План - конспект открытого занятия по сольфеджио «Я приглашаю вас в мир музыки» педагога Кот Е.М.
В данной методической работе можно воспользоваться планом занятия, где учащиеся овладевают различными средствами музыкальной выразительности: мелодикой, ритмом. темпом, ладом и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план открытого занятия | 18.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План - конспект открытого занятия по сольфеджио «Я приглашаю вас в мир музыки» педагога Кот Е.М.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна, преподаю во Дворце детского и юношеского творчества сольфеджио. Это базовый предмет для достижения успешных результатов по всем другим музыкальным предметам. Я приглашаю вас в удивительный мир Музыки, которая затрагивает тонкие струны нашей души.
Звучит песня «Музыкальная страна» Ж.Л.Металлиди Нет такого человека, который был бы равнодушен к музыке. Уже в самом раннем возрасте ребёнок слушает колыбельную песню, женятся люди под Марш Мендельсона. Музыка доносится из плееров, телевизоров, колонок, телефонов, звучит в концертных залах, на праздниках, парадах, в храмах. Кто сочиняет музыку?
А знаете ли вы, что композиторы сочиняют произведения по особым правилам, законам, при этом используют всего 7 нот. Кто назовёт эти ноты?
Мне кажется, нетрудно выяснить из каких двух нот складывается название предмета «сольфеджио»?
Давайте проведём эксперимент: я буду сочинять мелодию и петь её нотами, а вы будете, как эхо, повторять мелодию вслед за мной по фразам.
Подумайте, ребята, с чем ассоциируется у вас число семь?
Правильно: семь дней в неделе, семь цветов радуги, цветик- семицветик, семь чудес света. А ещё в слове семья есть цифра семь, потому что семья объединяет папу, маму, детей, в семейный круг можно отнести бабушек и дедушек. Хорошо когда семья дружная, как музыкальная семья звуков!
Как вы думаете, что является главным в любом произведении, будь то лёгкая или серьезная музыка? Верно- мелодия! Это слово греческое, переводится как пение и песня. Мелодий сочинено огромное количество, и только некоторые из них знакомы любому образованному человеку, любимы и узнаваемы. Слышали ли вы такие мелодии:
В.А.Моцарт 40 симфония, тема первой части
Л. Бетховен 5 симфония, главная тема 1 части
Г.Гладков, Ю.Энтин «Ничего на свете лучше нету»
Давайте вместе споём эту весёлую песню! Я могу вам сыграть мелодию, а могу вместе с мелодией сыграть аккорды. Как вы думаете, что прозвучит эффектней, ярче, выразительнее? Конечно, с аккордами! Так вот аккорды – это одно из выразительных музыкальных средств наряду с мелодией. Называется такое средство гармонией, переводится с иностранного языка, как стройность, созвучие. Гармония должна присутствовать и в семьях: родители любят друг друга, своих детей, беспокоятся о своих родителях, вместе проводят свободные дни, имеют семейное хобби.
Послушайте, какая красивая гармония в «Лунной сонате» Л.Бетховена!
Музыку нельзя представить себе без важного средства выразительности -ритма. В жизни любой семьи ритм присутствует обязательно в виде распорядка дня...Ритм стихов, танцевальный ритм, ритм большого города. Приятно сознавать, что большинство людей имеет замечательное чувство ритма. Не верите? Докажу вам сейчас. Давайте разделимся на две группы: группу девочек и мальчиков. Я буду хлопать в ладоши ритм, а вы будете поочерёдно повторять его. Интересно, какая группа выйдет победителем?
Сейчас прозвучит «Радецкий марш» И.Штрауса. Вы должны будете почувствовать в этой замечательной музыке пульсацию и прохлопать пульс в ладоши. То, что вы обнаружили в музыке , называется музыкальный метр. Запомним, одно из выразительных средств музыки- метро-ритм.
Ребята, попробуйте назвать по-другому слово «скорость». Правильно, речь идёт о музыкальном темпе. Замечали ли вы, что все ребята выполняют заданные педагогом домашние задания в своей скорости, в своем темпе. В семье та же история: старшая сестра уже сделала уроки, а вы все тянете, но когда мама просит вымыть посуду старшую сестричку, то посуду она моет в медленном темпе, не то что мама. Музыкальные темпы можно разделить на три большие группы: быстрые, умеренные и медленные. Давайте поиграем. Я предлагаю вам на выбор несколько музыкальных фрагментов, а вы попробуйте определить темп музыки:
С.В.Рахманинов «Итальянская полька» (средний)
П.И.Чайковский «Неаполитанский танец» (быстрый)
Ф.Шопен Прелюдия до-минор (медленный)
Трудно представить себе музыку без использования различных динамических оттенков, то есть степени громкости исполнения. Мы с вами не роботы, поэтому наша речь тоже наполнена оттенками: выражая радость или удивление, мы говорим громко- в музыке это форте. Если педагог объясняет урок, мы своему соседу тихим голосом шепчем на ушко: «Давай сходим вечером на каток». В музыке такой оттенок! называется пиано. Соедините два термина вместе и получим: фортепиано.
Хотите немного размяться? Встаньте на ноги прямо. Я буду играть разную по громкости музыку. Ваша задача в том, чтобы во время форте вы становились на носочки, если же звучит оттенок пиано,- сделайте полуприсяд. Будьте предельно внимательны. Я постараюсь быстро переключаться с одного оттенка на другой.
Томас Вернер «Танец маленьких утят»
«Лад»! это очень широкое понятие. Оно включает в себя взаимопонимание между членами семьи; умение выслушать друг друга; посоветоваться, прежде чем принять важное решение; простить, если близкий вам человек сделал больно; готовность пойти на компромисс в спорных вопросах и ситуациях. И создать такую атмосферу в семье будет не сложно, если вы готовы дарить себя, свое тепло, заботу, внимание просто потому, что вы любите, и когда окружающим вас людям хорошо, то вам хорошо тоже.
Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда костюм ладно сшит… Много можно привести примеров с корнем слова лад, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад- это согласие и мир, стройность и порядок, а разлад – беспорядок, хаос. Но какое отношение эти понятия имеют к музыке? Оказывается, самое непосредственное. Музыка - это искусство, в котором звуки располагаются упорядоченно и согласованно .Наибольшее распространение получили лады - мажор и минор.
Если произведение написано в мажорном ладу, мы услышим музыку яркую, радостную, бодрую, светлую. Минорный лад окрасит пьесу в грустные, печальные и тёмные тона.
Давайте все вместе определим .в каком ладу написано произведение.
Мажор- руки поднимаем вверх, минор- складываем руки перед собой, как послушные ученики.
Звучит К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных», финал (мажор)
Русская народная песня «Во поле берёза стояла» (минор)
Л.Бернстайн «Вестсайдская история» ( мажор)
А.Пахмутова ,Н.Добронравов «Звездопад» (минор)
Вот и подошла к концу наша встреча. Быстро пролетело для меня отпущенное время. Скажите, пожалуйста, было ли для вас новым то, что я рассказывала?
Какие средства музыкальной выразительности вы запомнили?
Какая музыка тронула вашу душу?
Кто из композиторов понравился больше?
Сумеете ли вы донести в свои семьи то, что сегодня узнали?
Захотите ли продолжить обучение музыке или встреча с музыкой будет отложена на неопределённый срок?
Если вам понравилось, позвоните в колокольчики, если нет- звонить не надо.
Благодарим за внимание. Всего наилучшего! Успехов!
Музыкальный материал
- Ж.Металлиди «Музыкальная страна»
- В.Моцарт 40 симфония, 1 часть
- Л.Бетховен 5 симфония, 1 часть
- Г.Гладков, Ю.Энтин « Ничего на свете лучше нету»
- Л.Бетховен Лунная соната
- И.Штраус Радецкий марш
- С.Рахманинов Итальянская полька
- П.Чайковский Неаполитанский танец
- Ф.Шопен Прелюдия до-минор
- Т.Вернер Танец маленьких утят
- К.Сен-Санс Карнавал животных, финал
- Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
- Л.Бернстайн Вестсайдская история
- А.Пахмутова, Н.Добронравов «Звездопад»