Устиненоква И.В. «Формирование нравственно-патриотической позиции дошкольников посредством культурно-досуговой деятельности в детском саду»

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

  Устиненкова И.В. "Формирование нравственно-патриотической позиции дошкольников посредством культурно-досуговой деятельности в детском саду"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотической позиции дошкольников посредством культурно -досуговой деятельности

H:\ФОТО АННА\IMG-20220221-WA0017.jpg

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №9

Устиненкова Инна Владимировна

Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме. 

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. 

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Одним из главных  показательных моментов привлечения ребенка к патриотизму  являются   культурно-досуговые  мероприятия. Через праздники, досуги и развлечения  мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством.

Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании  маленького человека.

Задачи:

-Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;

-Обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;

-Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

-Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

Решение  данных задач должно носить комплексный и  системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольников и осуществятся в интеграции всех образовательных областей.

                      Критерии и  показатели  патриотизма

— эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

— когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

— мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

— практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Один из основных разделов работы по патриотическому воспитанию -  знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время: чем славен родной город, какова его история, традиции, достопримечательности, памятники, знаменитые люди.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Самый родной и очень близкий человек – это, конечно же, наша мама.

Наиболее доступно для малыша использовать образ женщины- матери и ребёнка, будь то животные птицы или люди и в тоже время ненавязчиво, происходит патриотическое воспитание ребёнка. Там где его любимая мама, там и его Родина. Она также как мама бережно заботится о нём, создает все условия для его полноценного развития. И чем чаще будет рассматриваться эта тема, тем более нравственным вырастает ребёнок и станет полноценный гражданином России.

                                        (Видеоклип "День матери)

Фоторепортаж "День рождения детского сада","Наши выпускники"

Тема Великой Победы раскрывает  величие подвига советского солдата, знакомит  детей с песнями тех лет  и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику имеет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения.

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления, полученные на экскурсиях к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления, полученные на экскурсиях к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

(Фоторепортажи из опыта работы "Музыкально-спортивный праздник "Боевые учения","Салют Победы", "Парад Победы  для дошкольников", "Выставки поделок, экспонаты, фотозоны""День Памяти и Скорби, "Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины", "Памятники")

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. В мероприятии используется большое количество перестроений, игр, эстафет. Эта тема очень любима детьми.

(Фоторепортаж "Зимняя Олимпиада")

День Народного  единства   занимает особое место среди государственных праздников современной России. Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги. С целью  патриотического воспитания у дошкольников любви к нашей единой Родине – России     в нашем  детском саду имеет место этот праздник.

("День народного единства" )

Русская праздничная культура как средство патриотического воспитания

Народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев. Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют  его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

  Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая, позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

(Фоторепортаж "Широкая масленица","Сороки, "Покровская ярмарка", "Троицкие гуляния", "Иван Купала",

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «уважение к взрослым».  

(Фоторепортаж "День благодарения бабушек и дедушек")

Таким образом, работая над формированием нравственно-патриотических качеств посредством культурно-досуговой деятельности, в коллективе воспитанников создана обстановка раскованности, творческого подъёма. В самостоятельной деятельности дети с удовольствием импровизируют, участвуют в концертах и развлечениях. Интеллект ребёнка заметно насыщен первоначальными представлениями об истории и культуре малой Родины. Всё это закладывает основы гражданского воспитания, формирует патриотизм и нравственную культуру.

Анализируя опыт работы по организации и проведению праздников  можно сделать  вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности.

Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, группы, творческого коллектива, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Список литературы

1. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.

2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка – Пресс, М., 2003.

3. Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

5. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г

6. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.
7. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

8. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

14

11. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

12. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.