Научно - исследовательская работа "Профессии для тех, кто любит музыку"

Научно-исследовательская роабота

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-2023g_nauchnaya_rabota_sabanova_v.yu_.docx115.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани

«Детская школа искусств»

Научно-исследовательская работа

«Профессии для тех, кто любит музыку»

Автор:

Сабанова Виктория Юрьевна

преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

заведующая отделом фортепиано 

                                         

                                                       

                                                     

                                                 

                                                      г. Нягань 2023 г.

Аннотация

Музыка - это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в различных видах, от народной мелодии до опер.

Мы не всегда можем выразить то состояние, которое музыка вызывает в нас. Мы просто чувствуем, что музыка вызывает радость, печаль, веселье, нежность, любовь, негодование – все оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами. Я очень люблю музыку, это моя жизнь, моё увлечение! Я тесно соприкасаюсь с музыкой уже на протяжении 30 лет, работаю преподавателем по классу фортепиано в школе искусств.

Я стала задумываться: почему так мало учащихся выбирают  профессию музыканта?  Какими качествами должен обладать человек этих профессий, чтобы появился интерес у подрастающего поколения к музыке? Где можно получить образование, чтобы связать свою профессию с музыкой?

Цель работы: выявить и определить основные профессии, связанные с музыкой в жизни современного человека

Методы исследования: метод сравнения, обобщения и систематизации информации, опросные методы: анкетирование, собеседование; поисково-аналитический, сравнительный анализ и обобщение практического опыта.

Приемы работы: изучение различных источников, научных видеофильмов; работа в сети Интернет; оформление, выполнение презентации и защита проекта.

Полученные данные. В ходе своей работы учащиеся  узнали об истории происхождения музыкальных профессий, о том какие существуют профессии, связанные с музыкой, чем они интересны, систематизировали эти профессии. Также  узнали какие профессии в области искусство появятся и будут востребованы в будущем.

                                               

План исследования

Исследователи   доказали, что   удачно   выбранная   профессия   повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и   психических   проблем, связанных   со   здоровьем   и   усиливает удовлетворенность   жизнью.   Безусловно, адекватность   выбора   и   уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.  Я выбрала эту тему, потому что хочу помочь ребятам с выбором профессии, так как каждый ученик нашей школы в определенное время будет стоять перед выбором, и для того что бы они понимали какие знания им сейчас необходимо получить, для приобретения выбранной профессии, если это музыкальное направление.

        Музыка — одно из немногих явлений, которое оказывает сильное влияние на людей и их мировоззрение. Музыкой воспитывают, музыкой прививают любовь к прекрасному, музыкой пробуждают чувства.

Профессии, связанные с музыкой, обладают вполне объяснимым магнетизмом: человек — существо творческое, и выражать себя ему жизненно необходимо. Несмотря на длительность и сложность обучения, сильную конкуренцию и отсутствие гарантии успеха, люди продолжают осваивать уникальные, творческие профессии, чтобы чувствовать себя свободными и удовлетворенными собой. И выбор каждого из них достоин уважения.

Я считаю тему актуальной так как перед всеми школьниками встаёт вопрос выбора профессии. Я решила расширить представления о музыкальных профессиях и о возможностях обучения в музыкальной сфере.

Гипотеза исследования: профессий, связанных с музыкой, существует очень много, они всегда были, есть и будут востребованы

Цель работы: выявить и определить основные профессии, связанные с музыкой в жизни современного человека

Задачи исследования:

  • изучить литературу и Интернет источники по данной теме;
  • систематизировать профессии, связанные с музыкой;
  • выяснить насколько популярны эти профессии в современном обществе;
  • провести анкетирование среди обучающихся о знаниях по теме исследования
  • проанализировать полученные результаты, оценить их;
  • обобщить материал и оформить информационный буклет музыкальных профессий

Объект исследования: музыкальные профессии

Предмет исследования: понятия музыка и профессия 

Для расширения своих знаний я обратилась в библиотеку. Изучив литературу и источники информации в сети Интернет по данной теме, я углубила свои знания о профессиях, связанных с музыкой, узнала о том, чем занимаются люди этих профессий и какие профессии из области искусство появятся в будущем. Я систематизировали музыкальные профессии и познакомилась с перечнем учебных заведений. в которых можно учится ребятам, решивших связать свою жизнь с музыкой.  

Исследуя данную тему, я решили провести анкетирование на тему «Музыка как профессия», чтобы узнать насколько учащиеся знакомы с миром музыкальных профессий. Я планировала узнать хотели бы опрошенные расширить свои знания по этому вопросу и, возможно, пойти учиться после школы по этому направлению. В анкетировании приняли участие 100 учащихся  музыкальной школы. Полученные результаты позволили сделать вывод, что большинство респондентов любят музыку, многие занимаются дополнительно вокалом или танцами, часть опрошенных желают связать свою будущую профессию музыкой. Анкетирование показало, что большинство учащихся знакомы с названиями наиболее известных музыкальных профессий, но не знают, чем конкретно занимаются люди этих профессий.

Для того, чтобы лучше и подробно узнать о некоторых музыкальных профессиях, я решила пообщаться с представителями этих профессий в нашем городе. Я взяла интервью у преподавателя по классу фортепиано ДШИ, Заслуженного деятеля культуры ХМАО-ЮГРЫ Курочкиной Светланы  Юрьевны и звукорежиссера ТЮЗ Литяйкина Олега Александровича.

Результатом моей работы стал буклет с информацией о музыкальных профессиях.

Те сведения, которые мы получили в результате исследования, подтверждают нашу гипотезу полностью.

Библиография

  1. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. -Санкт- Петербург,2007. -319с
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Скворцова. - Москва,2015. - 1375 с.
  3. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. Москва, 2002. -1628 с.
  4. Атлас Новых профессий. - Москва, 2015. - 288 с.

Научная статья

Глава I. Профессии, связанные с музыкой: прошлое и настоящее

  1. Музыка и профессия

   Музыка - это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в различных видах, от народной мелодии до опер. Музыка – это величайшее изобретение человечества. Мы не всегда можем выразить то состояние, которое музыка вызывает в нас. Мы просто чувствуем, что музыка вызывает радость, печаль, веселье, нежность, любовь, негодование – все оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами.

Музыка является неотъемлемой частью культуры жизнедеятельности человека. Истоки происхождения слова «музыка» идут из греческой мифологии, которая увлекательно повествует о том, что у Зевса и Мнемозины (богиня памяти) было девять дочерей, которых называли «музами». В честь них и было названо великолепное искусство. Возникло оно еще в глубокой древности, когда люди впервые заметили, что правильное размещение звуков создает гармоничное звучание. [1]

Возникает вопрос: могут ли занятия музыкой помочь в будущей профессии?

Слово «профессия» происходит от латинского слова «professio» - «промысел, всякое

сословное занятие». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Профессия –

основной род занятий, трудовой деятельности». [2]

В «Большом Энциклопедическом словаре»: «профессия - (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования». [3]

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

                                     1.2 История происхождения музыкальных профессий

 Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.
          В Средневековье роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг религии. Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни. Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории. [1]

       Во все времена на Руси лучше всего жилось шутам и музыкантам – скоморохам, ведь именно юмор и музыка – это те вещи, от которых гораздо более, чем от финансовой и эмоциональной обеспеченности, зависит ощущение человеческого счастья и радости. Только вот жизненная философия, которая позволяет посвятить себя почти всегда нестабильной и невысоко оплачиваемой профессии музыканта, встречается редко, из-за чего парни и девушки, мужчины и женщины на улице, несущие музыкальный инструмент в кофре, всегда заставляют прохожих оборачиваться.

        История исполнительского мастерства прошла через многие века и стала одной из важнейших составляющих искусства и культуры. Да и сама музыка за это время претерпела много изменений, пережила рождение многих жанров, стилей исполнения, от классических до самых современных. В настоящее время музыка не стоит на месте, а развивается бурными темпами. Музыка превратилась в целую индустрию, при этом продолжают оставаться и классические музыкальные школы. Поэтому перед музыкантами современности лежит огромный выбор точек приложения своих интересов – от классической музыки до новейших течений в шоу-бизнесе.

  1. Музыкант как профессия

Что вдохновляет людей на музыку, на творчество? Откуда приходит вдохновение к музыкантам, откуда берёт начало это неимоверное чувство к знаниям душевных радостей и передача его всему свету. Об этом можно долго писать, ведь это музыка её нужно чувствовать душой и телом. Тонкая натура и талант вот, кто работает в этой грани чувств и эмоций. Работа гораздо сложнее, и утомительнее чем какая-либо другая работа в другой сфере и профессии. Ведь здесь нужен талант. Талант к музыке, а тем более тем людям, которые создают эту грань музыки и воплощения, без этого не обойтись.

Классическое музыкальное образование возможно получить в различных образовательных учреждениях: музыкальное школа; музыкальное училище; консерватория; университеты культуры и искусства. Обычно музыкальное образование начинается еще в детском возрасте, когда ребенка, показавшего потенциал и желание заниматься музыкой, родители и учителя направляют в профильные школы или кружки при домах культуры. На этом этапе происходит знакомство с музыкой, осознание ее многообразия. И дальше ребенок может либо захотеть развиваться в этом направлении, либо решит оставить эта занятие в качестве хобби. Стоит также отметить, что многие абитуриенты, высших музыкальных образовательных учреждений уже являются участниками и лауреатами многих профильных фестивалей и конкурсов. Иными словами, в какой-то мере они уже начали путь профессионального музыканта.
       Музыкант – это не столько профессия, сколько жизненный выбор, поэтому в эту область идут люди, обладающие следующими качествами: страсть к музыке, музыкальный слух, любовь к искусству, целеустремленность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию (см. Приложение I).

1.4 Роль профессии музыканта в современном мире

С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей. Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

Сегодня музыканты – это деятели искусства, которые во многом определяют культурный облик времени. При этом их роль на протяжении всей истории была очень значимой, поэтому далеко не каждый человек, обладающий музыкальным слухом, мог не то, что стать музыкантом, а просто выучиться игре на каком-либо инструменте. Например, в эпоху Средневековья многие музыканты были монахами, постепенно игра на музыкальных инструментах стала не столько проявлением искусства, сколько показанием статусности и благосостояния семьи. Помимо этого, существовали и бродячие музыканты, которые чаще всего были самоучками и набирали в ученики таких же самоучек. Сегодня же подобной проблемы не стоит, выучиться игре на музыкальных инструментах или пению может любой человек, обладающий необходимыми задатками и желанием. Более того, начать образование в этой области возможно, как в детстве, так и уже в зрелом возрасте. Поэтому профессия музыкант на данный момент – это скорее всего внутренний выбор, образ жизни.

На самом деле, мест, где музыкант имеет возможность профессионально самореализоваться достаточно много. Другой вопрос, что каждый амбициозный исполнитель стремится к тому, чтобы давать сольные концерты на крупных площадках и фактически работать на самого себя.

При этом стоит отметить, что фактически все музыканты имеют либо нестандартный, либо ненормированный рабочий день. Так, например, исполнители, играющие на городских площадках в праздничные и выходные дни, могут работать по десять часов, в то время как в будние дни выступают достаточно редко. Или же музыкальные группы, которые выступают в ночное и вечернее время в клубах.

Глава II.  Музыкальные профессии

2.1. Создатели музыки

Музыка начинается с ее создания. Для того, чтобы исполнять музыку, нужно сначала придумать ее. Этим занимаются люди, чьи профессии также неразрывно связаны с музыкой. Музыка сопровождает человечество практически с момента его возникновения. И профессии, связанные с музыкой, развивались вместе с обществом и его нуждами. Во время этого процесса и возникла профессия композитор.
         Стоит отметить, что изначально слово «композитор» применялось ко всем людям художественных направлений деятельности, которые занимались созданием и привнесением чего-то нового в искусство. И только к XVI веку композиторами стали называть исключительно музыкальных деятелей. Композиторы пишут музыку для песен, спектаклей, фильмов, а также для исполнения в концертных залах.  Несмотря на то, что многие популярные музыкальные композиции создаются с помощью компьютерных программ, композиторская музыка не теряет своей актуальности, хотя бы даже потому, что именно композиторы обеспечивают постоянное движение вперёд. Они «выдумщики», и пока какая-нибудь классная фишка не придумана выученным композитором, она ни за что не появится в электронных программах для создания музыкии. Композитор сочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.

Распространять композиторскую музыку помогают аранжировщики – это люди, которые подготавливают музыку для исполнения какой-либо группой музыкантов. Аранжировщик — это вторая рука композитора. Часто композитор сам аранжирует свои произведения, но если компания большая, то эти роли распределены между разными людьми. В задачи аранжировщика входит: адаптация, изменение и оформление музыкального произведения, выполнение инструментовки. В его силах изменить до неузнаваемости классическую мелодию: он создает переложения произведений для любого инструмента. Аранжировщик в первую очередь должен уметь работать со специализированными компьютерными программами. Но так как в этой профессии желательно быть и теоретиком, и практиком, аранжировщикам нужны и базовые композиторские навыки. Работа аранжировщика интересная, но сложная. Например, существует классная песня для вокалиста со скромным фортепианным сопровождением, аранжировщик может её переделать так, чтобы её можно было исполнить, например, таким составом: 3 вокалиста, гитары, флейта, скрипка, ударные и клавиши. И от этого песня должна как-то приукраситься, и в то же время не потерять композиторской оригинальности – в этом заключается профессионализм и элемент сотворчества аранжировщика при работе с первоначальным вариантом композиции. [5]        

Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, в театре, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической. Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр.  Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е.  перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму. Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука. Сами звукорежиссёры признаются, что, выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного звучания.

Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение. [6]

2.2 Исполнители музыки

Теперь рассмотрим, какие музыкальные профессии существуют в связи с исполнением музыки. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Понятно, что среди музыкантов есть солисты (выступают в одиночку – например, пианисты, скрипачи, певцы и т.д.) и те, которые принимают участие в различных формах ансамблевой игры или пения (любые музыканты).

Вокалисты — это те, кто в совершенстве овладел своим собственным неповторимым инструментом — голосом. Исполнять они могут как чужие, так и свои музыкальные произведения. Певец — самая известная разновидность вокалиста.  Различают лидер-вокалиста, который исполняет основные вокальные партии, и бэк-вокалиста, которому поручено исполнять дополнительные партии. Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента. Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы.

Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты).

Есть объединения крупнее – самые разные оркестры и хоры, а отсюда и такие музыкальные профессии, как артист хора или оркестрант. Оркестры и хоры – это или самостоятельные музыкальные коллективы, или большие группы музыкантов, обслуживающие спектакли в театрах, церковные службы или, к примеру, военный парад. Естественно, для того чтобы игра оркестра и пение хора были слаженными, коллективам нужны руководители – дирижёры.

 Дирижёр – это ещё одна важная музыкальная профессия. Дирижёр — ответственный за слаженную работу всего музыкального коллектива. Задача дирижера — интерпретировать мысль композитора и донести ее до каждого инструменталиста или хориста. Он распределяет партии и контролирует их звучание, подбирает репертуар, проводит репетиции, отслеживает звучание каждого инструмента. Дирижёру нужно управлять процессом исполнения композиции: для этого он с помощью рук, пальцев и мимики подает особые знаки своим подопечным. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты. [6]

2.3 Музыкальные педагоги

Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального обучения и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный, единый комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.

Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной, целостной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных способностей человека и формирования у него знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет музыкант, но и на формирование его личности в целом.

Учителя играют важную роль в музыкальном развитии. Профессии, связанные с музыкой в этой сфере, могут быть нескольких видов.

Педагог-музыкант – обучающий музыкальному искусству профессионально. Они работают в музыкальных школах, консерваториях и на музыкальных факультетах.

Учитель музыки – работает в школах. Такие люди преследуют воспитательные цели, они прививают детям любовь к музыке и расширяют музыкальный кругозор. Эта профессия исключительно интеллектуального труда. Учителя посвятили свою жизнь не только музыке, но и детям, взяв на себя особенную миссию: влюбить детское сердце в музыкальный мир. Помимо обычных уроков музыки, учителя этой направленности:

 руководят школьным хором, ведут дополнительные кружки на базе школы, принимают участие в школьных постановках, творческих вечерах, утренниках, организуют концерты.

Музыкальный руководитель работает в детском саду с дошкольниками. Проводит музыкальные занятия, организовывает праздники и развлечения.  

Педагоги, это терпеливые люди, которые любят детей, способны быть предельно внимательными и сконцентрированными, не боятся необходимости искать подход к каждому ученику, отличаются хорошей памятью, способностью относиться ко всем подопечным беспристрастно. Также необходимы музыкальные и артистические, коммуникативные способности.

2.4 Организационные профессии и другие

Музыкальный продюсер управляет большими процессами в индустрии развлечений: начиная от творческих и заканчивая финансовыми. В первую очередь саунд-продюсер отвечает за производство музыкального материала. Работа заключается в записи и сведении музыкального произведения, а также подготовка к записи и окончательный мастеринг. Процесс записи и сведения довольно гибкий — цифровые технологии предоставляют много возможностей. Изготовление музыкального продукта включает: анализ музыкального рынка, разработка концепции проекта, поиск исполнителей и источников финансирования, подбор звукоинженеров и студии для записи. Часто продюсер идет рука об руку с музыкантом на всех этапах становления карьеры последнего. Среди его второстепенных задач, также связанных с административными функциями: раскрутка артиста, продумывание его имиджа, организация выступлений, подписание договоров с авторами песен и композиторами. 

Профессия музыкального продюсера полна разъездов, динамики и общения. Она существует на стыке творчества и бизнеса: музыкальный талант должен подкрепиться в этой сфере предпринимательской жилкой. Быть саунд-продюсером — значит иметь шанс занять прочное место в нише шоу-бизнеса, завести знакомства, путешествовать и хорошо зарабатывать. [6]

Стоит еще вспомнить о музыкантах на телевидении, радио и в кино, музыкальных критиках, музыковедах. Музыкальных профессий в этой сфере достаточно, так как в СМИ появляется все больше развлекательных музыкальных программ. Ведущий теле- и радиопередач – ведет программы, так или иначе связанные с музыкой. Это могут быть различные хит-парады, ток-шоу или же образовательные программы о музыке.

В музыкальной сфере есть эксперты, которые анализируют и оценивают произведения музыкального искусства- это музыкальные критики. Музыковед – изучает музыку с точки зрения ее особенностей, закономерностей и связи с другими сферами искусства. Музыковед поясняет то, что содержится в композициях.

Чтобы узнать насколько мои сверстники знакомы с музыкальными профессиями и хотели ли бы они узнать и пойти учиться после школы по этому направлению, мы провели анкетирование. В нем приняли участие 208 респондентов, это учащиеся 6 и 8 классов нашей школы. Полученные результаты позволили сделать вывод, что наиболее известными среди учеников являются профессии: учитель, врач, полицейский, повар, пожарный. 63% респондентов знают, что занятия музыкой могут помочь в выборе профессии, 81% - любят музыку, многие занимаются дополнительно вокалом или игрой на музыкальных инструментах. При этом только 24% желают связать свою будущую профессию с музыкой и 9% возможно сделают это. Ученики указывали на такие музыкальные профессии как музыкант, певец, дирижер, учитель музыки, композитор и даже продюсер и диджей. Но при этом большинство респондентов не смогли объяснить, чем занимаются люди этих профессий или давали очень неточные и неконкретные ответы на этот вопрос (см. Приложение II).

Для того, чтобы лучше и подробно узнать о некоторых музыкальных профессиях мы решили пообщаться с представителями этих профессий из нашего города. Мы взяли интервью у преподавателя по классу фортепиано ДШИ Сабановой Виктории Юрьевны и звукорежиссера ТЮЗ Литяйкина Олега Александровича. Сразу видно, что эти люди очень любят музыку, любят свою работу, отдаются ей полностью, не останавливаются, а постоянно развиваются и передают свои знания. Для них музыка – это жизнь! Виктория Юрьевна и Олег Александрович рассказали о работе преподавателя фортепиано и звукорежиссера театра, о том, как они пришли в эту профессию, где учились, какими качествами должен быть наделен человек этих профессий (см. Приложение III).

                                        2.5 Новому миру – новые профессии

В современном, динамично меняющемся мире скорость появления новых технологий возросла многократно. Тем, кто хочет быть на волне новых тенденций, важно тщательно отслеживать подобные изменения, так как они напрямую влияют на структуру занятости и конкурентоспособность ключевых игроков на отраслевых рынках.

Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности. Например, сотрудники компании Blizzard Entertainment создали внутри игры World of Warcraft собственную металл-группу. Любой игрок, придя в нужную локацию, может попасть на ее концерт, а получив
определенный артефакт, можно на 12 секунд превратиться в гитариста группы.

Сборник «Атлас новых профессий» можно рассматривать как инструмент профессиональной ориентации, который способен помочь молодежи сделать правильный выбор специальности. Именно этот выбор в будущем обеспечит им востребованность на рынке труда. Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них
будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые
специалисты потребуются работодателям.

Культура – одна из самых древних сфер человеческой деятельности, но постепенно она стала прерогативой узкого круга профессионалов. Однако по мере того, как рутинные функции в работе будут переходить к машинам, все больше людей начнут заниматься творческой деятельностью и станут авторами художественных произведений – как из-за доступности изобразительных технологий, так и из-за размытости критериев искусства. С одной стороны, это хорошо – в XXI веке талантливому творцу легче найти свою аудиторию, чем когда-либо. С другой стороны, в огромном потоке творческой продукции
сложно сориентироваться и еще сложнее определить — что, собственно, стоит считать искусством. Так же, как возникает необходимость в индивидуальных медиафильтрах – чтобы пользователь не захлебнулся в потоках информации, в будущем ценителю искусства могут понадобиться персональные поисковые алгоритмы и тьюторы, которые помогут ему настроить личную траекторию эстетического восприятия и познания. [4]

    Профессии будущего, связанные с музыкой и искусством:

Куратор коллективного творчества- специалист, который собирает арт-группы для реализации конкретного творческого проекта В эти арт-группы могут входить как художники, музыканты разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.

Тренер творческих состояний - специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Он также занимается и развитием осознанности, поскольку одна из важных задач творческого человека – постоянное переосмысление реальности.

Личный тьютор по эстетическому развитию-человек, который строит для потребителя индивидуальную траекторию взаимодействия с продуктами искусства. Он прекрасно ориентируется в культурном поле и может создать программу эстетического развития в соответствии со вкусами, запросами и возможностями клиента: например, проследить развитие разных аспектов готического стиля от Средневековья до наших дней как в архитектуре, так и в дизайне, литературе, музыке и кино.

                                                     

2.6   Музыкальное образование

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько наиболее известных в России и нашего региона музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных, г. Москва;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской, г. Москва;
  • Свердловское музыкальное училище имени П.И.Чайковского, г.Екатеринбург;
  • Свердловский колледж искусств и культуры  ,г.Екатеринбург;
  • Колледж-интернат центр искусств для одарённых детей Севера,г.Ханты-Мансийск;
  • Сургутский музыкальный колледж.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и в Уральском Федеральном округе:

  • Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского;
  •  Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва;
  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств;
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Всероссийский государственный университет кинематографии им

С. А. Герасимова, г. Москва;

  • Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского,

г.Челябинск;

  • Тюменский государственный институт культуры;
  • Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, г.Екатеринбург
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Заключение

Работа над исследованием этой темы, позволила расширить знания о профессиях, связанных с музыкой. Есть множество различных профессий в музыкальной сфере и все они очень интересны и необходимы. Музыкальные профессии подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю думает в первую очередь о карьере и деньгах, речь идет в первую очередь о раскрытии своего таланта.

На основании полученных данных можно сделать соответствующие выводы:

  • очень важно выбрать себе   профессию «по душе»
  • музыкальных профессий   много, и мы их раздели на группы: создатели музыки, исполнители музыки, музыкальные педагоги и организационные музыкальные профессии;
  • каждая профессия, связанная с музыкой очень интересная и многогранная;
  • для того чтобы приобрести музыкальную профессию недостаточно просто закончить образовательную школу, а необходимо еще дополнительно и серьезно заниматься музыкой;
  • встречи и беседы с людьми творческих профессий очень интересно, и я хочу продолжить эту работу.
  • музыка вечна, поэтому профессии в музыкальной сфере всегда будут востребованы.

Я считаем, что работа имеет практическую значимость. И сыграет важную роль в профессиональном определении учащихся нашей школы. Во время проведенного анкетирования выяснила, что многим учащимся нашей школы пока сложно ориентироваться в мире профессий, но это им очень необходимо. Есть часть ребят, которых интересует именно музыкальное направление в будущем обучении. Поэтому я в своем классе провели классный час на тему «Музыка и профессия». Во время проведения ребята получили много новой и полезной информации и рекомендаций.

Результатом моей работы стал буклет с информацией о музыкальных профессиях.

Те сведения, которые я получила в результате исследования, подтверждают нашу гипотезу полностью.

                                                    Библиографический список

  1. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - Санкт- Петербург,2007. -319с
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Скворцова. - Москва,2015. - 1375 с.
  3. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - Москва, 2002. -1628 с.
  4.  Атлас Новых профессий. - Москва, 2015. - 288 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Музыкальные профессии -   https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/svyazannye-s-muzykoj.html
  2. Профессии, связанные с музыкой - https://profcursor.ru/professii-svyazannye-s-muzykoj/
  3. Профессии для тех, кто любит звуки и музыку - https://www.profguide.io/article/professii-dlya-teh-kto-lubit-muzyku.html

  4. Креативные профессии - https://primeclass.io/journal/ru/primeclass-kreativnie-profiesii-kak-realizovat-tvorchestvo-v-2022/

                                                                                                                                Приложение I

Необходимые профессиональные качества и навыки

представителей музыкальных профессий

Композитор

  • воображение и творческий потенциал
  • острый музыкальный слух
  • общая эрудированность
  • музыкальное образование
  • умение играть на одном или нескольких музыкальных инструментах
  • знание специальных компьютерных программ

Аранжировщик

  • музыкальный слух
  • отличная память
  • знание теории музыки и композиции
  • эстетическое восприятие
  • владение техникой игры на каком-либо музыкальном инструменте

Педагог

  • любовь к детям
  • музыкальное образование
  • педагогическое образование
  • умение играть на инструменте
  • творческий подход к занятиям
  • коммуникабельность
  • способность к общению
  • эмоциональной выразительности,
  • эмпатии.

Звукорежиссер

  • терпение и усидчивость 
  • внимательность 
  • находчивость
  • умение работать в команде и управлять людьми 
  • хорошие музыкальный слух и память, воображение
  • художественное чутье 
  • музыкальное образование
  • умение разбираться в технических устройствах 

                Диджей

  • музыкальный слух
  • грамотная и четкая речь
  • физическая выносливость
  • чувство юмора
  • стремление к дальнейшему развитию коммуникабельность
  • знание особенности разных музыкальных стилей
  • умение подбирать музыку, осуществлять нарезку и микширование

                              Дирижер

  • ответственность
  • актерские задатки
  • любовь к музыке
  • требовательность
  • внимательность
  • чувство ритма
  • выразительная мимика
  • лидерские качества 
  • понимание принципов игры на музыкальных инструментах и навыков импровизации
  • музыкальное образование

Продюсер (саунд- дизайнер)

  • музыкальный слух
  • творческое мышление
  • терпеливость
  • коммуникабельность
  • лидерские качества
  • организаторские способности
  • инициативность
  • умение работать в команде и управлять людьми 
  • понимание запросов слушателей и особенностей музыкальной индустрии 

Исполнитель

  • музыкальный слух
  • красивый и сильный голос
  • умение играть на одном или нескольких музыкальных инструментах
  • творческое мышление
  • артистические способности
  • чувство ритма
  • музыкальное образование

                       

        Приложение II

Результаты анкетирования

       Исследуя данную тему, я  провела  анкетирование на тему «Музыка как профессия». В нём приняли участие 100 учащихся школы искусств.  Они дали ответы на 4 вопроса анкеты.

На вопрос №1 «Какие профессии вы знаете?» ответили

На вопрос №2 «Знаете ли вы, что занятия музыкой могут помочь в выборе профессии?»  

ответили

На вопрос №3 «Хотели бы вы связать свою будущую профессию с музыкой?» ответили

На вопрос №4 «Назовите профессии, связанные с музыкой, которые вы знаете» ответили

Приложение III

Интервью

                                            Курочкина Светлана Юрьевна

                                 (Заслуженный деятель культуры ХМАО-ЮГРЫ)

Вопрос 1: Какая специальность у Вас?

 Моя специальность- преподаватель по классу фортепиано

Вопрос 2: Где учились, какое средне-специальное или высшее учебное заведение окончили?                

Окончила с отличием Камышинское музыкальное училище по классу фортепиано и с отличием Саратовский педагогический институт (музыкально-педагогический факультет).

Вопрос 3: Сколько лет учились?

Училась 4 года в училище, 4 года в институте.

Вопрос 4: Чем нравится Вам Ваша профессия?

Моя работа заключается в обучении детей игре на фортепиано. Что больше всего мне нравится в моей профессии:

-прививать любовь к прекрасному;

-учить слушать и понимать музыку;

-проводить концерты и готовить детей к участию в конкурсах.

Вопрос 5: Какие трудности возникают в работе?

Трудность работы преподавателя по классу фортепиано заключается в заключительном результате исполнения произведения на экзамене или на концерте. Исполнение музыкального произведения- это длительный процесс, который требует от ученика усердия, технических навыков игры на инструменте и ежедневных домашних занятий.

Вопрос 6: Какими качествами должен обладать преподаватель Школы искусств?

Основные качества преподавателя – это любовь к музыке и детям,

терпеливость, ответственность, интерес к жизни воспитанников, сдержанность и отзывчивость, большой багаж умений и знаний в специфики преподавания на инструменте.

Вопрос 7: Как бы Вы прорекламировали свою профессию детям?

Преподаватель по классу фортепиано – профессия творческая, интересная и востребованная, так как каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил первые навыки игры на инструменте и радовал своих близких знакомыми мелодиями.

Ведь так важно развивать в ученике чувство прекрасного и чувство любви к искусству!!!

Ведь музыкальное образование- это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, памяти, усидчивости, эмоциональной сферы!

Значит наша профессия очень полезная для подрастающего поколения.

Как сказал Гектор Луи Берлиоз (французский композитор и дирижер)

«Музыка- самое поэтичное, самое могущественное самое живое из всех искусств».

Литяйкин Олег Александрович, звукорежиссер Театра Юного Зрителя

Вопрос 1: Кем Вы работаете?        

На данный момент работаю осветителем, до этого занимал должность звукорежиссера театра. Еще раньше работал преподавателем в музыкальной школе, концертмейстером, выступал.

Вопрос 2: Почему выбрали для себя именно эту профессию и как это получилось? Музыкой начал заниматься еще со школы, далее поступил в колледж, продолжил там заниматься этим, параллельно поступил в музыкальное училище, в итоге остался в училище. Далее предложили работу в театре художником по свету, потом звукорежиссером. Дополнительно работал концертмейстером.

Вопрос 3: Нужно ли иметь музыкальное образование для того чтобы работать звукорежиссером?

Чтобы работать именно звукорежиссером, то музыкальное образование необходимо, потому что в его обязанности входит не только включать и выключать музыку, но и подготавливать музыку, песни. То есть это звуковая обработка, написание текстов или написание партитур.

Вопрос 4: Чем занимается звукорежиссер в театре?

Подготовка проведения спектаклей, то есть подготовка оборудования, проверка микрофонов, проверка музыкальных инструментов, подбор музыкального материала и редакция музыки песен и т.д.

Вопрос 5: Есть ли у Вас музыкальное образование? Какое?

Закончил музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова в городе Саранск. На данный момент учусь в Мордовском государственном университете на руководителя хоровых коллективов.

Вопрос 6: Нравится ли Вам работа звукорежиссера? Чем?

Да, нравилось. Достаточно необычная профессия.

Вопрос 7: Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии?

Усидчивость. Терпение, должен быть идеальный слух.

Вопрос 8: Назовите плюсы и минусы вашей работы.  

Плюсы работы: новые знакомства, командировки (гастроли), простоянно звучащая вокруг музыка, а минусы - ненормированный рабочий день.

Вопрос 9: Посоветовали бы Вы выпускникам школ поступать учиться на звукорежиссера?

 Я бы советовал ребятам поступить, окончить высшее музыкальное учебное заведение и заниматься этим замечательным и интересным делом. Но это конечно при условии, что у человека к этому лежит, то конечно да.