Индивидуальный план повышения профессионального уровня концертмейстера ДШИ 2023г.
План на 2020-2025гг
Описание
Этапы по годам
Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера хореографических отделений ДШИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kontsertmeystera.docx | 18.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Оленекская Детская школа искусств»
МР "Оленекский эвенкийский национальный район" РС (Я)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
концертмейстера ДШИ
Филипповой Айталины Владимировны
2020-2025 гг.
ПЛАН РАБОТЫ
над методической темой по самообразованию
концертмейстера ДШИ
Ключевая цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и исполнительского мастерства концертмейстера.
Индивидуальная тема: «Специфика работы концертмейстера струнных инструментов (скрипка) и хореографических отделений ДШИ».
Когда начата работа над темой: 2020-2021 уч. год
Когда предполагается закончить работу над темой: 2024-2025учебный год.
Актуальность темы: квалификация «концертмейстер» является одной из распространенных сфер деятельности пианиста. В условиях современных требований она предполагает определённый универсализм, учитывающий два аспекта обучения в концертмейстерском классе: получение специальных и фундаментальных знаний.
Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль ансамбля, совместного общения, партнерства и обмена информацией.
Цель: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера;
Задачи самообразования по теме:
- описать музыкальные способности, умения и навыки, психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера и применить их в условиях современной ДШИ;
- выявить специфику деятельности концертмейстера струнных инструментов (скрипка) и хореографического отделения (классический. историко-бытовой, народный танцы), повысить на практике свой профессиональный уровень ;
- систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы.
Этапы проработки
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2020-2021уч.г | Собеседования с коллегами, методистом школы |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2021-2022уч.г | Выступление на МО |
Практический | Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2022-2023уч.г | Открытые уроки, выступления на семинаре в АГИиК концертмейстеров ДМШ, ДШИ и СПО. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. | 2023-2024уч.г | Выступление на педсовете, районном семинаре |
Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | 2024-2025уч.г | Творческий отчет |
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | План мероприятий | Примерный |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||
1. | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2020-2021уг.г |
2. | Прохождение курсов профессиональной подготовки | 2021-2022уч.г. |
3. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе концертмейстеров школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания. | 2022-2023 уч.г |
Обобщение и распространение собственного опыта | ||
1. | Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок | 2023-2024уч.г |
2. | Создание факультатива для учеников, собственного сайта | 2024-2025уч.г |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
1. | Участие в профессиональных конкурсах на всероссийском и международном уровнях: «Art- форум» «Viva-music» | 2020-2025гг. |
Предполагаемый результат.
1. Повышение профессионального мастерства.
2. Проведенние открытых уроков перед педагогами школы.
3. Доклады и выступления.
4. Разработка дидактических материалов.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Оленекская Детская школа искусств»
МР "Оленекский эвенкийский национальный район" РС (Я)
Методическая разработка
«Специфика работы концертмейстера хореографических отделений ДШИ»
Выполнила Филиппова А.В. концертмейстер ДШИ
Оленек-2021г
Введение
Практика концертмейстера представляет собой ответственную сферу деятельности. Довольно часто на долю концертмейстера выпадают такие эмоциональные нагрузки и сложные художественные задачи, с которыми не всегда удается успешно справиться даже очень квалифицированному музыканту.
Музыка положительно влияет на развитие способностей детей, а в хореографическом классе помогает раскрыть содержание танца. Нельзя её рассматривать как ритмическое сопровождение, которое облегчает выполнение движений. Какими же качествами должен обладать концертмейстер хореографического класса?
- Конечно это знание основ хореографии, осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев.
- Умение одновременно играть и видеть танцующих.
- Умение подбирать вступления, заключения, отыгрыши, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.
- Концертмейстер должен и в музыкальном и в техническом плане хорошо «владеть» инструментом. Он должен обладать хорошим музыкальным слухом, воображением, так называемым «аккомпаниаторским чутьем». Также важен артистизм, умение охватить форму произведения, его образную сущность.
- Одним из важнейших аспектов деятельности концертмейстера в любом классе, является способность бегло читать с листа, но в классе хореографии в этом вопросе на первый план выходит мобильность, быстрота и активность реакции. Поскольку у педагога нет времени ждать, пока концертмейстер «нароет» нужный музыкальный материал в своих папках, т.е. концертмейстер должен суметь сыграть что-то по памяти, спонтанно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод – профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля и чуткость.
Теперь хотелось бы затронуть вопрос музыкального материала в классе хореографии. Менять его часто не следует, раз в полугодие будет достаточно, но он должен быть объемным и разнообразным.
На начальном этапе воспитания маленьких хореографов следует подбирать музыку понятную, доступную, легко запоминающуюся. Это могут быть произведения такого плана, как:
«Полька», «Разлука» М. Глинки,
«Полька» П. Чайковского из «Детского альбома», который в целом можно взять на заметку, т.к. музыка Чайковского очень мелодична и танцевальна.
«Вальсы» А. Грибоедова, Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Свиридова («Метель»), А. Хачатуряна («Маскарад») и других известных авторов.
Произведения русской народной музыки в изобилии представлены в сборниках для аккордеона.
Облегчить себе задачу можно взяв уже «готовую» подборку фрагментов музыкальных произведений в широком изобилии представленную издательским домом «Дрофа» и «XXI век».
В заключении хотелось бы сказать, что при всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане все таки находятся творческие аспекты. Творчество – это открытие нового, источник духовных ценностей, активный поиск еще не изведанного, дающий возможность, посмотреть на окружающий мир по новому. Специфика работы концертмейстера в Школе искусств, требует от него особой мобильности, бескорыстной любви к своей специальности, которая не принесет внешнего успеха, так как он всегда остается «в тени», как бы растворяется в общей работе коллектива.
Тема ещё в разработке.
2015-2020 концертмейстер кл.скрипки, хореографии, общего хора.
2020-2021 класса хореографии.
2021-2022 класса скрипки.
2022-2023 в связи с отъездом второго пианиста, концчасов нет. Только специалисты. Нагрузка большая, поэтому играю только на концертах, конкурсах. В хореографии сейчас занятия проводятся под фонограммы. Скрипачам нужно играть-играю.
Эпизоды из выступлений https://youtu.be/A1yd3oJdfpU
Выражаю огромную благодарность за интересные видео материалы, какие молодцы детки и преподаватели, концертмейстеры вообще супер!!! Спасибо, за увлекательные, полезные курсы повышения квалификации!!! Очень рада видеть в записи своих педагогов, однокурсников.
С 1981-1982гг уч-ся РДМШ, по специальности Григорьева Мария Никитична. ( жила в интернате, училась в училище)
1982-1987гг уже заселили в общежитие на Лермонтова. По специальности Мария Никитична Григорьева, камерный ансамбль Лариса Алексеевна Донская.
Спасибо огромное моим педагогам, низкий поклон!!!
С ув-ем Филиппова-Данилова Айталина Владимировна.