«Положение районной олимпиады по сольфеджио для воспитанников инструментальной секции»
Среди многих видов искусства музыка занимает особое место, попытаемся объяснить почему. Живописное полотно мы видим все сразу и воспринимаем его целиком: можно долго стоять у картины и вглядываться в детали, но оно предстает перед нами при первом взгляде на него. Архитектурные шедевры тоже являются нашему взору сразу, равно как и скульптурные творения. С музыкой же все иначе: она чудесным образом появляется из под пальцев музыканта, живет какое-то время и тут же исчезает, оставаясь лишь в нашей памяти и в наших впечатлениях и эмоциях.
И очень долгое время так и было, пока люди не научились фиксировать на бумаге то, что они услышали или придумали. Страшно подумать, что мы могли быть лишены возможности слушать музыку великих композиторов мира.
Вот и получается, что те люди, которые умеют записать то, что они услышали – своего рода художники, которые «рисуют» и сохраняют для нас музыку, чтобы мы могли наслаждаться ею снова и снова.
Олимпиада является оригинальным и интересным способом усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_2023.docx | 25.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Положение районной олимпиады по сольфеджио
для воспитанников инструментальной секции»
Пояснительная записка
Среди многих видов искусства музыка занимает особое место, попытаемся объяснить почему. Живописное полотно мы видим все сразу и воспринимаем его целиком: можно долго стоять у картины и вглядываться в детали, но оно предстает перед нами при первом взгляде на него. Архитектурные шедевры тоже являются нашему взору сразу, равно как и скульптурные творения. С музыкой же все иначе: она чудесным образом появляется из под пальцев музыканта, живет какое-то время и тут же исчезает, оставаясь лишь в нашей памяти и в наших впечатлениях и эмоциях.
И очень долгое время так и было, пока люди не научились фиксировать на бумаге то, что они услышали или придумали. Страшно подумать, что мы могли быть лишены возможности слушать музыку великих композиторов мира.
Вот и получается, что те люди, которые умеют записать то, что они услышали – своего рода художники, которые «рисуют» и сохраняют для нас музыку, чтобы мы могли наслаждаться ею снова и снова.
А для того чтобы научиться записывать музыку, нужно изучать сольфеджио, то есть музыкальную грамоту. Невозможно ведь читать книжку если ты не знаешь ни одной буквы, или ваять скульптуру не имея ни малейшего представления как это делать.
Так и с музыкой: трудно научиться играть на музыкальном инструменте или петь в хоре, если ты ничего не понимаешь в нотной грамоте. Именно для этого и нужно сольфеджио.
Даже если дальнейшая жизнь не будет связана с музыкой – эти знания помогут грамотно и глубоко воспринимать музыкальные произведения, понимать замысел автора, стать постоянным слушателем концертных залов и оперных театров, быть человеком с широким кругозором, интересным и открытым для общения.
Данная методическая разработка родилась не спонтанно. Несколько лет назад мне пришла идея разделить группу учащихся на два звена и провести командный конкурс воспитанников четвертого года обучения по сольфеджио. Мероприятие удалось. Следующая попытка состоялась среди команд двух педагогов по сольфеджио.
Время шло, и педагоги разработали новые требования и задания для Олимпиады и провели ее среди воспитанников третьего года обучения. В мероприятии принимали участие две команды. Времени после первого конкурса прошло много, изменились наши воспитанники, изменились и мы. Поэтому хочется оставить след хорошей инициативы в напечатанном виде для тех, кто захочет воспользоваться этими материалами. При выборе формы проведения олимпиады мы руководствовались необходимостью создания праздника, поводом к которому мог послужить серьезный и нелегкий предмет-сольфеджио.
План проведения
№ | Этапы занятия | Длительность |
1 | Конкурс приветствий | 5 минут |
2 | Домашнее задание | 5 минут |
3 | Музыкальная разминка | 7 минут |
4 | Определение на слух интервалов | 8 минут |
5 | Определение размера в музыкальных фрагментах | 10 минут |
6 | Музыкальное эхо | 7 минут |
7 | Ритмические этюды | 8 минут |
8 | Подведение итогов, награждение победителей | 10 минут |
Итого: | 60 минут |
Тема: олимпиада по сольфеджио для воспитанников третьего года обучения
Цель: провести конкурс команд по сольфеджио, выявить сильные и слабые стороны обучающихся, усилить интерес к предмету.
Задачи:
1.Образовательная. создать команду со своим названием, девизом, песней. Познакомить с фрагментами классической музыки, определить интервалы. Количество ключевых знаков, параллельные тональности, музыкальный размер.
2.Развивающая. научить логически мыслить, исключая “лишнее слово в ряду музыкальных терминов. Научить различать на слух интервалы в начале музыкальных произведений. Хлопать ритмический рисунок этюда.
3.Воспитательная. создать праздник для воспитанников инструментальной секции, привить любовь к классической музыке. Воспитывать активный, живой интерес к сольфеджио, внимание, усидчивость, умение слышать друг друга в команде, выбирать правильный ответ, радоваться победе и не завидовать победителям, осознавать ошибки и работать над недочетами.
Предполагаемый результат:
Воспитанники проявят интерес к новой для себя форме усвоения предмета сольфеджио. Будут работать в группе, в команде единомышленников, добиваясь высокого результата.
На олимпиаде появляется возможность лучше увидеть свои достоинства и недостатки, знания и пробелы, сравнивая и оценивая себя и другую команду.
В течение часа. Благодаря скрупулёзной подготовке олимпиады педагогами, студийцы видят калейдоскоп различных форм работы, как традиционных (пение гамм,канонов), так и не традиционных (“Эхо”, логические цепочки)
Краткая характеристика групп: олимпиада рассчитана на воспитанников III года обучения, занимающихся в классах разных педагогов. В каждую команду вошли лучшие студийцы,которые играют на фортепиано,синтезаторе, флейте, аккордеоне. Все ребята любят петь и регулярно посещают занятия сольфеджио. Возраст участников от восьми до 11 лет.
Материально-техническое обеспечение.
Олимпиада должна проходить в просторной аудитории, в которой возможно разъединить команды и выделить место для жюри. Обязательно наличие:.
1.Классной доски
2.CD-проигрывателя и дисков
3.учебного пособия Ж Металлиди и А.Перцовской для третьего класса
4.Карточек с названием изученных интервалов
5.Ритмических карточек
6.Фортепиано
Содержание материала
1.Вначале педагог предлагает краткий экскурс в историю олимпийского движения, сравнивает спортивные соревнования с соревнованиями по разным предметам, раскрывает цели и задачи данного состязания, представляет членов жюри. Затем команды произносят название, девиз, исполняют полюбившуюся оригинальную песню. Жюри объявляет баллы (максимум 10) каждой команде за собранность, организованность, четкость произнесения названия и девиза, яркость и самобытность исполнения песни.
Методы: практический, самоуправления, демонстрации, тренировки, повтора, диалога и обсуждения.
2. “Домашнее задание”
На занятиях сольфеджио педагоги используют учебные пособия Металлиди, Перцовской. Из учебника III класса ДМШ командам было предложено заранее выучить канон под названием “Камертон”. Это народная норвежская песня. Когда она исполняется каноном .получаются интересные, красивые звуковысотные комплексы. Команды с удовольствием исполняют канон. Жюри с помощью карточек показывает результат.
Методы: тренировки, повтора, самоуправления, демонстрации, групповой метод.
3. Разминка. Этот этап складывается из нескольких заданий:
Путешествие по гаммам:
Как поется в одной детской песенке:
“За руки взяв нас, привели нас в класс мамы.
Занали песни мы, но учить должны гаммы”
Изучение мажорных и минорных гамм-важнейшая составляющая занятия. На первом году обучения осваивается мажорный лад. Гаммы До,Ре,Фа, Соль мажор. (В продвинутых группах Си бемоль мажор).
Второй год обучения вносит минорную окраску. Изучаются три вида минора, добавляются гаммы с двумя диезами и двумя бемолями. Итого 10 гамм. На третьем году студийцы изучают лады с тремя диезами и с тремя бемолями. Поэтому без подготовки ребятам было предложено поочередно петь ту или иную гамму. За инструментом сидит педагог и дает настройку в нужной тональности. Жюри следит за чистотой интонации, правильностью звукоизвлечения, дыханием между тетрахордами и нужным количеством ключевых знаков. Продолжением проверкигамм является следующее задание: на доске выписаны в колонку тональности. Их нужно соединить линиями в пары с одинаковым количеством знаков. Здесь проверяется знание раздела программы “Параллельные тональности”. Задание выполняется на время.
Третий этап-логический. Надо назвать ассоциации с цифрами (из области музыки и не только). Например: цифра три ассоциируется с трезвучием, с терцией, с тремя видами минора, с трио, с тритоном. Цифра семь - септима, септет, септаккорд.
Далее в устной форме нужно поменять местами понятия, чтобы выстроился ряд: Т5/3, Т6/4, Т6, тон -полутон-тон-тон-тон-полутон-тон, II-IV-VII-VI, прима, секунда, терция, квинта, кварта, секста, септима, октава.
Методы, которыми пользуются организаторы олимпиады: аналитический, проблемно-поисковый, графический, метод дидукции, контроля, работы в группе, метод аналогий.
4. В программе по сольфеджио есть раздел “Слуховой анализ”, включающий слушание ладов. Аккордов. Интервалов. Музыкальной формы, ритмических особенностей и т.д. Поэтому в середине олимпиады появился раздел “Определение на слух”. Педагогами были заготовлены карточки для обеих команд, на которых были написаны условные обозначения интервалов, а именно: ч.1, ч.8, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5.Мы пошли нестандартным путем - прелдожили ребятам определить интервал, с которого начинается мелодия и показать его жюри в виде карточки. Мелодии были выбраны следующие: А.Петров. музыка из к/ф “Вокзал для двоих”, И.Дунаевский “Как много девушек хороших”, Т.Кочеткова “Мы мыши, мы мыши”, В.Сольвьев-Седой “Где же вы теперь. Друзья-однополчане”
Методы: устного контроля, обсуждения, наглядности, стимулирования интереса, суммирования зананий, ознакомление через иллюстрацию педагога.
5. Определение размера в музыкальных фрагментах.
Этот и следующий разделы связаны с работой над метро-ритмом. Она начинается на самых первых занятиях и продолжается весь период обучения. Для того, чтобы определить размер ан слух, нужно слышать метрическую пульсацию. Посчитав количество долей от сильной до следующей сильной, мы получаем размер. Воспитанники третьего года знают размеры: 2/4, 3/4, 4/4/, 3/8.
Вниманию ребят предлагаются следующие фрагменты:
И.Штраус “Радецки марш” (4/4)
П.Чайковский марш из балета “Щелкунчик” (4/4)
Э Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” (3/4)
И.С.Бах “Бранденбургский концерт” № 4, первая часть (2/4)
Методы: индукции, дедукции, анализа, проблемно-поисковый, групповой, практический. Метод аналогий. Обсуждения. Ознакомления через иллюстрацию.
6.Ритмические этюды.
Если метр - это пульсация долей, то ритм - это узор из длительностей. На третьем году обучения ребята владеют различными ритмическими формулами, прохлопывают в ладоши различные ритмические этюды, называя ритмослоги, умеют записать ритмический диктант, простукивают ритмический рисунок дуэтом под аккомпанемент педагога. Ритмические темы всегда пользуются большим успехом. Каждой команде предлагается прохлопать один из ритмических этюдов. Первый раз это делается самостоятельно, а затем в сопровождении педагога.
7. Последнее практическое задание - “Эхо” является повторением мелодического фрагмента за педагогом по принципу эха. Проверка идет на знание нот, умение удержать в памяти небольшой фрагмент, повторить его за педагогом, следить за чистотой интонирования, и правильностью ритмического оформления.
Методы: иллюстрации, повтора, воспроизведения по образцу, самоконтроля.
8. Заключительный раздел - подведение итогов. Здесь работают не студийцы. А члены жюри и педагоги, подготовившие команды. Подсчитывая баллы подводят итоги, выявляя команду, набравшую большее количество баллов. Победителей ждут призы. Дипломы. Председатель жюри дает оценку достижений воспитанников, выявляет пробелы, указывает на недоработки, поощряет лучших ребят. На этом этапе используются методы: аналитический,суммирования знаний, поощрения и контроля.
Методические советы при проведении олимпиады:
Главное - выверить ход олимпиады до мелочей. И также важна быстрая смена форм рабрты: от объяснения,слушания мелодий, определения размера,через пение гамм, песен, канонов к прохлопыванию ритмического рисунка командой, работы на доске, знанию теории музыки.
Важно тщательно подготовить иллюстративный материал (диски, ноты. Игра по памяти).
Достаточное количество времени ребята должны отдать поиску названий команд, девизов и эмблем, что несомненно сплотит коллективы. Работа с карточками (изученные интервалы) должна быть многократно опробована занятиях и не вызывать сложностей. А задача педагога состоит в организации успеха своих воспитанников.
Список литературы:
Информационные источники
Список литературы, рекомендованной педагогам
- Барабошкина А.В. Сольфеджио для I класса ДМШ. Методическое пособие. – М.: Издательство «Музыка», 1975.
- Бергер Н.А. Сначала – РИТМ. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. – СПб.: Издательство «Композитор», 2006.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Модернизация общего образования. – СПб.: Издательство «Каро», 2004.
- Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М: Классика-XXI, 2007. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М.: Издательство «Музыка», 1978.
- Давыдова Е.В. Сольфеджио для IV класса ДМШ. – М.: Издательство «Музыка», 1989.
- Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2006Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио. – М.: Издательство «Музыка», 1986.
- Калужская Т.А. Сольфеджио. 6 класс ДМШ. – М.: Издательство «Музыка», 1991.
- Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Гумнитар. изд. Центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004.
- Литвинова Т. Тембровое сольфеджио: учеб. пособие для развития тембрового слуха. Ч. 1: на материале инструментальной музыки. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2013.
- Литвинова Т. Тембровое сольфеджио: учеб. пособие для развития тембрового слуха. Ч.2: на материале вокальной музыки. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2015.
- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио. «Мы играем, сочиняем и поем». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Композитор», 1997 (для I, II, III, IV, V класса детской музыкальной школы).
- Соколов Ф. В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. – СПб: Композитор, 2009. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.: «Музыка», 1987.
- Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту 4-5. – Ростов-на-Дону, 2008.
- Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. – М.: Владос, 2003.
Список литературы, рекомендованный обучающимся
- Калужская Т.А. Сольфеджио. 6 класс ДМШ. – М.: Издательство «Музыка», 1991.
- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио. «Мы играем, сочиняем и поем». Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Композитор», 1997 (для I, II, III, IV, V класса детской музыкальной школы).
- Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб.: Композитор, 2001. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 4, 5 класс. СПб: Композитор, 2001
- Конспекты мастер-классов педагога музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакого Беловой О.В;
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Ю.Б. Алиев-М.:Владос, 2003г
- Огороднова –ДуханинаТ.В.»Музыкальные игры на уроках сольфеджио». Издательство «Композитор – Санкт-Петербург 2008 г.
- Петров Л.С. «Гармония для всех». Издательство «Композитор – Санкт-Петербург 2004 г.
Список электронно-образовательных ресурсов
Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник сольфеджио. 1 класс ДМШ. – СПб.: Композитор, 2004. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник сольфеджио. 2 класс ДМШ. – СПб.: Композитор, 2005. 1эл. опт. диск (CD-ROM).
Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник сольфеджио. 3 класс ДМШ. – СПб.: Композитор, 2005. 1эл. опт. диск (CD-ROM).
Обучающая программа «Музыкальный класс». – Изд-во: NewMediaGeneration. – 1997.
Обучающая игра «Дракоша в мире музыки». – Изд-во: Медиа-Сервис 2000. – 2005.