Методическое сообщение к семинару 09.06.21г.
Проблемы образования в детских школах искусств на СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ и пути их решения ДШИ в связи с реализацией дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie._problemy_obrazovaniya-seminar_09.06._21g.docx | 26.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение к семинару 09.06.21г.
Проблемы образования в детских школах искусств на СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ и пути их решения ДШИ в связи с реализацией дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.
Подготовила Нарышева Т.Г.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы преподавателя. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, свидетельствующих о том, почему эти методы и приёмы являются оптимальными. Данные рекомендации могут быть полезны как для начинающих преподавателей так и для опытных в систематизации дальнейшей работы, чтобы заранее знать, что положительного уже наработано в этом направлении.
Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети. Иное поколение. Наблюдая и общаясь с ними, мы отмечаем, что они поглощены однообразным кругом интересов: компьютеры, телефоны, планшеты... Поступая на музыкальные отделения школ искусств, дети и родители меньше заинтересованы в обучении по предпрофессиональным программам, отдавая предпочтение общеразвивающим, что называется "для себя"или "чтобы не бродил по улицам". На мой взгляд эта тенденция вызывает некоторую тревогу. Как вовлечь их в мир музыки, искусства, растревожить, разбудить воображение, активизировать творческие возможности? Как заставить "душу трудиться". Творчество сделать потребностью, а искусство естественной, необходимой частью жизни?
Сегодня на ребенка обрушивается огромный поток информации о нравственно-эстетических основах жизни, идущий по всем каналам, и в первую очередь по телевидению и интернету. Эта информация определяется условиями современного рынка и системой жизни в наше время. Сегодня не существует никакой «охранной грамоты» для детей и подростков от потока пошлости и низкопробного искусства, приносящего доход поставщикам. Возникает огромная опасность потери связи поколений, богатых культурных традиций России. Никакие запреты остановить этот поток не помогут. Поэтому существует только один путь – формирование в сознании, в душе человека, входящего в жизнь, высоких духовных, эстетических критериев для восприятия всей этой информации.
Для решения этой проблемы я поставила цель: вовлечение детей в мир музыкального искусства, формирование качественного контингента обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе.
Задачи:
Содействовать становлению и развитию музыкального вкуса.
Развивать творческое отношение к музыке.
Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Дети, конечно, все разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поет, кто-то сочиняет стихи. Иногда ребенок еще и не подозревает какие богатства в нем скрыты, а творчество, словно волшебный ключик, откроет их на радость всем.
Очень важным считаю веру каждого ребёнка в свои способности, веру в способность творить прекрасное. Каждый ребёнок индивидуален, и если он несколько медленнее воспринимает информацию, чем окружающие, это ещё не означает, что он менее одарён и гениален. Я стараюсь развивать разносторонние качества личности детей: самостоятельность, способность учащихся ставить и решать творческие задачи. Отбор содержания учебного материала произвожу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для большей мотивации учебной деятельности учащихся хорошо зарекомендовал себя такой вид работы как игра в ансамбле, исполнение произведений под фонограмму, концертные выступления. Совместные проекты с привлечением родителей. И, конечно, неоценимую роль играет безупречный авторитет педагога. Если педагог ласков и внимателен, симпатичен и приветлив, но на каждом шагу видно, что он своего дела не знает, его сопровождают провалы и неудачи, то никогда не получит он доверия детей и их желания быть похожим на него. Современному педагогу-музыканту необходимо уметь поддержать беседу в направлениях современной музыки, интересоваться музыкальными вкусами подрастающего поколения, где-то аккуратно направлять в нужное русло, а где-то познавать и самому учиться у них. Нужно разделять интересы, спорить, общаться, не ограничиваться рамками учебного предмета. Педагог постоянно должен вызывать интерес к своей персоне не только как музыкант, но и как интересная, современная динамичная личность. Проводить интересные мероприятия по внеклассной работе. Учитель, формируя духовную культуру личности детей и приобщая к общечеловеческим ценностям подрастающее поколение, не имеет права не развиваться сам, постоянно совершенствуя личностный, профессиональный и квалификационный уровни.
Педагогам искусства нельзя на все случаи жизни дать точный рецепт, поскольку нет двух одинаковых учителей, нет и полностью идентичных детских коллективов. Необходим постоянный поиск.
Оценка ни в коем случае не должна довлеть над маленьким творцом: творить, созидать прекрасное может только творчески-свободный, творчески-активный человек!
Высокое предназначение искусства - победить современный информационный хаос. Оно, рядом с жестокой реальностью, создает другой, облагороженный мир. Человек не может жить без поэзии, красота не только лечит, умиротворяет мятущуюся душу, она воспитывает, развивает разум и чувства, преображает мир. Искусство так же необходимо обществу как законы или религия. Оно выполняет ту же задачу, но иными способами.
К вопросу привлечения и удержания контингента ДМШ
Мы с вами знаем, что многие ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.
Причина первая. Слабые музыкальные данные.
Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути.
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует установка на труд.
У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальных школ. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.
Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе. Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и детки со способностями выше средних.
Причина третья. Приоритеты.
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.
Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве? В сложившихся экономических условиях престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя. Нам необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.
2. Пути решения проблемы.
Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.
Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.
Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет позиция преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях можно знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Будем верить о возрождении популярности музыкального образования, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.