Статья - «Детские песни в репертуаре флейтистов»

Тарасова Светлана Михайловна

В формировании личности ребёнка важную роль играет музыка, которая приобщает к миру прекрасного и к музыкальной культуре в целом.  Именно общение с ней формирует у маленького человека художественный вкус и свою систему эстетических ценностей. Наиболее благоприятной почвой для произрастания, является народная музыка, которая должна составлять основу любого репертуара в классе специального инструмента, на начальных этапах обучения и не только.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_detskie_pesni_v_repertuare_fleytistov.odt8.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

       ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

   МУЗЫКАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

«Детские песни в репертуаре флейтистов»

Автор статьи: педагог дополнительного образования, концертмейстер Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Соавтор: педагог дополнительного образования Чекоданова Анастасия Михайловна

педагог дополнительного образования Тарасова Светлана Михайловна

Санкт-Петербург

2023

        Эта статья о формировании личности ребёнка в котором важную роль играет музыка. Она приобщает к миру прекрасного и к музыкальной культуре в целом.  Именно общение с ней формирует у маленького человека художественный вкус и свою систему эстетических ценностей. Наиболее благоприятной почвой для произрастания, является народная музыка, которая должна составлять основу любого репертуара в классе специального инструмента, на начальных этапах обучения и не только.

Практически с первых уроков юные флейтисты, едва освоив инструмент и ноты, могут исполнить простые народные мелодии, такие как «Я на горку шла», «Как под горкой под горой» или «Во поле берёза стояла». При этом перед учащимся ставится задача – инструментальное исполнение народной мелодии должно быть приближено к вокальному исполнению. Для решения данной задачи в своей работе я использую разные методы, один из которых использование компьютерных технологий. После прослушивания мелодии, знакомства со словами песни, которые лучше помогают понять образ и характер произведения, необходимо выбрать, с учётом особенностей инструмента, приёмы и способы игры. Например, приёмы звукоизвлечения, штрихи. Более того, нужно обратить внимание на пункты смены дыхания, которые очень важны как для флейтиста, так и для вокалиста, и правильно их расставить, что имеет огромное значение для выразительного исполнения.

В более старших классах учащиеся исполняют обработки народных мелодий, которые насыщаются распевными оборотами, а сама мелодия подвергается вариационным изменениям.  В чём же заключается необходимость изучение произведений народной музыки в классе специального инструмента? Это необходимо для овладения навыками специфического народного стиля инструментального музицирования. Как известно, этот стиль отличается оригинальными исполнительскими приёмами игры и звук извлечения на инструменте и даже некоторой манерностью, которую следует понимать как отражение творческой индивидуальности музыканта, яркой образностью и характерностью музыкального языка.

Кроме народных мелодий, после освоения инструмента, учащийся может сыграть несложные песенки из любимых мультиков «Улыбка», «Песенка мамонтёнка», «Голубой вагон», которые также просты и понятны в исполнении, и несут в себе не менее важную роль в формировании и развитии художественного и эстетического вкусов. Так, дети учатся любить и беречь природу, видеть её красоту, ухаживать за животными и растениями, быть добрыми и трудолюбивыми и многому другому, что помогает вызвать нужные эмоции для выражения образа той или иной песенки из мультфильма, а также выбрать или выявить новые  способы и приёмы игры на инструменте.

Таким образом, народная музыка и детские песни из мультфильмов играют не маловажную роль в развитии эстетического и художественного вкусов учащихся. Более того, вокальная музыка обогащает, дополняет и расширяет не только исполнительский репертуар, но и приёмы, способы и навыки игры учащихся в классе флейты.