Открытый урок по фортепиано 16.03.2022
Тема урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.2.2_razrabotka_otkrytogo_uroka_16.03.2022.docx | 41.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока от 16.03.2022
Название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес |
Ф.И.О. преподавателя | Кириленко Галина Валентиновна |
Ф.И. обучающегося, класс | Матвиенко Эвелина, 8 класс |
Название программы | «Фортепиано» |
Название предмета | «Специальность и чтение с листа» |
Дата проведения открытого урока | 16.03.2022 |
Тема урока | Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ |
Актуальность темы | Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания. |
Цель урока: | Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере трехголосной инвенции И.С. Баха ля минор. |
Задачи урока: | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Используемые методы обучения |
|
Тип урока | Комбинированный |
Виды работы обучающихся на уроке | Исполнение произведений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ. |
Дидактический материал | Нотный материал; таблица мелизмов; учебная схема изучения двухголосных и трехголосных полифонических произведений; справочная литература. |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1 Этап урока: Организационный | ||
Планируемый результат | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя |
Готовность обучающейся к уроку. Положительный и деловой настрой на урок. Внимание и организованность учащейся. 1 мин. | Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации. | Проверка готовности учащейся к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя. Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока (словесный метод) |
2. Этап урока: Основная часть | ||
Структурный компонент урока, Планируемый результат | Деятельность учащегося | Деятельность преподавателя/ Методы и приемы работы |
Игра подготовительных упражнений, гамма ля минор. 4 мин. | Демонстрация умения беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики. | Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений (практический метод) |
Беседа о полифоническом наследии И.С. Баха. Особенность инвенции ля минор среди трехголосных инвенций. 4 мин. | Отвечает на наводящие вопросы, показывает теоретические знания о творчестве Баха, его цикле «Инвенции». | Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету. (Сократовский метод) |
Разбор строения инвенции ля минор: нахождение темы, противосложений и интермедий. Подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения (условная аранжировка разными музыкальными инструментами, анализ характера инвенции в целом и музыкальных фрагментов в отдельности, музыкальный образ). 5 мин. | Анализирует нотный текст, находит нужные компоненты полифонической фактуры, разбирает тональный и динамический план. Определяет характер, находит музыкальный образ, условно оркеструет фрагменты произведения. Подбирает необходимые приемы звукоизвлечения. | Оценивает деятельность учащейся, задает направляющие вопросы, помогает найти нужные решения, нужные приемы звукоизвлечения и правильно формулировать выводы. Использует объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы. |
Работа по голосам. Использование подобранных ранее приемов. Подбор необходимых приемов звукоизвлечения для каждого элемента музыкальной ткани, выразительного интонирования и убедительного исполнения голосов. 15 мин. | Демонстрирует умение практически использовать найденные решения. Работает над выразительностью исполнения голосов, используя различные приемы звукоизвлечения. | Контролирует деятельность учащейся, используя метод коммуникативного взаимодействия. |
Просмотр видеозаписи исполнения трехголосной инвенции ля минор: https://yandex.ru/video/preview/820396068198047104 4 мин. | Эмоционально-психологическая разрядка. Смена позы. Учащаяся анализирует чужое исполнение. | Педагог демонстрирует видеоролик на ноутбуке, направляет внимание учащейся на отдельные фрагменты. После исполнения предлагает кратко оценить услышанное исполнение (наглядно-слуховой метод, информационно-коммуникативные технологии) |
Знакомство с редакциями Инвенций И.С. Баха. Отличительные особенности редакций К.Черни, Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, С.Диденко, Л.Ройзмана, А. Майкапара. 4 мин. | Отвечает на наводящие вопросы, анализирует нотный текст, делает выводы. | Знакомит с различными редакциями Инвенций. Выделяет особенности каждой редакции. Объясняет, почему выбрана редакция Ф. Бузони (метод анализа) |
Итоговое исполнение инвенции ля минор с учетом проделанной на уроке работы. Закрепление знаний, умений и навыков. 4 мин. | Демонстрирует умение практического применения полученных на уроке знаний, умений, навыков. | Контролирует деятельность учащейся (метод контроля) |
Рефлексия. 2 мин. | Оценивает свое исполнение. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы устранения недочетов. | Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Обобщающий и рефлексивный методы, метод контроля) |
3. Этап урока: Подведение итогов урока | ||
Планируемый результат | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя |
Актуализация субъективного опыта учащейся. Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением. 2 мин. | Самооценка результата работы на уроке. | Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений. Оценка работы учащегося. Особые результаты работы учащегося. |
Приложение 1
Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.
Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения? | |
Что показалось особенно трудным, непонятным? | |
Какие замечания преподавателя были особенно полезны? | |
Над чем планируете поработать дома? | |
Как будете строить свою работу? |
Приложение 2
Учебная схема изучения двухголосных и трехголосных полифонических произведений
1. Выбор редакции произведения.
2. Анализ формы произведения. Разделы. Нахождение основного и вспомогательного материала. Тонально-динамический план.
3. Работа по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
4. Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний (средний) - f, нижний - р. Затем наоборот.
5.Исполнение голосов разными штрихами (верхний (средний) - легато, нижний – стаккато), затем наоборот.
6. Изменить регистры голосов при исполнении (избрать более широкое расположение голосов)
7. Играть один голос, пропевать другой.
8. Исполнение в «готовом» виде. Поиск точного динамического сочетания голосов. Выстраивание динамического плана произведения в целом.
КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ
на открытый урок от 16.03.2022 г.
Тема открытого урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ.
Вид мероприятия: Открытый урок с учащейся 8 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».
Форма работы: Индивидуальный урок
Тип урока: Комбинированный
Цель: Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере трехголосной инвенции И.С. Баха ля минор.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;
- Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;
- Познакомить с разными редакциями инвенций И.С. Баха;
- Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями инвенции ля минор И.С. Баха.
Развивающие:
- Продолжить развитие навыка полифонического слышания;
- Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;
- Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;
- Формировать умение анализировать свое исполнение;
- Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.
Воспитательные:
- Мотивировать к изучению полифонических произведений;
- Привить интерес к творчеству И.С. Баха;
- Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.
Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над полифоническими произведениями: подготовительные упражнения, анализ строения формы, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа по голосам с использованием различных приемов звукоизвлечения, знакомство с различными редакциями, интерпретациями исполнения произведения.
Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над полифоническими произведениями.
В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.
Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.
В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы, так и интерактивные: моделирование проблемных ситуаций, художественно-исполнительская коммуникация; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся.
Учащаяся была активна на уроке, выполняла задания с интересом.
В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.