Проект - "Композиторы - детям"
Пояснительная записка
Проект «Композиторы - детям» адресован учащимся средних и старших классов «Районной детской школы искусств», и представляет собой сценарии мероприятий, в которых принимают участие учащиеся и преподаватели. Знакомясь с композиторами разных эпох и стилей, ученики сами исполняют их произведения – В. Гаврилин, А. Ф. Гедике, Д. Д. Шостакович, С. Слонимский.
В процессе обращения к этой теме, используется показ художественных фото и видео материалов, презентаций. Восприятие музыки в живом исполнении: фортепиано, баяна, гитары, хора младших и старших классов, выражение эмоциональных впечатлений детей в рисунках. В ходе реализации мероприятий проекта используются ИКТ – технологии: компьютер, интернет – ресурсы, слайдовые презентации, мультимедийное оборудование.
Проект доступен для использования в работе педагогов ДШИ и ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.37 КБ |
hromushin_-_lektsiya-kontsert.doc | 78.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дополнительного образовательное образования
«Районная детская школа искусств»
пгт. Октябрьское
ПРОЕКТ
«Композиторы - детям»
Информационно – познавательный, долгосрочный, для
Учащихся ДШИ и ДМШ.
Автор: Слободскова Ольга Александровна.
Преподаватель фортепиано, музыкальной литературы и слушания музыки.
2023 г
Пояснительная записка
Проект «Композиторы - детям» адресован учащимся средних и старших классов «Районной детской школы искусств», и представляет собой сценарии мероприятий, в которых принимают участие учащиеся и преподаватели. Знакомясь с композиторами разных эпох и стилей, ученики сами исполняют их произведения – В. Гаврилин, А. Ф. Гедике, Д. Д. Шостакович, С. Слонимский.
В процессе обращения к этой теме, используется показ художественных фото и видео материалов, презентаций. Восприятие музыки в живом исполнении: фортепиано, баяна, гитары, хора младших и старших классов, выражение эмоциональных впечатлений детей в рисунках. В ходе реализации мероприятий проекта используются ИКТ – технологии: компьютер, интернет – ресурсы, слайдовые презентации, мультимедийное оборудование.
Проект доступен для использования в работе педагогов ДШИ и ДМШ.
Проблема развития творческого потенциала ученика, воспитание человека-творца стоит очень остро в нашем обществе. Главной задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника, но и формирование развивающейся личности в развивающемся мире. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка и важно пробудить интерес детей к познанию.
Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно высока. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», утверждал Б. Асафьев. Многие ученые и педагоги-музыканты признают важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции. Введение ребенка с самого раннего детства в мир музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из ступенек в формировании личности ребенка.
Цель: Формирование духовно – нравственной культуры ребенка через восприятие классической музыки и участие в исполнительском процессе.
Задачи:
- Приобщение детей к классической музыке.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Развитие познавательного интереса к музыкальной культуре.
- Развитие творческих способностей через исполнительский процесс.
Участники проекта: учащиеся «Районной детской школы искусств», педагоги.
Материалы и оборудование:
- Произведения современных композиторов;
- Музыкальные инструменты;
- Наглядный, иллюстрированный материал (портреты композиторов);
- Слайдовые презентации).
- Интернет – ресурсы.
- Аудио, мультимедийное оборудование.
Методы
- словесные (сравнения и сопереживания);
- наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно- выразительный);
- метод наблюдения.
Использование элементов педагогических технологий:
- информационно- коммуникационной;
- личностно-ориентированного подхода;
- проблемного обучения.
«Валерий Александрович
Гаврилин».
Добрый день дорогие друзья! Мы продолжаем серию концертов «Портреты композиторов». Судьбы большинства композиторов второй половины XX века печальны. Люди, сочинявшие музыку, уходят из жизни, и их произведения перестают звучать, а вспоминают о них разве что по случаю юбилейных дат, и их имена и сочинения, увы, исчезают. И лишь единицы, покинув этот мир, продолжают жить в своей реально звучащей музыке. Один из немногих отечественных мастеров второй половины ушедшего века, кому оказалась уготовленной славная посмертная судьба - Валерий Александрович Гаврилин.
Родился будущий композитор в 1939 году, в Вологде. На вологодской земле он провёл свое детство и всегда бережно хранил память о славных русских людях, мастерах и умельцах, живущих в этом северном крае. Это они научили видеть все настоящее, неподдельное: красоту земли и людей – душевных и правдивых. Просто и свободно разворачивается музыка в его произведениях: поёт ли её человеческий голос или рассказывает рояль.
В. Гаврилин «Прелюд»
Трудным и тернистым был его путь к обретению профессии, к признанию. Отец погиб в 1940 году, в 1950 арестовали мать. Гаврилин пишет в своих воспоминаниях: «Всё детство, пока не арестовали маму, я прожил в вологодской деревне, без радио и без электричества. Страстно хотел быть гармонистом. Представлял, как я растягиваю гармонь, и все восхищаются….». В детдоме заметили склонность Валерия к музыке. Он стал ходить в музыкальную школу и очень старался, занимался днями на пролёт, и, наконец, едет учиться в Ленинград. «Сначала я просто учился играть на рояле, тогда мне было 15 лет. Пальцы плохо двигались, упражняться приходилось много. И, наконец, стало что-то получаться».
В. Гаврилин «Танцующие куранты»
Валерий Гаврилин воспитывался в детском доме. Первая учительница, Тамара Дмитриевна Томашевская рассказывала: «Наша первая встреча с Валериком произошла на репетиции хора. Один мальчик, стоящий в верхнем ряду, пел так увлечённо, с такой самоотдачей, что мне захотелось побеседовать с ним. Наша встреча состоялась и порадовала меня открытиями: у мальчика были великолепные музыкальные данные. Начались наши занятия. В мальчике меня поразило недетское желание как можно больше знать. На одном из уроков он протянул мне своё первое сочинение – вальс». Так Валерий стал сочинять музыку.
Гаврилин вспоминает: «Сегодня видел: маленький мальчик стоял под моим окном, пока я играл, и никакими уговорами нельзя было его увести. Когда его взяли силой и увели, он заплакал. И я подумал: музыка будет жить до тех пор, пока будут дети с непреодолимой тягой к ней.
В. Гаврилин «Лисичка поранила лапку»
С 1954 года Гаврилин учится в школе – интернате для музыкально-одаренных детей при Ленинградской консерватории. Начались годы упорного труда. Как вспоминает друг Гаврилина, Вадим Вайлер: «У нас горели глаза, когда мы слушали настоящую музыку. Нам казалось, вот-вот оно придёт – это счастье, успех. Надо только тренироваться с утра до вечера, играть новые этюды и заниматься музыкой». Сам Валерий Гаврилин вспоминает: «Мы жили удивительно дружно, очень голодно, но дружно и фанатично занимались музыкой. Ходили на все концерты. Играли в четыре руки и даже ночью, тайком, подкрадывались в музыкальный класс и занимались».
В 1958 году Гаврилин поступает в консерваторию, на композиторское отделение и начинает писать музыку. Он пробует себя в разных жанрах: это и сюиты, сонаты, вокальные произведения. В душе он всегда оставался ребенком, начинал играть что-то новое, и был очередной шедевр. Уже к последним годам учёбы в консерватории, Гаврилин был оригинальным композитором, со своими музыкальными идеями. Основной тон музыки Гаврилина всё же грустный, но удивительно, напоенная горечью музыка, не вызывает страдания в тех, кто её слушает, она его врачует, приглушает, снимает боль.
В. Гаврилин «Частушка»
Музыка Гаврилина полна разных голосов. Это и замечательное пение, и прекрасное человеческое размышление, голоса печали, тоски. И инструменты у Гаврилина звучат как голоса: чисто, по человечески.
В. Гаврилин «Каприччио»
Совершенно неожиданно для композитора оказалось обращение к жанру балета и невероятный успех в этой области. Ленинградский режиссер Александр Белинский предложил сюжет Чеховского рассказа «Анна на шее». Балет «Анюта» был поставлен во многих городах страны. Телевизионная версия этого балета с участием Максимовой и Васильевым имела огромный успех.
В. Гаврилин «Тарантелла»
Как всякий продленный художник, обладающий к тому же великим талантом, Гаврилин был ярким и бесконечно привлекательным человеком, своеобразным и в творчестве, и в отношениях с окружающими. Идут годы…В искусстве меняются модные течения, быстро забывается многое из тог, что ещё так недавно будоражило и увлекало нас. А прекрасная музыка Валерий Александрович Гаврилина продолжает жить полной жизнью, завоевывая любовь и признание новых поколений!
В. Гаврилин «Марш»
Список использованной литературы:
- Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты. Астрель М., 2004.
- Мусский С.А. Самые знаменитые композиторы России. М., «Вече» 2003.
- Этот удивительный Гаврилин. Составление Гаврилиной Н.Е. Санкт-Петербург 2002.
«Д.Д. Шостакович»
«В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле,
И пела, словно первая гроза,
Иль, будто все цветы заговорили». А. Ахматова
Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить о творчестве великого русского композитора – Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Будущий композитор родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец долгое время работал в Главной палате мер и весов, основанной Д. Менделеевым. Позднее стал управляющим поместья крупного землевладельца. Мама была пианисткой, и педагогом фортепианной игры для начинающих. Композитор писал: «Я рос в музыкальной семье. Моя мать, Софья Васильевна, училась в консерватории и была хорошей пианисткой. Отец, Дмитрий Болеславович, горячо любил музыку, и хорошо пел. Среди друзей и знакомых нашей семьи было много любителей музыки, которые охотно принимали участие в домашнем музицировании. Все это глубоко запечатлелось в моей музыкальной памяти».
Шостаковичи были достаточно обеспеченными людьми. Для воспитания Мити и двух его сестер родители наняли гувернантку, которая обучала детей няня «скрывал» свои музыкальные способности, но мама очень хотела, чтобы дети были всесторонне образованными, и это значило, что они должны были получить хорошее музыкальное образование. У мальчика был абсолютный слух, великолепная память. Занятия начались весной 1915 года, он не только быстро достиг вершин в игре на фортепиано, но и вскоре проявил себя как композитор. Ему было 12 лет, когда появились первые его сочинения.
Софья Васильевна определила своего сына на курсы к известному педагогу И.А. Гляссеру. Параллельно Дмитрий получал общее образование сначала в коммерческом училище, а затем в гимназии. Определившись в правильном выборе, Митя стал мечтать о поступлении в консерваторию на отделение фортепиано. Связывая свою жизнь с музыкой, мальчик продолжает пробовать свои силы в композиции. Родители тревожились – достаточно ли у сына таланта, чтобы стать композитором? За советом обратились к А.К. Глазунову, который прослушав сочинения Мити, подтвердил, что у мальчика композиторский дар, и его непременно нужно развивать. А на вступительных экзаменах заявил, что, не смотря на юный возраст, музыкант обладает моцартовским талантом. Таким образом, тринадцатилетний Дмитрий стал студентом Петербургской консерватории. Это было сложное время. После революции в городе царил беспредел. Не было продовольствия, в городе начался голод, не было топлива. Это был настоящий подвиг – пешком добраться до консерватории, а потом несколько часов заниматься в неотапливаемом помещении.
Звучит «Вальс-шутка» Д.Д. Шостаковича
Но несмотря, ни на что, Шостакович закончил консерваторию в 1923 году по классу фортепиано, а в 1925 году – по композиции. Дипломной работой молодого музыканта была первая симфония, которая принесла 19-летнему юноше широкую известность. Правда он тогда еще не знал, чему себя посвятить: сочинению или исполнительству. «После консерватории передо мной встала проблема: кем быть – пианистом или композитором? Побороло второе», - писал Шостакович.
Совершенствуясь в исполнительском мастерстве, он пробовал себя в качестве пианиста и в 1927 году на международный конкурс имени Ф. Шопена в Варшаву получил почетный диплом. В области композиции успехи были куда более значительнее. Появились новые произведения композитора – вторая и третья симфонии, балет «Золотой век», «Болт», опера «Нос», фортепианный сочинения. К этому же времени относятся первые опыты композитора в области киномузыки. Шостакович сочинил музыку к первым звуковым фильмам 1930-х годов: «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Одна» и другие. Он никогда не делил музыку на высокие и низкие жанры, одинаково увлеченно работал в разных направлениях музыкального искусства.
Звучит «Песня о встречном»
В 1934 году в ленинградском малом оперном театре была поставлена опера Шостаковича «Катерина Измайлова» на сюжет произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор посвятил ее своей жене Нине Варзер, на которой женился в 1932 году. На спектакле присутствовал сам И. Сталин. Опера вождю решительно не понравилась. Не дождавшись окончания спектакля, он покинул ложу. И уже на следующий день произведение Шостаковича было подвергнуто уничижительной критике. Композитор узнал об этом из утренних газет, находясь в концертной поездке в Архангельске. «Сумбур вместо музыки» - так в газете «Правда» началось перевоспитание композитора. А вскоре появилась ещё одна – «Балетная фальшь», о балете «Светлый ручей». Для молодого композитора это стало ударом. Именно после этого Шостакович отказался от жанров, связанных со словом. Больше ни одного произведения в жанре оперы и балета композитор не писал. С этого времени главное место в его творчестве заняли симфонии, в которых он выразил свое понимание мира и судеб родной страны.
Началом этому стала четвертая симфония, которая многие годы была не известна публике и была исполнена впервые в 1961 году. Вслед за ней появились пятая и шестая симфонии, фортепианный квинтет. В 1937 году Шостакович был приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки.
Ноктюрн из балета «Светлый ручей»
В 1941 году Шостакович получил Государственную премию, денежную часть которой он раздал нуждающимся. Когда началась Великая Отечественная война, композитор дважды подавал заявление с просьбой отправить его на фронт, но оба раза получал отказ. Попытался вступить в ряды народного ополчения и – снова отказ. Тогда он записался в пожарную дружину местной противовоздушной обороны. Во время блокады композитор вместе с другими его земляками дежурил на крышах домов, рыл окопы. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. И в это же время Дмитрий Дмитриевич с необыкновенным воодушевлением сочинял свое самое знаменитое произведение. Первые три части седьмой симфонии, носящей подзаголовок «Ленинградская», Шостакович написал в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию» - написано на партитуре летом 1941 года. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминает потом композитор. Работа над симфонией была завершена уже в Куйбышеве, куда больного и ослабевшего от гололёда композитора вывезли с двумя маленькими детьми самолетом.
«Ленинградская» симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года. Через некоторое время один из лучших дирижеров мира Артуро Тосканини познакомил публику с этим творением в США. Партитура была доставлена в Нью-Йорк на боевом самолете.
Послушаем фрагмент первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии
В 1943-м году Шостакович переезжает в Москву. До конца войны им были написаны Восьмая симфония, посвященная замечательному дирижеру, первому исполнителю всех его симфоний, начиная с Пятой, Е. Мравинскому, и Второе фортепианное трио памяти Соллертинского. С этого времени жизнь композитора была связана со столицей. Он занимается творчеством, педагогикой, пишет музыку к кинофильмам. Среди его работ музыка к патриотическим фильмам, оратория «Песнь о лесах», кантат «Над Родиной нашей солнце сияет», Первый концерт для скрипки с оркестром, получивший известность только в 1953 году, грандиозный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги», вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».
Романс из кинофильма «Овод»
С началом так называемой «оттепели» (времена правления Н.С. Хрущева) Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Появляются программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, вслед за ними вокальные Тринадцатая и Четырнадцатая, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и многое другое. Грандиозный симфонический цикл завершает Пятнадцатая симфония.
60-е годы проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Все чаще приходится подогу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять, хотя с каждым днем ему становится только хуже. В мае 1975 года он переезжает в Дом творчества композиторов в Репино под Ленинградом. Он с трудом передвигается, с трудом записывает музыку, но продолжает сочинять. Смерть настигла композитора 9 августа 1975 года.
П. И. Чайковский «Детский альбом».
Всемирно известный русский композитор П. И. Чайковский прославился как автор оперной, симфонической и камерной музыки создал музыку для детей. Это «жемчужина» детской музыкальной литературы – «Детский альбом».
Предпосылкой к созданию этого сборник послужил «альбом для юношества» немецкого композитора Роберта Шумана. Окунемся в создание этого сборника. В далеко 1877 году Петр Ильич Чайковский приехал отдохнуть на дачу к своим родственникам в сало Вербовка, где его маленький племянник Володя в отведенные для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, композитор слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый ученик. Ему стало жалко мальчика и он решил написать цикл фортепианных пьес разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего пианиста. Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объему пьесах перед юным пианистом ставятся различные художественно-исполнительские задачи. Отличительной чертой пьес этого сборника является мелодическая выразительность, простота гармонического языка, фактуры. Все это делает их весьма полезными и доступными детям.
Первая редакция альбома была сделана с учетом пианистических возможностей маленького Володи. В дальнейшем Чайковский возвращался к своему сочинению, дорабатывал его, принимая во внимание общие характерные особенности игры юных музыкантов. Посвящение же Володе Давыдову так и осталось. Позже сходные по задачам и способам их решения сборники фортепианных пьес для детей стали появляться у многих композиторов. «Детский альбом» увидел свет в 1878 году. В цикл вошли 24 пьесы не связанные одной тематикой, все они стали весьма популярны среди юных пианистов. Мы попробуем окунуться в атмосферу ребенка, жившего в XIX веке, и проживем с ним один из дней.
Каждое утро в жизни большого и маленького человека начинается с утренней молитвы. Звучит «Утренняя молитва».
Малыш проснулся и бежит к окну, посмотреть какая погода. А за окном – вьюга.
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна
Звучит «Зимнее утро».
Убедившись, что за окном вьюга, на улицу взрослые не пустят, ребенок срочно ищет чем ему заняться и начинаются детские игры.
Везде на улице со мной
Любимая лошадка,
Но на прогулке ей порой
Приходится несладко:
И в снег, и в дождик, и в жару -
Всегда с собой ее беру!
А у моей лошадки
Ни зонтика, ни шапки.
Звучит «Игра в лошадки».
Спустя многие годы поэты начинают сочинять стихи на музыку П.И. Чайковского. Среди них В. Лунин, М. Давыдова, И. Агапова. Послушайте «Марш деревянных солдатиков» в исполнении вокального ансамбля.
Если у мальчиков свои игры, то у девочек - свои. И тут не обойтись без кукол. Петр Ильич посвятил этой любимой игрушке девочек целую трилогию: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Две из них вы сегодня услышите.
Моя кукла заболела -
Пролежала под дождем.
Милу я в руках согрела -
Буду ей теперь врачом.
Кукле я постель накрыла.
Чтобы поправилась скорей,
Теплый плед ей раздобыла,
Принесла целебный спрей.
Заварила чай с малиной,
Мед янтарный принесла.
Поправляйся, кукла Мила -
Ты навеки мне мила.
Звучит «Болезнь куклы».
Куклу девочке купили,
И на праздник подарили,
О которой так мечтала,
Праздник долго ожидала!
Кукла глазками мигает,
Своё имя называет,
И любимая игрушка,
Дремлет рядом на подушке!
С куклой девочка играет,
Украшенья одевает,
Очень модный был наряд,
Глазки девочки горят!
Звучит «Новая кукла». Если в первой пьесе мы слышим интонации боли, душевных переживаний, то в следующей восторг, радость, упоение.
Закончились детские игры и начинается настоящий праздник – детский бал. Здесь звучат известные всем «Вальс», «Полька», а вот кульминацией праздника является знаменитая «Камаринская».
Звучит «Камаринская».
Наступил самый интересный момент, музыка приглашает нас в путешествие. Первой страной, которую мы посетим, будет Италия.
На карте мира есть страна,
Найти ее легко и просто.
Похожа на сапог она,
И рядом с нею – остров.
Страна Италией зовется
Её столица – город Рим,
Он много лет стоит под солнцем
Непобедим и нерушим.
Звучит «Итальянская песенка».
Ах, Неаполь, город солнечный и страстный,
Город светлый и прекрасный
Тает в дымке голубой.
Ах, Неаполь, утро пахнет здесь лимоном.
Золотистым медальоном
Кажется Неаполь мой.
«Неаполитанская песенка».
Следующая остановка – Франция, где много старинных храмов с красочными великолепными витражами. «Старинную французскую песенку» исполнят на баяне и на фортепиано.
Незаметно проходит день и приходит вечер, за окном темно, няня рассказывает детям сказку.
Звучит «Нянина сказка».
Одним из герое сказки няни является «Баба-яга».
В глухом лесу стоит избушка
На курьих ножках на опушке.
Стоит от леса в двух шагах
Живёт там Бабушка Яга.
Звучит «Баба-Яга».
После сказки дети засыпают и им снятся сладкие сны.
Звучит «Сладкая греза».
И словно воспоминание о счастливых дня весны звучит пение жаворонка.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Звучит «Песня жаворонка».
Завершается цикл вечерней молитвой – «В церкви» или «Хорал». В то время, когда жил композитор, день всегда завершался молитвой, в которой приносили благодарность Всевышнему за прожитый день, выражали любовь к Нему и ко всему живому, просили о Божественном участии.
Звучит «В церкви».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Районная детская школа искусств»
Лекция-концерт
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
Дорогие ребята! Мы начинаем цикл лекций – концертов, которые познакомят вас с твлорчеством многих интересных композиторов. Может быть, вы не все станете музыкантами, но слушателями будете непременно. Пусть наши с вами встречи помогут вам научиться быть слушателями. В добрый путь!
И наша первая встреча с замечательным композитором, нашим современником из Санкт-Петербурга Олегом Николаевичем Хромушиным.
Олег Николаевич – композитор, заслуженный деятель искусств России, член союза композиторов РФ, профессор, родился в 1927 году в городе Сальчсе ростовской области.
Все, кто хоть однажды встречался с Олегом Николаевичем, говорят о нем, что это добрый и жизнерадостный человек. Он всегда в хорошем настроении. Кажется, что он никогда не хмурится и не сердится. И музыка его жизнерадостная и добрая, даже когда она не совсем веселая. С таким человеком легко и приятно. С ним легко посидеть помечтать и пошутить. А он в это время наблюдает за вами и думает: какую музыку вам было бы интересно послушать, какую песню спеть? И всякий раз мпридумывает такую, которая очень нужна ребятам. И еще: у Олега Николаевича есть три золотых ключика к вашему сердцу, без которых, по его мнению, никакая музыка не напишется. Первый ключик - любить вас, второй – уважать вас, а третий – радоваться вместе с вами.
А это сам Олег Николаевич рассказывает о своем творчестве:
«Нередко меня спрашивают ребята: «Как вы пишите музыку для деитей?». И я отвечаю: - почти также, как вы рисуете свои картинки. Когда вы хотите нарисовать, например, свой дом или двор, выы сначала посмотрите, какой это двор или какой это дом. Потом постараетесь нарисовыать всё, что вы увидели в свой альбом. Я тоже, прежде чем написать музыку, стараюсь, как можно чаще наблюдать за вами, ребята, разговаривать с вами, играть. Вылюбите шумные игры, веселые песни, но, случается, вы бываете грустными и задумчивыми. В вашей жизни есть свои интересы, в которых не всякий взрослый может разобраться. А мне обязательно надо разобраться, иначе будет трудно написать для вас музыку. Ну, например: что такое лужа? Для одних, это просто лужа после дождя. А для других, это настоящее море, в котором отражаются и солнце, и облака. И почему бы не уйти по этому морю в плавание? Вот такой человек – отважный мечтатель, мне нравится, с ним интересно, и про него я написал песню «Что такое лужа», которую вы сейчас услышите в исполнении младшего хора.
Главная черта музыки Хромушина – контрастность, общительность; любое из его произведений адресовано самым широким кругам исполнителей и слушателей, начиная с самых маленьких. Сейчас мы в этом убедимся.
О. Хромушин «Первые шаги»
«Первый вальс»
Ученица 2 класса приготовила нам сюрприз, она исполнит нам пьесу «Бармалей». Сама исполнительница говорит, что это страшный бармалей и непременно пугает нас в темной комнате. Но так как она девочка добрая, то ее исполнение делает этот сказочный персонаж отнюдь не таким страшным, каким он представлен в известной нам сказке.
О.Хромушин «Бармалей»
Из рассказа Олега Хромушина:
«Вы любите всевозможные игры, и если мы, взрослые, внимательно присмотримся, то увидим, что эти игры для вас такое же серьезное дело, как для нас работа. Вот, например, мальчики строят крепость. Это очень сложное занятие. А вот девочка укладывает спать куклу, поёт ей колыбельную, ну совсем как мама».
О. Хромушин «Колыбельная»
«Тихий час»
В творчестве Хромушина джаз и «серьезная» музыка переплелись теснейшим образом. Профессиональное владение академическими жанрами он умело сочетает с префосходным занием джаза и современной эстрады. Потому столь симптоматично для его сочинений такое название, как «Диалоги». Создавая диалоги междк дикселендом и биг-бендом, струнным и джазовыми оркестрами, бит-группой и симфоническим оркестром, композитор совмещает различные стиливые и жанровые черты. Тем самым он претворяет одну из основных идей своего творчества – диалог 2-х музыкальных культур.
Последние годы композитор активно занялся сочинением фортепианной музыки для детей, где он передает свой богатейший опыт в области джаза юному поколению, создав такие сборники, как «Джазовая композиция в репертцаре ДМШ», «Джазовые пьесы и ансамбли», «Лёкие пьесы в джазовой манере для маленьких пианистов» под названием «Колыбельная для Барба». Пьесы из этих сборников мы сейчас услышим.
О. Хромушин «Колыбельная для Барби»
«Веселые часы»
«Пузырки из «Пепси»
«Китикэт»
После рождения дочери, а также во многом благодаря возникшему в начале 1970-х Большому детскому хору Гостелерадио СССР под управлением Виктора Попова, Хромуцшин обратился к области музыки для детей. В исполнении этого коллектива музыка Хромушина зазвучала по всему Союзу, во многих странах мира (США, Японии, Болгарии и др.)
А вашему вниманию сейчас предлагаем замечательную детскую песенку – «Кот-мореход».
Ритмами и интонациями современной эстрадной музыки наполняет композитор и традиционные формы в опере «Мальчик с зелеными пальцами» (по сказке М. Дрюоона), мини-опере «Хирургия» (по А.П. Чехову). Органично сочетает элементы эстрадной музыки с
Традициями пионерской песни в кантатах.
Очень важно, что песни Хромушина рассчитаны на реальные возможности самодеятельных детских хоров и очень популярны среди детских хоровых коллективов. Песни Хромушина для детей звучат свежо и современно, легко запоминаются.
О. Хромушин «Песенка клоуна Ириски»
Олег Хромушин поражает своей неутомимой энергией, восхищает умением бытьмпонятным и близким своему исполнению. Его замечательные человеческие качества – необыкновенная простота, доброжелательность – несомненно, слышны и в его музыке, поэтому она всегда с удовольствием исполняется детьми и охотно используется в работе педагогами.
О. Хромушин «Бал в детском саду»
«Будьте добры» - из сборника «Композиции на темы произведений
Дж. Гершвина».
В 1978 году, после посещения пионерского лагеря «Орленок», где проходила встреча детских хоровых коллективов, Олег Николаевич, понаблюдав, как общаются дети разных стран, не зная языков, друг друга написал песню «Сколько нас?». Эта песня получила I премию на Международном конкурсе «Детский музыкальный праздник». По сей день это одна из самых любимых детских песен, она переведена на разные языки, и поют её дети разных стран.
О. Хромушин «Сколько нас?»
Значительное место в творчестве Олега Николаевича Хромушина принадлежит и оркестровым произведения. Будучи студентом консерватории, он уже писал музыку для 2-х ведущих оркестров страны: Ленрадио и Гостелерадио СССР. Необычной для академического ВУЗа была и его дипломная работа: симфо-джазовое сочинение «Токката для аккордеона и эстрадно-симфонического оркестра». И сегодня ансамбль баянистов исполнит пьесу Олега Хромушина «Fruchtegut».
Будем благодарны ОлегуНиколаевичу Хромушину за то, что он постоянно работает, ищет новые формы общения с юными музыкантами. Мы уверены, что многие пьесы композитора очень скоро станут хрестоматийными, потому что композитор всегда думает о своем исполнителе, стараясь разгадать его настроение, угадать привязанности и привычки переменчивого мира детсва. И в этом залог постоянного успеха его музыки!
И в завершении нашей встречи вы услышите пьесу Олега Хромушина «Школьный блюз».
Список использованной литературы:
- Тихая С. Что услышал композитор. Изд. «советский композитор», Л. 1983г.
- Хромушин О. Легкие пьесы в джазовой манере для маленьких пианистов «колыбельная для Барби». Изд. С-П., «Северный Олень», 1999г.
- Хромушин О. «Композиции из произведений Дж. Гершвина»». Изд. С-П., «Северный Олень», 1999г.