"Структурные особенности старосонатной формы". Миронова В.А., Кабанов А.П., Сумбатянц О.Т.
Барочная сонатная форма типа развертывания полифонической природы, непосредственно контактирует с малыми барочными формами. В ней сохраняется тематическая однородность и метрическая «мягкость», позволяющая, по словам Кюрегян, «длить построения без четких границ и жесткой структуры». Принцип развертывания отражает свойственную искусству барокко потребность пребывания в одном состоянии. Поэтому, как пишет Кюрегян, «в основе развертывания - «дление» этого состояния путем прибавления подобных, но вариантных или очень постепенно обновляемых мотивов…». Эта форма представлена в творчестве немецких композиторов-полифонистов И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г. Телемана и встречается в танцах из сюит, прелюдиях, быстрых частях сонат.
В экспозиции барочной сонатной формы главная партия эквивалентна ядру, связующая - собственно развертыванию, побочная партия - кадансу и предкадансовой зоне в уже достигнутой побочной тональности. Несформированность самих тем обуславливает отсутствие масштабного развивающего раздела. В нем лишь продолжается начатое в экспозиции развертывание музыкального материала, плавно переходящее в репризу.
Предклассическая сонатная форма отличается гомофонно-гармонической направленностью - более определенным тематизмом, ориентацией на квадратность, функции разделов более ясны. В ней формируются производный тематический контраст и разработочное развитие. Эта разновидность сонатной формы, по словам Кюрегян, «продвинулась гораздо дальше на пути к классическим формам». Сфера ее применения связана по преимуществу с сонатным жанром. Развитие эта форма получила с творчестве Д. Скарлатти, Тартини, Мартини, Галуппии др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-3.pdf | 294.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно