Савченкова О.В. "Снятие эмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством музыки"
Доклад "Снятие эмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством музыки"
Савченкова О.В. педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №14 "Дружба" г.Ярцево
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Снятие эмоционального напряжения детей дошкольного возраста посредством музыки
Задачей гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является не только достижение определенного уровня знаний и умений, но и высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции – это основа благополучного состояния ребенка, его успешного общения и развития. Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольника способов овладения какой-либо деятельностью, определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Дети дошкольного возраста часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Они не умеют произвольно расслабляться, заранее предвидеть ситуацию и контролировать ее. Так дошкольники становятся зависимыми от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть внимательными по отношению к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение и выбирать наиболее эффективную форму взаимодействия. Причиной детского эмоционального напряжения может являться неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, которые вольно или невольно втягивают детей в круг семейных проблем. Нездоровое питание, погодные условия и детские страхи также могут служить причиной эмоционального напряжения.
Одним из способов коррекции эмоционального состояния детей может выступать музыкотерапия. Гармонизирующее воздействие музыки просто необходимо использовать в работе с детьми. Музыкотерапия помогает наладить контакт между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности и повышает самооценку. По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача состоит в том, чтобы научить ребенка «музыкальному» восприятию мира, показать, что его переживание, будь то радость или грусть, можно выражать в вокальных или танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.
Одним из направлений музыкальной терапии является метод «освобождения творческих сил», благодаря которому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Можно использовать следующие творческие задания, побуждающие детей к вокальному самовыражению:
- «Спой, как тебя зовут»,
- «Спой любимой игрушке, как ты ее любишь» (или колыбельную),
- «Спой, какое у тебя сейчас настроение»,
- «Поздоровайся с песенкой».
Данные вокальные задания выполняются индивидуально. В результате выполнения упражнений снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение. Выполнение танцевальных упражнений помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками:
- можно предложить детям отправиться в путешествие по сказочному лесу под музыку,
- предложить маршировать по площади праздничным маршем,
- полюбоваться красивым цветком, деревом, бабочкой,
- показать, как двигается кошка, мышка, бабочка, крокодил.
Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных приемов. Наблюдая друг за другом и за взрослыми в процессе творчества, дети приобретают новые движения, а значит и новую степень внутренней свободы. Работая с детьми над развитием музыкального ритма, педагог также способствует гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например:
- «Ладушки». Эта популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание, и координацию движений.
- Ритмизация движений человека. Изображение спокойного шага, бега, имитация рубки дров, забивания гвоздя.
- Ритмизация движений животных. Простукивание шага степенной лошади, бега проворного зайца, прыжков лягушки.
Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песня океана, тихий шелест листвы или гул могучих сосен. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на психоэмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, которые вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоциональную сферу, но и интеллект, что необходимо для гармоничного развития детей.
Снятию психоэмоционального напряжения способствуют такие виды деятельности:
1.Слушание музыки: При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.
2.Музыкальная аптека. Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия». Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» часть 3.
• Если плохое настроение ,то специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым детям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2». Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. На каждый орган человека действует определенный музыкальный инструмент. 1. Виолончель оказывает благоприятное действие на почки. 2. Арфа гармонизирует работу сердца. 3. Ударные инструменты обладают особенными свойствами - игра на них способствует расслаблению мышц. 4. Струнные инструменты нормализуют дыхание и кровообращение. Таким образом, симфонический оркестр является «универсальным врачом».
3. Танцерапия. Цель танцетерапии - посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние. 1. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. 2. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно - психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. 3. Упражнения с пением детей учат выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. 4. Музыкальная ритмика является отличной профилактикой сколиоза, кефоза, косолапия, плоскостопия. 5. Многократное повторение ритмических движений развивает мышечную память. Можно с полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов.
4. Вокалотерапия. Голос - это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях - это бережное отношение к голосу ребёнка. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Учить детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
5. Игра на детских музыкальных инструментах. Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.