«МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ЮНОГО ВИОЛОНЧЕЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ».
Что такое художественный вкус? Это некая специфическая особенность восприятия прекрасного; он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Вселенной». Художественный вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Художественный идеал – достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Эстетический вкус - это способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudaya_doklad_2019_1.docx | 36.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры города Курска
МБОУ ДО ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича г. Курска
Методический доклад на тему:
«МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ЮНОГО ВИОЛОНЧЕЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ».
Преподаватель высшей категории
по классу виолончели Рудая Г.А.
Курск
2019
Содержание
- Введение. Формирование художественного вкуса юного
виолончелиста посредством воспитания общей культуры личности……3
II. Методы воспитания художественного вкуса в классе виолончели….3
- 1. Формирование художественного вкуса в младших классах
- на произведениях народного материала (рекомендуемая
- репертуарная политика)………………………………………………….5
- 2.Формирование художественного вкуса, эмоционально-
- ценностного отношения к произведениям музыкального
- искусства в средних классах (рекомендуемая репертуарная
- политика). …………………………………………………………………7
- 3. Формирование художественного вкуса в старших классах,
- рекомендуемая репертуарная политика………………………………….7
- III. Организация педагогических условий для формирования
художественного вкуса…………………………………………………..9
IV. Заключение. Художественный вкус – важная составляющая
художественно-эстетического воспитания личности юного музыканта.........12
V.Список литературы……………………………………………………………...12
I.Высота артистического мастерства определяется степенью приближения к художественному идеалу. Так как только знание композиции раскрывает важные исполнительские предпосылки общего и специфического характера, - ясно, что значительных художественных результатов можно достигнуть, лишь объединяя чувства и разум.
Музыкант, располагающий глубокими знаниями в области музыкальной формы, умеющий корректно интерпретировать, не способен, однако, заинтересовать слушателей; ему недостает живости чувства или красивого, полнокровного звука. По мнению Беккера Х.: «музицирование – в первую очередь эмоциональный процесс. Путь к сердцу идет через чувство».[1, С.204]
Музыкальная эстетика имеет всеобщее значение. Специальной виолончельной эстетики не существует. Хороший виолончелист должен владеть фразировкой так же, как и хороший певец, пианист или дирижер. Сапожников говорил, что «совершенное исполнение базируется на законах ритма, динамика, агогики. Различны лишь техника и степень трудности». [2, С.126] И поскольку мы все-таки говорим об эстетике виолончельной игры, нужно помнить, что техника помимо нашей воли часто влияет на исполнение. Чтобы избежать опасности искажения смысла, нужно постоянно повышать и шлифовать технический уровень обучающегося. Исходя из основного принципа взаимосвязи обучения и художественного воспитания музыканта исполнителя, необходимо применять учебный материал, способствующий разностороннему и гармоничному развитию обучающихся как в музыкально-художественном отношении, так и в отношении техники игры на инструменте. При этом надо иметь в виду, что, выбирая то или другое музыкальное произведение, педагог дает определенное направление музыкально-художественному воспитанию ученика и развитию его исполнительских навыков на более или менее длительный период времени.
Основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого. Мысль об этом всем приводит к тому, чтобы проанализировать эту ситуацию, выявить, как в развитии художественного вкуса человек приобретает различные личностные качества. Художественный вкус рассматривается в музыкальной педагогике, как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирования общей культуры личности.
II. Я считаю эту тему актуальной, так как в современном обучении важную роль играет разностороннее развитие личности и развитие художественного вкуса, являющееся неотъемлемой частью культурного обогащения человека. Однако, постараемся отделить понятия художественный вкус и эстетический вкус.
Что такое художественный вкус? Это некая специфическая особенность восприятия прекрасного; он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Вселенной». Художественный вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Художественный идеал – достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Эстетический вкус - это способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.
Теоретически, любое классическое произведение может воспитать художественный вкус, так как классика – это основа. На нее опираются целые пласты культуры, будь то музыка или другой вид искусства. Анализ методической литературы показал, что художественный вкус представляет собой сложную способность человека к различению, пониманию и оценке произведений искусства. Как относительно самостоятельное образование в структуре эстетического сознания личности, вкус есть чрезвычайно тонкая «материя», требующая индивидуального подхода к его изучению и воспитанию.
1. Работа по воспитанию художественного вкуса начинается в младших классах ДШИ. Однако обучающихся младшей возрастной категории не способны воспринять классическую музыку с элементами философии, размышления о смысле жизни, глубоких чувств. Следовательно, обучающиеся начальных классов лучше усвоят материал, в который входят произведения светлые, легкие, солнечные, позитивные, те, которые детское восприятие усвоит с легкостью. Это народные мелодии, детские пьесы, пьесы простой двухчастной и трёхчастной формы. В процессе работы над музыкальным произведением художественный вкус в одном случае формируется, в другом – совершенствуется, но неизменным остается тот факт, что на практике учащиеся познают «законы искусства», приобретают умения и навыки, связанные с художественным воплощением и «подражанием» прекрасному. Таким образом, вкус исполнителя, постоянно привлекаемый к оценке достоинств и недостатков творческой работы, более активен, чем при слушании музыки.
Данный репертуар является рекомендательным, каждый преподаватель в праве определять выбор произведений согласно индивидуальным способностям обучающегося.
Н.Бакланова. «Аллегретто»;
Н.Бакланова. «Романс»;
А.Айвазян «Песня, танец»;
А.Варламов «Красный сарафан»;
И.Волчков. Вариации на украинскую тему»;
Д.Кабалевский. «Пионерское звено»;
Ж. Металлиди. «Веселый дятел»;
А.Комаровский «Вперегонки»;
П. Чайковский «Игра в лошадки»;
Белорусская народная песня «Бульба»;
З.Гардони «Маленькая рапсодия»;
А.Гречанинов «Утренняя прогулка»;
Обр.Людкевича – укр. н.п. «Прилетай,прилетай»;
И.Брамс «Колыбельная»:
И.Волчков «Токатта»;
Н.Раков «Утро»;
В работе с обучающимися средних классов преподаватель старается при изучении того или иного музыкального произведения создать в целостном образовательном процессе положительную эмоционально-эстетическую и музыкально-творческую среду, ориентированную на постижение художественных ценностей.
Важно создание ситуаций эмоционально-оценочного отношения к музыке путем активного «вовлечения» юного виолончелиста в художественно-исполнительскую деятельность во всех ее формах - процессе разучивания, репетиционной работы и концертных показов.
При разборе нового материала формируется эмоционально-ценностное отношение к произведениям музыкального искусства различных стилевых концепций, наличие интереса, осознание личностного смысла в общении с музыкой (мотивационно-поведенческий компонент). Необходимо формировать отношение к различному музыкальному спектру: зарубежной, русской классике, современной музыке.
Из зарубежной классики в средних классах желательно ознакомить обучающегося со следующими произведениями:
Дж. Перголези - «Ария»
Й.Гайдн - «Серенада».
Г.Шлемюллер - «Непрерывное движение»
Г.Гольтерман - «На охоте»
Э.Дженкинсон - «Танец»
К.Сен-Санс - «Лебедь»
У.Сквайер - «Тарантелла»
Русская классика - необходимый компонент формирования художественного вкуса.
А.Рубинштейн - «Прялка»
К.Давыдов - «Романс без слов»
М.Глинка - «Ноктюрн»,
Г.Гольтерман - «В непогоду»
А.Глазунов - «Испанская серенада».
Обязательно изучение произведений композиторов XX века:
А.Хачатурян - «Андантино».
Д. Шостакович - «Контрданс»
А.Айвозян - «Грузинский танец»
И.Иордан - «Скерцо»
2.Изучение крупной формы способствует воспитанию у юного виолончелиста способности к аналитическому и критическому мышлению, продолжительному эмоциональному сопровождению исполняемого музыкального материала, более полному представлению об изучаемой эпохе, стиле и жанре.
Б.Марчелло - Соната ми минор (I, II части)
А.Вивальди - Концерт до мажор (I, II, III части)
Б.Ромберг - Концертино (I, III части)
Г.Гольтерман - «Этюд-Каприс»
А.Вивальди - Соната ми минор
Б.Ромберг - Соната До мажор №5,
А.Нельк - Концертино Ре мажор
Б.Марчелло - Соната Соль мажор (I, II части)
Г.Гольтерман - Концерт №4 (II, III части)
А.Вивальди - Соната ля минор (I, II части),
Ж.Бреваль - Концерт Ре мажор
3.Для старших классов допустимы более серьезные произведения, которые содержат тему любви, грусти, одиночества. Для юношеского возраста характерны основные компоненты художественного вкуса:
- эмоционально-эстетический отклик на произведения музыкального искусства, наличие художественной эмпатии, проявление индивидуально личностных особенностей «переживания» эмоционально-образного содержания музыки;
- аргументированная эстетическая оценка художественных достоинств произведения, умение формулировать художественно-идейную основу произведения;
- практические умения и навыки, связанные с нахождением исполнительских приемов и средств воплощения стилевых особенностей музыкального произведения, умение производить художественно исполнительский анализ сочинения. Необходимо сформировать отношение старшеклассника к музыке кантиленного характера:
Г.Форе - «Элегия»
Фр. Верачини - «Largo»
С.Рахманинов - «Элегия»
А.Брандуков - «Романс»
Виртуозные произведения, которые необходимы для формирования багажа технических возможностей:
Г.Гольтерман - «Каприччио»
Д.Гоэнс - «Скерцо»
А.Дворжак - «Юмореска»
А.Боккерини - «Аллегро»
А.Бородин - «Хор и пляска половецких девушек»
С.Рахманинов - «Восточный танец»
Д.Поппер - «Тарантелла»
Д.Поппер - «Прялка»
А.Айвазян - «Концертный этюд»
Обучающийся старших классов обязан освоить несколько произведений крупной формы, что значительно расширяет его музыкально эстетический кругозор:
Л.Боккерини - Соната До мажор
Г.Гольтерман - Концерт №1, I часть
Ж..Бреваль - Соната Соль мажор
К.Давыдов - Концерт №4, I часть
А.Корелли - Соната ре минор
Г.Гольтерман - Концерт №3 (I часть)
И.К.Бах - Концерт до минор (II, III части)
А.Кореллиь - Соната Соль мажор
Л.Боккерини - Концерт Си-бемоль мажор
Б.Ромберг - Концерт №2, I часть
Й.Гайдн-Д.Поппер - Концерт До мажор (I часть)
А.Ариости - «Соната Ми-бемоль мажор»
III. Важнейшими организационно педагогическими условиями реализации данного вопроса являются:
- расширение форм и методов педагогического воздействия на эстетические ориентиры обучающихся средствами художественно-творческой деятельности;
- освоение произведений музыкального искусства с опорой на интонационно-стилевой подход как установку, стратегию обучения музыке, позволяющую формировать стилевое чутье обучающихся.
Большое значение в вопросах воспитания художественного вкуса следует отводить разнообразным формам самообразования. К формам самообразования можно отнести изучение искусствоведческой литературы, самостоятельное прослушивание музыкальных композиций и доступное музыкальное исполнительство. В условиях серьезных социокультурных преобразований и изменений в развитии российского общества особенно остро стоит вопрос воспитания художественного вкуса подрастающего поколения.
Поговорим о взглядах на данный вопрос известных музыкантов и педагогов. Автором первых научных поисков в области воспитания вкуса школьников в научно-теоретическом и практическом аспектах стала В. Н. Шацкая – выдающийся педагог, прекрасный музыкант. Важнейшим условием воспитания художественного вкуса педагог считала повторность музыкальных восприятий. По мнению Шацкой, «повторные слушания и систематическое формирование навыков эстетического суждения дают возможность восприятия музыки на качественно ином, более высоком уровне, поэтому применение метода повторных слушаний она связывала с развитием умения не только слушать музыку, но и правильно ее оценивать, что способствует воспитанию художественного вкуса» [3, С.56]. Особое значение Шацкая придавала музыкальному репертуару, предназначенному для работы с детьми. К нему предъявлялись самые высокие художественные требования, поэтому его основное содержание составляла русская и зарубежная классическая музыка. Свои репертуарные требования Шацкая определяла характеристикой стилевых и жанровых особенностей произведений, что фактически свидетельствует о применении стилевого педагогического подхода к музыкальному воспитанию обучающихся.
Особый вклад в становление и развитие отечественной теории и методики музыкального воспитания внес крупный ученый, музыковед, композитор, академик Б. В. Асафьев. Большое значение в воспитании художественного вкуса Асафьев придавал исполнительской деятельности, обосновывая это тем, что «соучастие» в воспроизведении музыки активизирует восприятие, развивает творческие способности обучающихся, повышает «уровень музыкального сознания».
Развернутое психологическое обоснование вопросы воспитания художественного вкуса получили в работах известного советского психолога Б. М. Теплова. «Воспитание художественного вкуса – а это один из важнейших моментов художественного воспитания в целом»[4, С.24]. Таким образом, Теплов указал на оценочный признак вкуса, подчеркнув при этом, что вкус является неотъемлемым элементом не только художественного восприятия, но и художественного творчества.
По мнению ученых, вкус является показателем чувственно-интеллектуального развития индивида, зависит от его эмоционально-волевой сферы, природных задатков, мыслительной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей, выражает не только личный, но и общественный опыт. При этом психологи отмечают, что вкус является не врожденным, а приобретаемым свойством личности, формирование которого осуществляется в течение всего жизненного пути человека в результате воздействия окружающей среды, в процессе специально организованной системы обучения и воспитания.
Значительный вклад в развитие методики воспитания художественного вкуса детей внесла Н. Л. Гродзенская. Среди определяющих факторов, способствующих воспитанию хорошего вкуса, по мнению Гродзенской, «на первом месте стоит понимание музыки слушателем, умение ее воспринимать, глубоко переживать. Проникнуть в содержание музыки, глубже осмыслить его помогает разбор (анализ) произведения, который позволяет детям не только услышать, понять произведение, выраженные в нем чувства, идеи, но и «создает почву» для восприятия последующих произведений на более высоком уровне с учетом их жанрово-стилевой направленности.» [5, С.63]
Большой вклад в развитие проблемы формирования художественного вкуса детей в рамках массового музыкального воспитания внес композитор, педагог, общественный деятель, академик Д. Б. Кабалевский. Указывая на необходимость тщательного отбора музыкальных произведений, звучащих на уроке, композитор особое внимание обращал на их художественную ценность: «По возможности каждое сочинение, звучащее в классе, должно отвечать следующим требованиям: оно должно быть художественным и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль. Кабалевский утверждал, что развитый вкус поможет учащимся «разобраться в сложном сплетении различных явлений современной музыкальной жизни». [6, С.24]
Эти и многие другие авторы исследуют, главным образом, принципы, формы, методы и средства воспитания художественного вкуса детей с помощью разных видов искусства, отмечая при этом огромную силу воздействия музыки на структурные элементы музыкально-эстетического сознания личности. Большую роль в воспитании художественного вкуса, по мнению исследователей, играет непосредственное вовлечение детей и юношества в процесс художественно-творческой деятельности. Ведь вкус проявляется не только в способности к созерцанию, выявлению и оценке прекрасного к природе и высокохудожественного в искусстве, но, прежде всего, в способности к «преобразованию» полученного эстетического опыта, т. е. к творчеству.
IV. Особенно остро сегодня звучит вопрос, касающийся поиска средств воспитания художественного вкуса и художественной культуры личности в целом. К ним относятся: искусство; любительское творчество; музыкальные теле- и радиопередачи; аудио- и видео - информация; интернет-ресурсы; различные виды зрелищ и развлечений; печатные издания
Вкус связан со всем процессом формирования структуры личности. Именно поэтому вкус служит мерилом художественной культуры человека, так как отражает уровень развития ее индивидуальности. В художественном вкусе раскрываются не только эстетические начала, но и идейные, духовно-нравственные стороны личности, которые проявляются в подходах к оценке произведений искусства и способах их художественного осмысления. Таким образом, воспитание вкуса представляет собой гибкий педагогический процесс интегрального воздействия на его структуру и содержание, в результате которого повышается уровень художественного сознания личности.
Список литературы.
.1.Беккер Х. Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. – М.: Музыка, 1978. – С. 204.
2.Сапожников Р.Е. Основы методики обучения игре на виолончели.- М.:Музыка, 1967. – С. 126.
3. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – С.56.
4. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. От- деление педагогики. – М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – № 11. – C. 24.
5. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1953. – C. 63.
6. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – С. 24.