Статья "Лженародность в исполнении русской, казачьей и цыганской песен"
В статье освещены вопросы интереса массового слушателя к формам музыкального искусства, связанными с народным песенным творчеством.
Как профессиональное искусство всегда проявляло пристальное внимание к народной песне.
О появлении и распространении лженародного исполнения русской, казачьей и цыганской песен, о характерных особенностях таких "гастролёров".
Рекомендации по обучению и воспитанию профессионального исполнения.
Сознательный и целенаправленный подход к формированию высокохудожественного вкуса в целом, и в конкретном репертуаре как для солистов так и для ансамблей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lzhenarodnost_v_ispolnitelstve_kazachey_pesni.docx | 19.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Татьяна Хохлова
Лженародность в исполнительстве русской,казачьей и цыганской песни
Казачья песня. Как много в этом словосочетании для певца-народника. Особенно если он вырос на земле, которая родила его предков и привнесла в их жизнь богатейшую культуру, традиции и обычаи. Донская земля открыла миру свои сокровища в многожанровости и узнаваемой локальной песенной традиции – казачью песню, которую, как известно, не поют, а играют. Каждая казачья песня – это маленькая жизнь, наполненная историей, сюжетом, событиями.
Наш зритель и слушатель очень любит её. «Запевала» заводит песню, и вот уже через мгновение сердце отозвалось и ты начинаешь ему подпевать, не зная слов, но на уровне интуиции, ловишь интонацию, и необъяснимым образом уже дальше тебя несёт поток звуков, красок и образов. И тебе очень нравиться подпевать, соучаствовать в исполнении, добавляя толику своего характера, частицу души. Постоянно обогащающаяся новыми деталями и оборотами, прошедшая сквозь века, народная песня достигла высокой степени совершенства и стала подлинно народной и любимой.
По понятным причинам народ любит поющих душой. Слушая народного певца , аудитория может так погрузится в этот бесконечный и родной песенный поток, что забывает о его личности. А народный певец, в свою очередь, не думает ни о чём кроме содержания песни и её настроения. Перед аудиторией встаёт во всей мощи песня, как продукт творчества народа, которую исполняет один из представителей этого народа. Искренность творчества певца, в которой он сознательно отходит на второй план, вот на что отзывается публика.
Чуткое отношение и пристальное внимание к народной песне всегда проявляло профессиональное вокальное искусство. Как известно музыкальные классики всегда черпали полной чашей из источника народного творчества свои самые вдохновенные, прогрессивные идеи. Народные мелодии проникали в их музыку своими характерными оригинальными образами, приёмами фольклора.
Народное песенное творчество всегда обогащало профессиональную вокальную народную музыку. Слушателями наиболее горячо принимаются песни, основанные на серьёзном изучении и исполнении фольклора. Они любят исполнителей, показывающих ему в верной трактовке образцы народного песенного творчества.
За последние сорок лет выдвинулись многие прекрасные исполнители народных песен, фольклорные ансамбли. Известные мне фольклорные коллективы России, которые исполняют аутентичный фольклор:
- Воля,
- Усёрд,
- Ларец,
- Вечора,
- Ильинская пятница,
- Измайловская слобода,
-Таусень,
- Ярманка,
- ансамбль Дмитрия Покровского
Среди казачьих коллективов я выделяю ансамбли: Станица, Бузулук, Братина,Багренье,Чапура,Казачий круг,Луганцы
Но этого множества не достаточно для удовлетворения огромного спроса.
К сожалению, наблюдается печальное явление: музыкально плохо образованные и малодаровитые, но предприимчивые дельцы от искусства почувствовали, что в этой отрасли можно добиться быстрого успеха, даже располагая весьма скромными вокальными данными. Интернет-пространство, да и на различных публичных сценических площадках, появились доморощенные фальсификаторы, искажающие образцы народного песенного творчества. Они выдают малограмотную работу руководителя-хормейстера и аккомпаниаторский винегрет за подлинную, исконную, настоящую казачью песню.
Следует отметить, что явление это не ново и спекулянты от музыки пользуются широкой популяризацией псевдоказачьего движения в России. Бряцканье купленными медальками и орденами, ряженье в непоймикакие стилизованные сценические костюмы и форменную одежду разных казачьих войск, ужаснейшая женская фланкировка в плясовых песнях - всё это широким потоком фабрикуется и имеет некоторую популярность в массах.
На эстраде зачастую можно услышать, когда авторская песня «Любо, мне, когда Дон разливается» (автор С.Матвеев), звучит с так называемыми казачьими примочками: искажается текст имитацией речевых оборотов донского казачьего гутора, интонационная звуковая палитра невнятна и диссонансна с общим мелодическим полотном песни. Самое ужасное, что до сих пор некоторые исполнители совершают такие преступления против авторской песни. Эти антихудожественные подделки под народную, казачью песню имеют место быть как на столичных сценах, так и на перифирии.
Как появились эти лженародники?
Это исполнители, которых мало заботят народность, правдивость, содержание песни. Его гораздо больше интересует, насколько в первую очередь он хорош на сцене, а потом насколько песня должна понравиться публике и принести ему высокооплачиваемое денежное вознаграждение. Удручает ещё и тот факт, что всё больше и больше спекуляций наблюдается вокруг донской казачьей песенной традиции. Это не удивительно, Донские казачьи песни и пляски, полные темперамента, живой мелодики, ярких ритмов, производили всегда сильное впечатление. Песня, которую играют казаки, всегда вызывала желание воспользоваться исконными творческими приёмами в исполнении, для достижения успеха. Естественное, сильное воздействие казачьей песни на слушателя, исполнение душой, нутром, харизмой - это пение не для мимолётных фальшивок. Некоторые из них предпочитают лёгкий путь фальсификации трудному деланию - изучению народного песенного творчества, донской казачьей песенной традиции. Зачем тратить много времени и сил, когда проще подделать казачью песню и добиться успеха у публики и солидных денежных барышей?
Музыкальная архаика русской народной ансамблевой песни сохранила в себе взаимосвязи погружения в звук, как в первозданную вселенную. Мелодии голосов ветвятся, охватывая широкое звуковое поле, расходясь на 2 или 3 самостоятельных пути. Основную дорогу песни накрывают «верха», которые выводят, тянут, ведут за собой «низа». О высокохудожественном, качественном, профессиональном сольном исполнении русских народных песен написано и сказано очень много.
Но вот хочется сказать в защиту и цыганских народных песен. О них с сердечной теплотой и огромным впечатлением говорил и писал Пушкин, восхищался гостивший в России композитор Лист. Прекраснейшие образцы цыганского фольклора мы знаем и тут же мутным потоком катятся бесчисленные её подделки. Мало того, есть такие «экземпляры», которые русскую народную песню исполняют на цыганский манер (р.н.п. «Ивушки, вы ивушки, деревца зелёные»). И сейчас их можно видеть на ведущих телеканалах страны. Этот исполнительский суррогат, подчёркивая обезличенность народности песни, держит на сцене себя крайне вызывающе, его поведение отражает содержание репертуара, который зачастую состоит из лженародных песен. Что у них общего с народным песенным творчеством?
По истине народный певец всегда служит только песне и её слушателям, никогда не позволяя себе лишнего жеста, преувеличенной ньюансировки, портящих стиль песни, искажающих жанр, не допуская непристойностей. Только сама песня и ничего кроме неё не занимает ума и сердца исполнителя!
Несколько слов и об аккомпанименте, хорошо когда он грамотный, а не исполненный по собственной выдумке концертмейстера на слух, с абсолютным произволом в музыкальном сопровождении песни. Скрываясь за неопределёнными арпеджио и фигурациями, особенно в быстром темпе произведения, на живо чередующихся нотах можно незаметнее лавировать за певцом. Такая импровизация концертмейстера, гуляющая по всей клавиатуре инструмента никуда не годна!
Не развитый художественный вкус, отсутствие природного чутья, ограниченный по диапазону голос, не богатый тембрально, не умелое использование грудного резонатора, правильного певческого дыхания, слабая артикуляция - всё это отличает певцов и певиц лженародных песен. Чаще всего в песнях, которые они «поют», мы слышим крикливую, сиплую с хрипотцой подачу голоса. Исполнение с произвольной ломкой ритмической стороны мелодии, с внезапным ослаблением звука до шёпота или, наоборот, с выкрикиванием некоторых звуков в середине фразы, то с замиранием на одной ноте, то с переходом на неистовую скороговорку не сравнимо ни с чем.
Хороший, грамотный, профессиональный репертуар - это их слабое место, потому как никакой работы с ним они не ведут. Незамысловатым путём отыскав несколько «раскрученных» народных или авторских (для народных голосов)песен, на том и успокаиваются. Антихудожественный репертуар медленно, но верно губит их и тех, кто подражает им.
Можно сказать, что повезло в жизни тем вокалистам, которые повстречали «своего» педагога или руководителя коллектива. Потому, что эти профессионалы своего дела не только формируют, учат, воспитывают, развивают, направляют певцов-народников, а и ограждают нашу самодеятельность от проникновения лженародных песен и псевдорусского, псевдоказачьего и псевдоцыганского настроения в исполнении. И всё же кое-где у некоторых появляется желание подражать услышанным «перлам» такого пошиба. Им кажется, что таким «образцам» столичной эстрады можно подражать.
На мой взгляд, нужно разширить комплекс тематических семинаров, мастер-классов, конференций для обучения, воспитания, развития исполнителей народной песни. Надо усердно и целенаправленно менять настроения в самодеятельных и порой уже даже в профессиональных коллективах, исполнительский уровень которых упал, застопорилось репертуарное пополнение и т.д. Обязательно, и просто жизненно необходимо воспитывать вкус! Народный певец начинает осознанно формироваться в подростковом возрасте, уже к этому времени он должен иметь правильное представление о жанрах, манерах народнопесенного исполнительства, должен понимать разницу настоящим и поддельным народным искусством. Вековой опыт народа всегда полон жизненных сил и его не заглушить жалкими спекулятивными подражаниями и дешёвым успехом у публики.
В качестве пожелания, для дальнейшей успешной вокальной работы с солистами и коллективами, нашим руководящим музыкальным организациям стоит присмотреться к работе лженародных певцов. И конечно всегда нужно помнить о приличном репертуаре и стиле исполнения.