приводят примеры героизма  сегодняшних дней.

     Урок музыки знакомит с петровской эпохой, с жанром канта, рождение которого связано с временами правления Петра 1, слушают и исполняют песни о героических событиях истории Отечества («Орле Российский», «Радуйся, Росско земле!», «Марш Преображенского полка»,  «Солдатушки, бравы ребятушки»), сочиняют тексты кантов.

     На уроках постоянно происходит знакомство с историческими событиями Отечества, былинными героями, преданиями. И просмотр фильмов о России, о Великой Отечественной войне,  героях воспитывает чувство патриотизма.

      А сколько живописных картин, памятников современных и далеких эпох, скульптур, архитектурных сооружений, посвященных героическим образам,  мы рассматриваем на уроках, выявляем их жизненное содержание! Это вызывает интерес, и ребята  приходят к мнению, что все это достояние поколений, которое позволяет нам ощущать нашу историю. Это как вечный факел, который передают друг другу поколения.

     Образы родной природы раскрываются не только в произведениях литературы, изобразительного искусства, но и в музыке. Такие музыкальные сочинения, как «Вечер» С. Прокофьева, « Осень» П. Чайковского, «Жаворонок» М. Глинки, «Горные вершины» А. Варламова и многие другие  воспитывают чувство любви и уважения к родной природе, к родному краю. Знакомство с образами природы в музыке русских композиторов помогают почувствовать и понять свое собственное отношение к родной земле.

     Таким образом, на уроках музыки  происходит формирование патриотических чувств, основ российской гражданской идентичности, воспитание и уважение к историческому и духовному наследию, любви к родному краю и родной природе.

Использованная литература:

1. Е.В. Бондаревская Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, Ч.1.,1993

2. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»

3. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание: система работы. Волгоград, 2006

4. И.А. Тисленкова. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград, 2006

5. Современные проблемы музыкального образования и воспитания младших школьников. Сборник научных статей, ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», 2010

6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование, 2005. – № 4